Партнерство против кризиса: ВРЭП стало новым фактором роста в АТР 

Фото: iStock
Фото: iStock

Региональные торговые соглашения являются одним из главных инструментов ведения международной торговой политики. Они становятся для стран важным элементом снижения негативных последствий экономических кризисов. Одним из таких соглашений стало Всестороннее региональное экономическое партнерство. О его появлении и опыте развития торговых отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе рассказали доцент департамента мировой экономики ФМЭиМП НИУ ВШЭ Елена Островская и доцент кафедры торговой политики Института торговой политики НИУ ВШЭ Валентина Скрябина.

Больше половины существующих в мире региональных торговых соглашений предусматривают создание зон свободной торговли, отмечает Валентина Скрябина. Это способствует устойчивому увеличению взаимного товарооборота за счет снижения неопределенности для национальных компаний, прозрачности регулирования торговых процессов и сдерживания негативных эффектов, порождаемых экономическими кризисами. 

На современном этапе развития зон свободной торговли, по словам эксперта, наблюдается тенденция расширения спектра договоренностей, в т.ч. «по либерализации режима капиталовложений, вопросам миграционной и социально-экономической политики, защите окружающей среды и так далее». Одним из ее следствий стало создание Всестороннего регионального экономического партнерства — ВРЭП.

Соглашение было подписано Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины) и их ключевыми торговыми партнерами — Австралией, Китаем, Новой Зеландией, Южной Кореей и Японией — 15 ноября 2020 года и вступило в силу 1 января 2022 года. Юридически данные договоренности установили самую большую зону свободной торговли в мире (сейчас на нее приходится 25% мировой торговли товарами, 31% мирового ВВП и 31% притока прямых иностранных инвестиций), а также позволили странам-участницам увеличить реальный доход и реальный ВВП, обеспечить стабильность роста торговли. 

В переговорах участвовала и Индия. Как отметила Елена Островская, переговоры затянулись именно из-за требований Нью-Дели согласовать менее либеральные условия соглашения для гарантии невозникновения угроз для национальных экономик. Индия является активным членом ВТО, но занимает сдержанную и осторожную позицию в отношении региональных торговых соглашений, которые она заключила лишь с небольшими государствами Южной Азии (Непал, Бутан, Мальдивы и т.п.). Присоединение к ШОС также не привело к ощутимым результатам в области регионального экономического сотрудничества. Однако цель всех остальных участников заключалась в получении доступа на емкий индийский рынок. В этой связи первоначальный интерес Индии к ВРЭП всячески поддерживался партнерами.

В итоге прослеживается аналогия проекта ВРЭП с проектом Транстихоокеанского партнерства, в котором изначально должна была участвовать ведущая экономика мира — США. В обоих мегапроектах предполагалось участие крупных стран с емким рынком сбыта, что обеспечивало повышенную заинтересованность партнеров в реализации указанных проектов. Впоследствии США отказались входить во Всеобъемлющее и прогрессивное транстихоокеанское партнерство (ВПТТП), а Индия не присоединилась к ВРЭП. ВПТТП заморозило прогрессивные статьи, ВРЭП не смягчило правила регулирования, на чем настаивала Индия.

Основные разделы ВРЭП включают торговлю товарами и услугами, инвестиции, экономическое и техническое сотрудничество, интеллектуальную собственность, вопросы конкурентной политики и разрешения споров. Елена Островская подчеркивает, что в процессе переговоров в этот список добавились передвижение физических лиц, деятельность малых и средних предприятий, порядок осуществления государственных закупок и электронной коммерции. Хотя остались и некоторые серые зоны. «Соглашение не предусматривает разрешения споров в сфере инвестиций, конкуренции и электронной торговли, что несколько снижает значимость этого механизма», — добавляет эксперт.

Однако детальная проработка юридических аспектов соглашения, пусть и с наличием некоторых пробелов, позволила государствам-участникам реализовывать преимущества созданной зоны свободной торговли: использовать появившиеся антикризисные возможности, увеличивать значимость и интенсивность экспортных и импортных потоков и др. В качестве примеров экономического успеха в рамках заключенных торговых соглашений Валентина Скрябина привела кейсы Южной Кореи, Австралии, Японии, Сингапура и др.

Фото: iStock

Республика Корея в 2005–2020 годах создала сеть из 19 региональных торговых соглашений, что помогло ей смягчить кризисный эффект пандемии COVID-19. По сравнению с мировым кризисом 2008–2009 годов, когда Южная Корея участвовала только в пяти подобных соглашениях, значимость и интенсивность торговли с половиной партнеров (Вьетнам, Австралия, Малайзия и др.) показали устойчивый рост.

Австралия с 2005 по 2022 год расширила сеть региональных торговых соглашений более чем в три раза. Это позволило экономике страны купировать последствия серьезных экономических кризисов, особенно в экспортных отраслях: больше половины австралийских партнеров (Новая Зеландия, Япония, Южная Корея, Таиланд, Малайзия, Вьетнам, Индонезия, Сингапур и др.) сохранили внешнеторговые связи со страной во время пандемии.

Япония увеличила количество торговых партнерств в девять раз в 2005–2022 годах. У двух третей стран — участниц этих соглашений (ключевые — Канада и Малайзия) выросла интенсивность торговли со Страной восходящего солнца. Экспорт Японии при этом приобрел интересную особенность: в начале кризисных периодов экспортные объемы снижаются, чтобы за последующие несколько лет восстановиться практически до докризисных значений.

Сингапур имеет самую крупную торговую сеть среди рассматриваемых стран, состоящую, по данным ВТО, из 27 соглашений. Она закономерно показывает наибольшую антикризисную эффективность: в период пандемии COVID-19 92% сингапурских партнеров (ключевые страны — Камбоджа, Панама, Малайзия) не снизили показатели значимости торговли со страной.

ВРЭП стало крайне значимым инструментом торгового взаимодействия в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Елена Островская характеризует его потенциал как «в разы превышающий потенциал других партнерств», т.к. ВРЭП «регулирует фактически все аспекты торговли глубже и шире, чем документы ВТО и традиционные региональные торговые соглашения». Эксперт отмечает, что по сравнению с соглашением между АСЕАН и Китаем 2010 года во ВРЭП регулируется сотрудничество в 22 новых областях. Участники ВРЭП не претендуют и не рассматривают соглашение как некую замену многостороннего регулирования в рамках ВТО. Елена Островская подчеркнула, что ВРЭП — это лишь дополнение к глобальной системе и что лучшие его практики могут быть использованы в процессе реформирования ВТО. 

В докладе Валентины Скрябиной последовательно доказывается, что ВРЭП является одним из наиболее существенных инструментов сдерживания негативных для торговли последствий в периоды глобальной нестабильности. Поэтому идеи, характерные для соглашения, — установление дифференцированного подхода к его участникам в зависимости от их уровня экономического развития, разработка формата интенсификации двусторонних торговых связей между странами-участницами и т.п. — могут быть ценны для развития торговых отношений в других регионах мирах, в т.ч. тех, на которые распространяются внешнеэкономические интересы России. 

Дата публикации: 29.11.2024

Автор: Михаил Галкин, стажер-исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: