Более 85% российских школ уделяют внимание обучению финансовой грамотности. Однако с 2022/23 учебного года изучать финансовую грамотность будут все школьники. Соответствующие изменения внесены в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. Что предлагается изменить в школьном обучении, рассказала методист Казанского ММЦ Чулпан Шавалеева в ходе вебинара Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования НИУ ВШЭ.
В России едва ли найдется человек, который бы не слышал аббревиатуру МММ. В 1990-е годы незнакомых с элементами рыночной экономики граждан страны было легко завлечь в финансовые пирамиды. Однако с годами проблема финансовой грамотности населения не исчезла. Так, в 2019–2020 годах появился и быстро исчез инвестиционный фонд «Гафаров и партнеры», в деятельности которого выявлены признаки финансовой пирамиды. По разным оценкам, его вкладчики суммарно потеряли от 43 млн до 1 млрд рублей.
С 2017 года в России реализуется Стратегия повышения финансовой грамотности населения, принятая правительством. Ее цель — формирование финансово грамотного поведения граждан, повышение уровня их финансовых знаний, обеспечение доступа граждан к достоверной и надежной информации. Изучение финансовой грамотности внедряется в школах: по данным ЦБ, к 2020 году в том или ином формате в образовательную программу этот предмет включили около 85% школ, каждая пятая школа в стране ввела изучение финграмотности в обязательном режиме.
В интервью ТАСС заместитель министра финансов России Михаил Котюков заявил: «Сегодня базовых знаний уже недостаточно, чтобы избежать финансовых ошибок. Поэтому курс финансовой грамотности в школах будет интегрирован в разные предметы: математику, обществознание, информатику, окружающий мир и даже географию. Важно донести интересным, доступным языком нужную информацию».
В мае 2021 года были приняты новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС): теперь финансовая грамотность будет преподаваться школьникам равномерно в течение всего периода обучения. Дети начнут изучать финансовую грамотность уже в начальных классах: на уроках математики — получать базовые представления о цене, стоимости, единицах измерения денег и о процессе купли-продажи; на уроках окружающего мира — изучать семейный бюджет, его доходы и расходы, а также безопасность в интернете и защиту персональной информации.
В средней школе учащимся предстоит изучить более сложные финансовые операции с процентами и дробями. По мнению Чулпан Шавалеевой, на уроках математики необходимо учить детей считать доходы по депозитам, платежи по кредитам, размеры налогов и давать другие бытовые финансовые задачи.
Чулпан Шавалеева, фото: kpfu.ru
Шире всего финансовую грамотность предполагается изучать в рамках обществознания. Школьники должны будут ее проходить в блоках экономики и политики. Ученики получат знания о финансовой грамотности в повседневной жизни, финансовых услугах и своих правах во взаимоотношениях с банками и другими организациями. В старших классах предполагается уделять внимание развитию рационального экономического поведения и отношению к предпринимательской деятельности.
Однако, по мнению Чулпан Шавалеевой, этого недостаточно. «В 7-м классе (в основном это блок права: правоотношения, правонарушения, основы гражданского и трудового права) не предполагается никаких результатов, связанных с финансовой грамотностью. Но мы можем изучать ее очень успешно, активно и конструктивно, так как большинство услуг и платежей на финансовом рынке регулируются теми или иными нормативными актами», — отмечает спикер. «На финансы в экономике отводится всего лишь 5 часов, хотя это наиболее серьезный и важный блок для финансовой грамотности», — добавила она.
В ходе изучения некоторых предметов финансовая грамотность будет затрагиваться косвенно, например на уроках географии и информатики. Так, в том же 7-м классе дети будут изучать хозяйственную и экономическую деятельность в регионах России и мира, а также валюты мира и их применение. На ИКТ школьники будут учиться следовать правилам безопасной аутентификации, распознавать мошенничество и получать навыки финансовой безопасности, рассказала Чулпан Шавалеева.
Для успешного повышения финансовой грамотности школьников разработаны учебные пособия, в том числе электронный учебник, где есть множество готовых интерактивных инструментов, в частности «Финансовые грабли» — игровой практикум, который призван научить школьников правильно обращаться с личными финансами, отстаивать свои права.
«Я очень надеюсь, что учителя обратят внимание на эти материалы, которые позволяют в рамках урока затронуть темы финансовой грамотности. Это очень удобный формат», — отметила Чулпан Шавалеева.
Институт Фонда «Общественное мнение» (ФОМ) по заказу Центрального банка в течение трех лет (с 2017 года — момента запуска стратегии) готовил ежегодный мониторинг состояния финансовой грамотности населения. Измерения проводились и среди взрослого населения, и среди молодежи в возрасте от 14 до 22 лет. Общее число респондентов составило более 4 тысяч человек из городов и сел почти всех российских регионов.
Согласно исследованию, за три года уровень финансовой грамотности россиян вырос с 52 до 54 баллов из 100 возможных. Доля респондентов, которые знают, какие организации занимаются защитой прав потребителей на финансовом рынке, увеличилась с 38 до 50%. Количество россиян, у которых есть финансовая подушка безопасности, выросло с 37 до 47%, доля делающих регулярные сбережения — с 27 до 32%, доля справляющихся со своими финансами — с 54 до 61%.
Фото: iStock