В эпоху климатических перемен крупные города тонут под ливнями, так как финансирование ливневой канализации до сих пор остается «серой зоной». Эксперты Вышки изучили проблему и предложили выход: сочетать традиционные трубы с зелеными пространствами и прозрачным бюджетированием.
Факультет городского и регионального развития НИУ ВШЭ провел вебинар «Пути развития ливневой канализации в современном городе», на котором выступил профессор Высшей школы урбанистики им А. А. Высоковского ФГРР Сергей Сиваев. Факультет разрабатывает проекты обеспечения городских территорий ливневой канализацией, изучает новые тренды ее развития в России и за рубежом, в том числе сокращение водонепроницаемых поверхностей в городах, применяемое в последние годы в разных странах, и анализирует источники финансирования инженерной инфраструктуры отвода поверхностных стоков. В Вышке стремятся сочетать решение проблем содержания традиционной ливневки с применением элементов зеленой инфраструктуры, способных накапливать и частично фильтровать стоки.
Факультет подготовил коллективную монографию, в которой разработал технологию отвода поверхностных стоков, систему обеспечения финансирования ливневой канализации и методы управления строительством и содержания инфраструктуры. Для распространения опыта была разработана 40-часовая программа дополнительного профессионального образования «Устойчивое развитие ливневой канализации» по подготовке специалистов, занимающихся отводом поверхностных стоков в городах.

Сергей Сиваев
Сергей Сиваев подчеркнул, что ливневая канализация (ЛК) — сервис, необходимый всем. Эта часть городской инженерной инфраструктуры предназначена для обеспечения комфортного пребывания жителей на улицах и устойчивой жизнедеятельности домов, других городских объектов недвижимости и транспорта.
От уровня городской инфраструктуры и ее восприятия горожанами зависит качество жизни и инвестиционный потенциал города, поскольку затопление значительных территорий города при экстремальных осадках наносит ущерб имуществу граждан и недвижимости, затрудняет передвижение. Поэтому ЛК и ее способность справляться с пиковыми нагрузками привлекает повышенный интерес. Однако она остается на периферии внимания государства, не значится в федеральном проекте модернизации коммунального хозяйства, и упоминается лишь в Стратегии развития ЖКХ. Фонд развития территорий ЖКХ кредитует пять городских проектов развития ливневой канализации, но помимо этого нет реальных механизмов выделения федеральных ресурсов для ее строительства и содержания.

Фото: коллективная монография ФГРР НИУ ВШЭ
Докладчик обратил внимание на две ключевые причины затруднений работы ЛК: города закупоривают поверхность, что затрудняет сток и инфильтрацию воды в почву и создает опасность для городской среды, и интенсификация дождей, в комплексе формирующие вызов устойчивому развитию городов.
Анкетирование администраций 100 крупнейших городов России (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) показало большой интерес мэров городов к ее развитию и содержанию и одновременно сложность ситуации. Имеющаяся информация о наличии ливневой канализации, объемах и источниках ее финансирования показала недостаток обеспеченности улиц системами удаления поверхностных стоков и существенные отличия в механизмах финансирования ЛК.
Кроме того, совмещение ливневой канализации с бытовыми стоками создает проблемы с очистными сооружениями. Важно не сбрасывать разные стоки вместе. Позитивный пример дает Москва, где на всех локальных системах отвода поверхностного стока стоят станции очистки. В период интенсивных дождей вода попадает в накопители, а затем уже в стационарном режиме — на фильтрационное оборудование, где проходит их полноценная очистка перед сбросом в водоемы. Благодаря хорошему взаимодействию Высшей школы урбанистики с ГУП «Мосводосток» студенты имеют возможность на практике посмотреть, как работает система ливневой канализации в Москве во время экскурсий, которые проходят в рамках учебного курса «Управление городской коммунальной инфраструктурой».

Фото: коллективная монография ФГРР НИУ ВШЭ
Сергей Сиваев также обратил внимание на отличие в управлении и эксплуатации ливневых стоков: в одних городах ими ведают городские водоканалы, в других — дорожные службы. И только в редких случаях этой инженерной инфраструктурой занимаются специализированные предприятия.
Что касается системы оплаты за отвод поверхностных стоков, то надо решить, к какому роду услуг относится отвод поверхностных стоков — публичным или коммунальным. Эксперты Вышки считают, что услуга не относится ни к первым, ни ко вторым. Она касается содержания земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости и, следовательно, оплачивать ее должен собственник недвижимости, что позволяет формировать правовые рамки тарификации.
В условиях сложностей с финансированием и слабой федеральной поддержки при ограниченных ресурсах местных бюджетов появляются разные практики, когда региональные органы регулирования на свой страх и риск устанавливают тарифы на оказание услуги отвода поверхностного стока для муниципальных образований. Таких сейчас около 30, и они распространяются на собственников земельных участков — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а физические лица за ливневку не платят.
Есть опасения, что перенос оплаты стоков на жителей приведет к серьезному социальному недовольству («ввели тариф за дождь, скоро заставят платить за воздух»). При этом законодательно определено, что ливневая канализация – это часть городской системы канализации, оказывающей платные услуги по отводу стоков. Однако нет нормативных документов, определяющих методику расчета таких услуг. Поэтому на практике при установлении тарифов используется методика ценообразования на услуги по отведению хозяйственно-бытовых стоков, что формирует определенные риски, связанные с определением объемов оказываемых услуг.

Фото: коллективная монография ФГРР НИУ ВШЭ
Администрации городов утверждают, что для содержания ЛК недостаточно средств. Для формирования бюджета этой сферы необходимо сделать финансирование отвода стоков понятным, прозрачным и прогнозируемым — пока правовое поле тарификации отвода поверхностных стоков остается дискуссионным. Но при этом целый ряд судебных дел, инициированных собственниками земельных участков, не желающих оплачивать услугу, завершились заключением договоров между истцами и организациями, эксплуатирующими ливневую канализацию.
Важной проблемой содержания сетей остается определение объема стоков и абонента. Для этого приходится оперировать информацией о земельных участках, их размерах, ландшафте и геоположении, а также направлении движения стоков. Важно также учитывать показатели водопроницаемости.
Формирование сбалансированных тарифов, обеспечивающих финансирование инженерной инфраструктуры и не обременяющих пользователей, — это сложная работа, которая требует применения геоинформационных систем. Также важно учитывать успешные практики. «Перекапывать город и заменять трубы на всех улицах – это путь в никуда», — уверен Сергей Сиваев.

Фото: коллективная монография ФГРР НИУ ВШЭ
Он отметил, что мировой тренд – это увеличение зеленых поверхностей, которые имеют лучшее водопоглощение и принимают на себя значительную часть пиковой нагрузки по поверхностным стокам. Кроме того, такие пространства формируют много косвенных положительных эффектов: например, уменьшают эффект «теплового острова» в городах за счет процессов испарения воды.
«Наша задача – совмещать развитие традиционной инфраструктуры с расширением водопроницаемых городских пространств, снижающих пиковые нагрузки на канализацию», — сказал докладчик. Он сообщил, что в ведущих странах мира, в частности в США и в Китае, накоплен опыт увеличения водопроницаемых площадей.
В частности, в КНР действует проект «город-губка» с финансированием на национальном уровне. Его реализация в «пилотных» городах позволила существенно снизить подтопления в период муссонов на юго-востоке страны. Китай достиг успехов и в утилизации ливневых стоков: при наводнении вода уходит в парки и не наносит катастрофического ущерба. Опыт градорегулирования в КНР при создании «городов-губок» представляется полезным для России.
В нашей стране тоже есть примеры улучшения городской среды, но они пока не стали системой, это скорее пилотные проекты.
НИУ ВШЭ готова обучить специалистов, заинтересованных в повышении квалификации, разобраться с ливневкой в городах, решить вопросы финансирования и выделить формирование ЛК в отдельный элемент городских мастер-планов. Проблема подтопления очень актуальна и ее решение – серьезная задача устойчивого развития городов.
Важно подготовить специалистов, имеющих достаточную компетенцию, на уровне городов, предприятий, пользователей и эксплуатантов ЛК, а также производителей оборудования для нее.
Сергей Сиваев подчеркнул, что созданная в Вышке программа позволяет понять роль ливневой канализации в повышении устойчивости развития российских городов, изучить практики ее расширения и содержания, а также методы финансирования, в том числе за счет внебюджетных поступлений. На курсе будут обсуждаться вопросы проектирования, российские и зарубежные практики.

Фото: iStock
Сергей Сиваев отметил: ливневая канализация – неотъемлемая часть проекта любого многоквартирного дома, но практика показывает, что лишь в незначительном количестве городов есть стандартизированные тарифы по оплате подключения к системам отвода поверхностного стока. Слушатели программы получат информацию о том, как это происходит и как развивать ЛК за счет застройщиков, а также о том, как сокращать платежи при создании зеленых водопроницаемых поверхностей на придомовых участках.
Кроме того, слушатели получат навыки расчета объема услуг с учетом геоинформации и подготовки договоров об отводе поверхностных стоков. Это трудоемкая работа, которая может стать важным инструментом для потенциальной тарификации и привлечения внебюджетных ресурсов на содержание отвода стоков.
Комплексное изучение проблем позволит слушателям программы взвешенно подойти к проблеме, подчеркнул профессор. Это не даст немедленного результата, но в перспективе позволит сделать города комфортнее и устойчивее к пиковым нагрузкам в период экстремальных осадков.