Время классической логистики, когда отработанные годами цепи поставок стабильно обслуживали экономику, ушло, отмечают эксперты. Быстрая, умная, клиентоориентированная, гибкая, устойчивая к рискам и цифровая — такой должна быть современная инновационная («квантовая») логистика. Об этом говорили участники вебинара «Как ситуация в мире влияет на сферу логистики и какие открывает перспективы?», организованного Международным центром управления цепями поставок НИУ ВШЭ.
Эволюцию управления цепями поставок (УЦП) часто связывают со сменой технологических укладов. Соответственно, в этот период меняется и логистика, отмечает заслуженный профессор, научный руководитель Международного центра управления цепями поставок НИУ ВШЭ Виктор Сергеев. «Сегодня появилось новое название логистики, и оно вошло в обиход как “квантовая” логистика… Основные черты такой логистики — быстрота и гибкость принятия решений, в том числе по редизайну цепей поставок, переход на новые маршруты транспортировки импортно-экспортных грузов, активное внедрение цифровых технологий, устойчивость к сбоям в цепях поставок. А собственно квантовые алгоритмы применяются уже сегодня для решения логистических задач, в частности задач по маршрутизации перевозок, диспетчеризации, оптимальной дислокации объектов логистической инфраструктуры в цепях поставок», — отмечает профессор.
Основные тренды в развитии логистики (согласно исследованиям компании DHL) условно делятся на три уровня: высокий, средний и низкий. К высокому уровню относится суперсетевая логистика, marketplace-логистика, зеленая (энергосберегающая) логистика, цифровая логистика. Технологические тренды на таком уровне — это развитие беспилотных транспортных средств, применение искусственного интеллекта, автоматизация логистических операций и роботы, развитие интернета вещей, аналитика больших данных, облачные технологии.
Средний уровень включает «умную» контейнеризацию (гармонизацию интермодальных грузовых единиц), разделенную экономику, ответственную и надежную логистику, исключительный сервис, УЦП скоропортящихся продуктов. Технологические тренды этого уровня — 3D-печать, блокчейн, дополненная реальность, беспроводные технологии нового поколения, автомобили без водителя, низкозатратные сенсорные технологии.
К низкому уровню развития логистики относятся: grey-power-логистика, логистика метрополитена. А технологические тренды — бионика в логистике, виртуальная реальность и цифровые двойники. Но, как считает Виктор Сергеев, важнейшая задача на любом уровне — обеспечение сквозной прозрачности цепей поставок.
«Почему так актуальна квантовая логистика или логистика в эпоху перемен? Потому что время классической логистики, когда привычные, годами отработанные цепи поставок стабильно работали и обслуживали промышленный сектор, ушло», — соглашается с коллегой первый заместитель генерального директора АО «СГ-транс» Александр Сапронов. По его оценкам, основные грузопотоки сегодня консолидируются на Восточном полигоне. Но этот полигон перегружен, он испытывает огромную нагрузку на инфраструктуру, и новые решения направлены на то, чтобы снять с него часть этой нагрузки.
Александр Сапронов уверен, что сделать это можно, перенаправив грузопоток по альтернативным маршрутам. Например, одним из таких маршрутов в качестве новой логистической возможности для экспорта и импорта РФ может стать новый транспортный коридор, который пока не используется, — это Наушки — Эрлянь — Тяньцзинь (2100 км). Другим — продуктопровод по дну реки Амур в Китай как канал экспортных поставок для СУГ, метанола, аммиака. Также подойдет и река Иртыш для совместного судоходства Россия — Казахстан — Китай. В этом случае необходимо задействовать специализированный речной флот с низкой осадкой, способный работать на малых глубинах. В качестве еще одного альтернативного транспортного маршрута Александр Сапронов назвал сочетание железной дороги и речных портов на реке Амур, по которой грузы могут доставляться в КНР до Харбина.
Фото: cnyhlogistic.com
Директор блока операционной логистики ПАО «Ростелеком» Александр Машков считает, что сегодня цифровизация в логистике важна как никогда. Но для ее развития необходима стратегия: «Стать в один момент цифровой компанией, конечно, невозможно. Надо понимать, для чего вы применяете цифровизацию. Вы можете использовать цифровую трансформацию цепей поставок для дальнейшей автоматизации, роботизации логистических операций. Но основная цель — сокращение операционных логистических затрат».
«Та ситуация, в которой мы сегодня оказались и смогли при этом сохранить товарооборот со многими странами (он на очень неплохом уровне), — все это стало возможно благодаря параллельному импорту, — говорит к.э.н., доцент, председатель Совета Гильдии логистических операторов МТПП Светлана Домнина. — Ввоз товаров в страну осуществляется без согласия производителей и правообладателей. Это была вынужденная мера, когда правительство приняло законодательные нормы, разрешающие осуществлять параллельный импорт».
По мнению начальника управления планирования закупок УК «Полюс» Евгения Шмакова, основным показателем, по которому измеряется эффективность закупочной деятельности в цепи поставок при стандартном цикле закупок, остается цена, по которой приобретаются те или иные товары. «Казалось бы, все очень просто: есть цена — покупай дешевле. Но мы всегда думаем о том, что можно еще привнести в закупочную деятельность при УЦП, что поможет нам повысить ее эффективность. И это — категорийное управление в закупках», — говорит он. По его словам, категорийный менеджмент от стандартного подхода в закупках отличается тем, что его применение позволяет снизить стоимость закупаемых материалов, получить синергетический эффект от взаимодействия с поставщиками, добиться согласованности бизнес-целей и требований заказчика с возможностями рынка поставщиков. «Категорийный менеджмент в закупках занимается управлением той или иной группой материалов, категорий товаров с точки зрения не просто приобретения товаров надлежащего качества по оптимальной цене, а гораздо в более широком смысле. Мы говорим об этапе планирования потребности до получения товаров на конечном пункте цепи поставок — у потребителя», — поясняет он.