Стремление детей небогатых родителей без высшего образования поступить в университет может быть обусловлено желанием близких обеспечить им успешную карьеру и более высокий социальный статус. Как правило, студентами первого поколения становятся юноши и девушки, успешно учившиеся в школе и получившие методическую и эмоциональную поддержку учителей и близких.
Стратегический проект НИУ ВШЭ «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста» (реализуется в рамках программы «Приоритет-2030») провел семинар «Высшее образование без опыта: культурная обусловленность выбора и траекторий студентов первого поколения».
Открывая семинар, координатор СП, ведущий научный сотрудник Центра комплексных исследований социальной политики Института социальной политики НИУ ВШЭ Светлана Бирюкова отметила: исследования показывают, что российская молодежь считает образовательный выбор самым важным, он определяет отделение от родителей и влияет на личную жизнь. Поэтому выбор высшего образования впервые в семье имеет особое значение.
Докладчик, младший научный сотрудник Центра социологии культуры Института образования НИУ ВШЭ Анастасия Лукина рассказала о существующих исследованиях о студентах первого поколения. Высшее образование во многих странах, в том числе в России, стало массовым, превратилось в социальную норму, поэтому многие родители ожидают от детей его получения. Они полагают, что вуз станет для них социальным лифтом, инструментом построения успешной карьеры и достижения более высокого социального статуса. Однако роль высшего образования в восходящей мобильности требует дополнительного изучения: такие преимущества, которых ожидают от высшего образования, обеспечивают селективные вузы, а дети из семей с невысоким статусом редко поступают в них, как и в магистратуру, дающую существенную прибавку в зарплате.
Многие российские студенты, особенно из семей с низкими доходами, совмещают учебу с работой, что влияет на учебу и нередко отражается на качестве освоения учебных программ. Анастасия Лукина также пояснила: размер зарплаты и престиж работы не всегда соответствует тому, что об этом думают сами студенты.
По данным международных исследований, поступив в вуз, студенты первого поколения нередко сталкиваются с новыми, незнакомыми для них нормами и правилами, созданными людьми из другого социального слоя. Французский социолог Пьер Бурдье называл эту ситуацию «надломленным габитусом», поскольку прежние социальные связи и установки не работают, а новые варианты образовательной и профессиональной траектории еще неизвестны. Культурные и иные дефициты, связанные с социальным происхождением, приводят к специфическому положению студента в вузе, в том числе выбору непрестижных профессий.
Из-за более низкого качества школьного образования и неэффективных практик учебы студенты первого поколения нередко хуже готовы к вузу, испытывают трудности с планированием графика, выбором времени между учебными предметами, внеучебными активностями и работой. Более уязвимые студенты чаще считают себя независимыми акторами и реже обращаются за помощью к однокурсникам и преподавателям. Наконец, возникают сложности в интеграции из-за ослабления привычных и длительного налаживания новых социальных связей, что может порождать проблемы с психическим и физическим здоровьем, а также слабую успеваемость или отчисление.
Еще одно ограничение выбора — расстояние от дома: студенты первого поколения, как правило, предпочитают вузы, находящиеся близко к дому, что поддерживают и родители, не желающие отпускать детей.
Особенное внимание в рамках своего исследования авторы доклада уделили внеучебной деятельности студентов первого поколения. По данным исследований, статус студентов влияет на качество и количество мероприятий: учащиеся с низким статусом реже участвуют во внеучебной деятельности. У привилегированных студентов она укрепляет их положение и выбор престижных специальностей, служит средством выстраивания резюме. В другой ситуации они выбирают более простые курсы и участвуют в активностях, позволяющих получать образовательные кредиты и защитить диплом. Студенты с низким статусом вовлекаются во внеучебную активность для развития социальных связей, получения дополнительных навыков будущей карьеры и повышения статуса, участвуя в студенческом самоуправлении и волонтерстве. При этом такая деятельности отчасти воспроизводит уже существующие неравенства.
Далее коллеги представили результаты своего эмпирического исследования. Материалом для него стали качественные интервью с 33 студентами вузов (один из них — участник проекта «Приоритет-2030») в Челябинске. Город был выбран как типичный, усредненный по доле студентов в населении и по широкому спектру мероприятий для студентов, а также наличию во многих вузах программ адаптации для первокурсников.
Содокладчик, директор Центра социологии культуры Института образования НИУ ВШЭ Екатерина Павленко уточнила: приоритетом авторов был анализ данных интерпретации студентами процесса выбора вуза и опыта учебы и внеучебной деятельности. Для этого было проведено тематическое кодирование, выделялись ключевые сюжеты и типичные нарративы попадания в вузы.
Рассказывая о выводах исследования, она указала, что среди ключевых факторов поступления выделяются оценки в школе, служащие сигналом для учителей о готовности ребенка учиться. Высокие оценки формируют вокруг школьника систему поддержки со стороны близких и педагогов, отметивших успехи детей в освоении предмета. Они распознают в учениках «подходящих» для высшего образования и фокусируются именно на таких учениках. Педагоги могут выступать в описанной Аннет Ларо роли «культурных гидов» для студентов первого поколения, становясь примером усердной работы, умного и образованного человека. Однако недостаточная вера в собственные силы и дефицит информации снижают возможность долгосрочного планирования и построение образовательных траекторий студентов первого поколения даже при высоких оценках.
Фото: Высшая школа экономики
Важна в поступлении и роль родителей. Родители из простых семей часто придерживаются «естественного стиля» воспитания (natural growth), описанного Аннет Ларо, учеба ребенка зависит в таком случае преимущественно от него. «Срежиссированный стиль» (concerted cultivation) предполагает выстраивание родителями вокруг ребенка и его учебы системы поддержки для обеспечения высоких оценок, активное участие в образовании детей. Интересно, что среди студентов первого поколения распространены оба стиля воспитания.
При этом при «срежиссированном стиле» не происходит предполагаемого разрыва габитуса и сложности адаптации внутри системы высшего образования: в случае проблем с учебой родители и другие близкие включают систему поддержки, привлекая учителей и репетиторов, и помогают преодолеть барьер между школой и вузом, наладить получение необходимых знаний и навыков.
Анастасия Лукина продолжила: в разговорах со студентами об их учебе внеучебная деятельность была наиболее эмоционально заряженным сюжетом, она оказалась важным элементом студенческой жизни и идентичности.
Студенты первого поколения участвуют во внеучебных активностях по ряду причин, в первую очередь для приобретения компетенций вне учебного курса. Это помогает преодолеть непонимание дальнейшей образовательной и карьерной траектории, корректировать учебные планы, дополняет усилия университета по профориентации, открывает новые специальности и восприятие новых карьерных перспектив.
Внеучебные активности выступают инструментами поддержки интереса к учебе, расширяя горизонты профессии, субъектности студента в образовательном процессе.
Внеучебная деятельность также становится драйвером создания новых социальных связей, получения власти, статуса и престижа внутри среды. Она помогает формировать социальный капитал, связи, которые можно затем использовать для будущего трудоустройства. Это позволяет выйти из уязвимого положения в вузе в устойчивое или даже привилегированное. Иногда студенты, которые выбрали «не свой» вуз или специальность, продолжают учебу именно благодаря внеучебной работе.
Фото: Высшая школа экономики
Наконец, участие в ней помогает лучше ориентироваться в сфере будущей карьеры, понять, как устроены система образования и рынок труда изнутри.
Екатерина Павленко уточнила: отсутствие в полученных российских данных характерного для многих стран надлома габитуса, возможно, вызвано отсутствием среди попавших в выборку студентов селективных вузов, где ярко проявляется разрыв между габитусом школьников и современными вузовскими практиками.
В отличие от США и Европы, где участие во внеучебной деятельности преимущественно помогает воспроизводить статус, в типичном российском регионе оно используется для переосмысления своей роли в вузе и образовании, становится средством восходящей мобильности.
Дискутант, директор Центра социологии образования Института образования Томского государственного университета Мария Абрамова, отметила важность поднятой докладчиками темы.
По ее мнению, результаты, полученные Анастасией Лукиной и Екатериной Павленко, близки данным других работ, согласно которым студенты первого поколения реже самостоятельно выбирают направления подготовки, полностью отвечающие их интересам, и чаще поступают в вузы и на специальности, руководствуясь советами родителей и других близких.
Она обратила внимание на участие в сетях поддержки — помимо родителей и учителей — других родственников, в том числе имеющих высшее образование (старшие братья, сестры, тети и дяди, бабушки и дедушки). Включение этих связей в анализ позволит более широко и детально говорить о социальном окружении.
Анастасия Лукина отметила: старшие братья и сестры и расширенная семья играют важную роль в выборе вуза и специальности. Она сообщила, что в будущем планируется более широкое исследование со сравнением разных категорий студентов, стратификация выборки.
Светлана Бирюкова подчеркнула важность сбора данных о причинах выбора высшего образования в исследуемой группе. По ее мнению, необходимо сравнить в будущем разные траектории — студентов первого поколения, студентов, чьи родители имеют высшее образование, выпускников школ с родителями без высшего образования, также не поступавших в вузы, и детей родителей с высшим образованием, отказавшихся от его получения. «Было бы интересно сравнить все четыре группы и выяснить, является ли отказ от высшего образования нисходящей мобильностью», — сказала она.