Международный центр конкурентного права и политики БРИКС и базовая кафедра ФАС России факультета права НИУ ВШЭ провели круглый стол «Какой спрос на конкурентную политику сегодня?». Участниками стали практикующие юристы, представители бизнеса и профессиональных ассоциаций, студенты и исследователи ВШЭ и других московских вузов. Эксперты обсудили, как выглядит спрос со стороны общества на конкурентную политику сегодня и как ее необходимо менять.
Нелли Галимханова, заведующая базовой кафедрой Федеральной антимонопольной службы факультета права НИУ ВШЭ, заместитель руководителя ФАС России, модератор дискуссии, отметила, что ковидные ограничения создали условия для бурного роста цифровых сервисов и платформ, а внедрение цифровых технологий стало условием выживания бизнеса. Казалось, что мы идем по пути большей глобализации, но геополитические вызовы 2022 года привели к новому шоку: оборвались глобальные производственные цепочки, поменялась структура рынка. Президент в послании Федеральному собранию обозначил три задачи: развитие кадров, технологическое развитие и повышение производительности труда. По факту конкуренция направлена на решение всех трех глобальных задач.
Нелли Галимханова, фото: Высшая школа экономики
Светлана Авдашева, профессор факультета экономических наук НИУ ВШЭ, полагает, что роль конкурентной политики в условиях санкционного давления оказалась очень позитивной. Например, режим параллельного импорта на многих рынках стал самым действенным антикризисным инструментом. В дилемме защиты результатов интеллектуальной деятельности баланс смещается в сторону выигрышей от более низкой защиты и большей конкуренции.
Светлана Авдашева (крайняя справа), фото: Высшая школа экономики
В условиях реглобализации меняются целевые рынки для российского экспорта и правила конкурентной политики. На рынках Китая и Индии спрос на сырье выше, на многих рынках цены выше, чем в Европе. Ключевая особенность российской антимонопольной политики заключается в том, что она призвана решать задачу по предотвращению трансляции мировых цен на внутренние российские рынки, то есть бороться с высокими ценами экспортеров. Светлана Авдашева подчеркнула, что все большую важность приобретает политика России по развитию правил международной конкуренции в рамках БРИКС. «Это направление необходимо укреплять, так как мировой рынок для России опять сместился в сторону БРИКС, и сейчас подобные инициативы крайне актуальны и ожидаемы», — отметила она.
Алексей Иванов, директор Международного центра конкурентного права и политики БРИКС, заместитель заведующего базовой кафедрой Федеральной антимонопольной службы факультета права НИУ ВШЭ, поддержал Светлану Авдашеву, уточнив: «Мы в Центре БРИКС, работая с партнерами из стран Глобального Юга, убеждаемся, что очень важно формировать правила конкуренции. Необходимо развивать проконкурентную политику на тех рынках, куда мы вышли со своими энергоресурсами, иначе мы проиграем в условиях глобальной экономики».
Алексей Иванов, фото: Высшая школа экономики
В своем докладе «Реконституционализация антимонопольного права» Алексей Иванов отметил, что принцип защиты конкуренции явно закреплен в российской Конституции в разделе об основах конституционного строя. Этот конституционный запрос на активную конкурентную политику должен быть реализован в актах законодательства и мерах государственного управления.
Природа антитраста такова, что его главное ценностное предложение — это стимулирование человеческой творческой и предпринимательской деятельности, и именно на этом должен быть сделан акцент в антикризисном управлении. При этом антимонопольная политика имеет огромный антисанкционный потенциал. Сегодня Россия противостоит санкциям путем концентрации ресурсов, но это делает экономическую систему менее резистентной и повышает ее уязвимость, а дисперсная, более распределенная система становится более адаптивной и лучше противостоит санкционному давлению.
Для раскрытия антикризисного потенциала антимонопольной политики он предложил три блока правовых изменений, в числе которых — превращение антимонопольного регулятора в независимый орган вне правительства по модели Центрального банка, который, в свою очередь, тоже является одним из антимонопольных регуляторов.
Пора перестать воспринимать антитраст как разновидность контрольно-надзорной деятельности, уверен Алексей Иванов. Конкурентная политика направлена на расшивку тонких мест в экономике и управлении системными рисками, а в контексте антикризисной политики она должна быть задействована еще более активно.
Андрей Шаститко, фото: Высшая школа экономики
Андрей Шаститко, заведующий кафедрой конкурентной и промышленной политики экономического факультета МГУ, директор Центра исследований конкуренции и экономического регулирования РАНХиГС, заявил, что в антитраст «вшит ген экономического регулирования» и что всегда есть большая опасность полностью свалиться в экономическое регулирование, защищая интересы конечных потребителей. Он убежден, что ФАС должна учитывать именно долгосрочные эффекты деятельности участников рынка и не концентрироваться на «популизме в антитрасте», когда акцент делается на эффектах краткосрочных. «Антимонопольной службе необходимо наращивать компетенции в плане прикладного эмпирического анализа рынков. У ФАС абсолютное преимущество в доступе к информации, и его надо использовать», — отметил эксперт. Андрей Шаститко поддержал предложение Алексея Иванова: «Для раскрытия потенциала антимонопольного регулирования в его антикризисной форме очень важно наделить антимонопольный регулятор независимым статусом».
Андрей Цыганов, ведущий научный сотрудник кафедры конкурентной и промышленной политики экономического факультета МГУ, заместитель руководителя ФАС России, описал те сферы, которые, на его взгляд, могут стать точками роста для регулятора. Во-первых, нужно повышать приоритизацию, то есть конкурентное ведомство должно в большей степени определять приоритетные сферы приложения очень ограниченных ресурсов. Также важна проактивность: при определенных сигналах с рынка надо, не дожидаясь жалоб от граждан, принимать меры антимонопольного реагирования. Необходимо использовать широкий инструментарий «мягкого права»: медиация, поддержка социально ответственного поведения компаний, адвокатирование, торговые политики — все, что позволяет быстро решать проблемы, не применяя жестких санкций.
Андрей Цыганов, фото: Высшая школа экономики
Андрей Цыганов согласился с Андреем Шаститко относительно необходимости развития аналитических компетенций: «У нас не хватает современных инструментов анализа, надо развивать аналитическую базу. Компании, которые работают в реальных секторах экономики, давно обгоняют нас по аналитическим возможностям, по работе с большими базами данных и по технологиям анализа данных. Нам нужно иметь возможность заказывать исследовательские работы у экспертных центров, чтобы сотрудникам конкурентных ведомств было легче принимать решения».
Ирина Филатова, фото: Высшая школа экономики
Ирина Филатова, член Комитета по защите конкуренции Госдумы РФ, заострила дискуссию, рассказав о насущных проблемах, с которыми участники экосистемы маркетплейсов приходят в комитет: сотрудники ПВЗ, логисты, продавцы и т.д. обращаются с жалобами на нарушение своих прав и недобросовестные действия со стороны платформ. «Участники экономической деятельности — это в первую очередь люди, малый и средний бизнес. Для них мораторий на антимонопольные проверки IT-компаний принес катастрофические последствия: односторонние изменения договоров, бесконечные штрафы и неустойки, выставляемые маркетплейсами, и т.д. — все это тяжким бременем ложится на людей, которые не понимают, как защищать свои интересы», — отметила Ирина Филатова. Она поддержала тезис Алексея Иванова о том, что ненормально, когда большая часть доходов маркетплейсов формируется из штрафов. Наверное, это предмет для серьезного антимонопольного анализа. Также Ирина Филатова рассказала о текущей работе в комитете по рассмотрению законопроекта о регулировании маркетплейсов и о том, как это может усилить функцию антимонопольного контроля.
Денис Гаврилов, фото: Высшая школа экономики
Денис Гаврилов, заместитель заведующего кафедрой конкурентного права МГЮА им. О.Е. Кутафина, отвечая на вопрос круглого стола, отметил, что спрос на конкурентную политику существует и он точно является устойчивым и стабильным. Антитраст — это уникальный инструмент рыночного правопорядка, который очень эффективно трансформируется, развивается и адаптируется под потребности, подчеркнул он. Денис Гаврилов призвал адаптировать антимонопольное законодательство под реалии цифровых рынков, как это успешно произошло в случае с принятием пятого антимонопольного пакета, а также развивать инструменты «мягкого права» и полностью исключить антимонопольные иммунитеты для интеллектуальной собственности. Конкурентную политику необходимо развивать также в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который может стать площадкой для сотрудничества в этом направлении. Единые рынки не могут существовать без антимонопольных правил, и в этом смысле спрос на конкурентную политику сегодня колоссальный, убежден Гаврилов.
Алексей Сушкевич, директор департамента антимонопольного регулирования Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), рассказал, что, согласно их анализу, в странах ЕАЭС в целом за период функционирования объединения динамика конкурентной борьбы выросла, что отмечают все участники рынка, опрошенные комиссией. Все меньше поступает рядовых жалоб на классические формы нарушения антимонопольного законодательства. В этой связи роль антимонопольного регулирования в становлении конкурентного рынка можно оценить как очень высокую. «Но следующим шагом, — предложил Алексей Иванов, — должен быть переход от рутины и мелкого рыночного регулирования к конкуренции в смысле защиты ценностей, как это сформулировано в Конституции». Для этого нужен другой институциональный дизайн антимонопольного регулирования и, возможно, другие подходы. Это важный разговор на будущее, и комиссия готова в нем участвовать.
Закрывая круглый стол, Нелли Галимханова отметила, что это первый круглый стол из серии подобных дискуссий, организуемых базовой кафедрой ФАС России, и анонсировала следующее, более фокусное заседание, посвященное проблеме маркетплейсов.