Презентовать бизнес-идею, создать вау-эффект и вдохновить потенциальных инвесторов — задача на 4 минуты. Именно в таком формате существуют популярные в Вышке встречи HSE Pizza Pitch. Как проходят университетские питчинги, какие проекты выросли из этого формата и с чем студенты идут к открытому микрофону — в материале HSE Daily.
HSE Pizza Pitch — популярный формат встреч начинающих предпринимателей из университетского сообщества и потенциальных инвесторов. Он действует в режиме открытого микрофона: желающие выступить заранее регистрируются, приходят на питчинг и представляют свой проект. На каждую презентацию авторам дается 4 минуты, еще 5 — на Q&A-сессию, в ходе которой вопросы могут задавать как инвесторы, так и просто гости из зала. Посетить такую встречу можно как в качестве выступающего или инвестора, так и в качестве специалиста, эксперта или просто слушателя.
Pizza Pitch организует Бизнес-инкубатор ВШЭ, зачастую в коллаборации с разными факультетами. Так, 24 ноября питчинг (от англ. pitch — «выставлять на продажу»; презентация проекта для нахождения инвесторов, готовых его финансировать) проводился совместно с факультетом компьютерных наук, 1 декабря — с факультетом креативных индустрий.
Успеть за четыре минуты
«Мы хотим помочь геймерам, чтобы они не тратили время впустую на сбор команды», — заявил студент факультета компьютерных наук Гордей Завьялов, один из авторов стартапа DVOR, ориентированного на любителей мультиплеерных компьютерных игр. Через приложение, которое разработала команда Гордея, можно следить за активностью своих друзей в играх и отправлять приглашения о вступлении в команду, что заметно снижает количество сил, затраченных на подготовку к игре. Свой проект он представил на питчинге 24 ноября. В тот вечер экономия времени вообще стала одним из ключевых посылов большинства презентованных стартапов.
Другая команда представила приложение ChargeMe для поиска и управления зарядными станциями для электромобилей. По задумке авторов идеи приложение должно агрегировать данные геопозиций всех зарядок из разных ресурсов в одном месте, фиксировать и отображать их статусы и состояние с помощью функции check-in, что поможет владельцам автомобилей комфортно перемещаться по городу до зарядных установок.
Студент факультета социальных наук Владислав Бешляга решил посмотреть на сбережение времени под другим углом. Его стартап «Задачник» призван оптимизировать планирование с использованием функций искусственного интеллекта. За счет настройки алгоритмов программы можно будет быстро переносить любые мероприятия, встречи и другие дела в специальный таск-менеджер, расшифровывать голосовые сообщения, в частности вносить изменения в план через устные команды.
«Для меня в первую очередь это ценный опыт публичного выступления, — поделился Владислав Бешляга эмоциями после выступления. — Благодаря таким питчингам натренировывается уверенность в себе и в своем проекте. Также благодаря Q&A-сессии можно легче обнаружить свои проблемные места».
По словам участников, формат выступлений довольно сложный. «Но так любой питчинг и должен проходить. При этом за 4 минуты ты можешь быстро понять отклик аудитории, если он есть», — добавляет Владислав Бешляга.
Фото: Бизнес-инкубатор ВШЭ / В Контакте
Среди других представленных на питчинге проектов: Touch2Touch — платформа для организаторов и участников мероприятий, которая помимо прочего позволяет заниматься нетворкингом; Random Coffee HSE — ремейк известного приложения Random Coffee, где за подписку пользователь каждую неделю получает контакт собеседника, с которым может пообщаться. Оригинальный проект ориентирован на бизнес-аудиторию, а Random Coffee HSE — на студентов. Руководитель стартапа тот же, что и у проекта DVOR, — студент факультета компьютерных наук Гордей Завьялов.
На Pizza Pitch с факультетом креативных индустрий 1 декабря преобладала тема коммуникаций. Команда студентов представила стартап Quest — приложение для дейтинга: разработчики придумали новую технологию подбора пар для общения и свиданий.
Тему общения подхватил проект TUSI. Правда, там речь шла уже не о свиданиях: авторы позиционировали свою идею как приложение, где можно найти попутчиков для похода на фестиваль или другое мероприятие.
Среди других представленных идей — приложение для подготовки к ЕГЭ по русскому языку с заданиями в игровой форме «ЕГЭландия», сервис подбора индивидуальной образовательной траектории Erised и т.п.
Timepad и другие выпускники Бизнес-инкубатора
В Бизнес-инкубаторе ВШЭ, который организует Pizza Pitch, проводят также другие мероприятия по выращиванию стартапов. Среди проектов, которые вышли из этой среды, много успешных, делится менеджер подразделения Елена Харыкина.
Проектно-учебная лаборатория «Бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ» — структурное подразделение, которое занимается развитием университетского предпринимательства. Его задача — помогать начинающим предпринимателям проверять идеи, привлекать инвестиции, подбирать менторов и «упаковывать» проект — доводить его до уровня инвестиционной презентации и проработанного бизнес-плана.
В рамках инкубатора для студентов Вышки, в частности при поддержке Платформы университетского технологического предпринимательства, запускаются акселераторы (программа по ускорению развития стартапов через наставничество, обучение и экспертную поддержку), где для каждой стадии проекта свое название: First Step, Scale Up и «Высший пилотаж». Благодаря акселераторам студенты имеют возможность общаться с экспертами рынка и заниматься нетворкингом. Каждый участник также может запросить индивидуальную сессию по своему проекту и получить ценные рекомендации.
Примеры успешных проектов Бизнес-инкубатора — Timepad и Rebotica.
В первом случае речь идет о платформе для управления событиями: Timepad позволяет выносить свою форму регистрации и оплаты билетов на другой сайт, а также продавать билеты через соцсети. Организаторам ресурс позволяет получать данные о посетителях и использовать их в дальнейшей работе.
Будучи стартапом, Timepad рос в Бизнес-инкубаторе. Его создатели — выпускники Вышки Дарья Устюжанина, Людмила Павлова и Артем Киселев. Во время учебы в НИУ ВШЭ они работали в Бизнес-инкубаторе, получали консультации от экспертов и инвестиции. В 2010 году Timepad получил премию «Стартап года».
Rebotica — это обучающая платформа с курсами для детей и подростков. В процессе запуска она тоже проходила «инкубацию» — так в Бизнес-инкубаторе называют процесс консультирования и помощи стартапу.
Фото: Бизнес-инкубатор ВШЭ / В Контакте
Еще один пример полноценно работающего сервиса, вышедшего из инкубатора, — Anywash. Это программа для управления парком автомобилей. Она позволяет вести единый учет и документооборот, управляться с мойками и шиномонтажами, переводить автомобили и сдавать их в аренду. В 2020 году команда Anywash победила в финале программы акселератора Сбербанка Sber Up, организованного при поддержке Бизнес-инкубатора ВШЭ, став основным поставщиком услуг по мойке автомобилей «СберЛогистики». Позже проект достиг договоренности о привлечении инвестиций фонда SMG Capital и ряда частных инвесторов.
Один из проектов, который проходит аналогичный путь в настоящее время, — стартап студентки факультета экономических наук Анастасии Королевой NeuroWood. «Это компьютерное зрение для лесной промышленности», — поясняет продакт-менеджер и руководитель инкубационной программы Евгений Сенокосов. Технология, которую разрабатывает стартап, позволяет инвентаризировать спиленные деревья. Лесоруб наводит камеру смартфона на спиленные деревья, искусственный интеллект определяет их вид, сортность древесины, измеряет объем и считает количество бревен.
Быстрый и дешевый способ проверить гипотезу
«У нас есть своя база инвесторов, мы их зовем на Pizza Pitch и другие мероприятия», — делится Евгений Сенокосов. «База формируется довольно давно. Это база за все годы нашего существования, то есть с 2006 года. Инвесторы могут зайти к нам на сайт и подать заявку. Кроме того, у некоторых членов команды есть знакомые инвесторы», — уточняет он.
Чем интересны студенческие стартапы для самих инвесторов? Чаще всего у каждого свои мотивы, и они зависят, в частности, от стадии развития стартапа. «Инвестиции в стартап со сложным продуктом на ранних стадиях эффективнее маркетинговых исследований», — отмечает эксперт «Платформы университетского технологического предпринимательства», генеральный директор группы «ТехноСпарк» Олег Лысак.
Если инвестор — компания, то для нее такие вложения — прямой путь к снижению стоимости НИОКР. Потому что такой инвестор покупает готовый результат без необходимости содержания и обеспечения производственных мощностей и новой инфраструктуры. Например, стартап — быстрый и дешевый способ проверить гипотезу о продукте и бизнесе на рынке, поясняет эксперт.
Университетские стартап-студии сейчас вкладывают в pre-pre-seed-стадию на этапе, когда еще нет MVP (минимально жизнеспособного продукта). Они инвестируют в кристаллизацию гипотезы, создание бизнеса.
«Инвестору интересно вкладывать в университетскую стартап-студию, т.к. для него это параллельная структура запуска новых продуктов, апробация бизнес-гипотез, новых сервисов. И этот инвестор получает деятельные знания о новейших технологиях, продуктах, рынках, которые не получит никаким другим способом», — подчеркивает Олег Лысак.