Государственная или частная школа плюс онлайн-платформа и частная практика — такое сочетание эксперты считают эффективным как для профессионального роста педагога, его самооценки, так и для заработка. Об этом говорится в исследовании Института образования НИУ ВШЭ, представленном на семинаре «Есть ли карьера у педагога, кроме той, которая в школе?».
Образование — это среда, которая постоянно испытывает дефицит профессиональных кадров, отметил модератор семинара Сергей Заир-Бек, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского ВШЭ. «Мы слышим, что возрастные учителя не адаптируются к проведению уроков в системе онлайн, что заработок учителя не поднимается выше среднего значения по региону. Поэтому мы решили посмотреть на образование и саму профессию педагога шире, выходя за рамки школ и классно-урочной системы», — сказал он.
Результаты исследования представил Кирилл Зиньковский, директор Центра финансово-экономических решений в образовании ВШЭ. Работа базируется на социологическом опросе, анализе фактических данных по оплате труда и нагрузки, предоставленных онлайн-школами Skyeng и «Фоксфорд». Задача состояла в том, чтобы получить ответы на вопросы, как сегодня оплачивается преподавание в школах, сколько могут заработать учителя, как загружены педагоги и какие у них есть варианты комбинировать свои нагрузки, объяснил Кирилл Зиньковский.

Кирилл Зиньковский, фото: Высшая школа экономики
Исследование показало, что государственные школы не пользуются популярностью у молодых учителей.
Так, из педагогов в возрасте от 25 до 34 лет 6% предпочитают работать только в государственном образовательном учреждении, 3% — в нескольких школах, 47% совмещают работу в школе с частной практикой репетиторства, 44% заняты только частной практикой. Иные результаты у педагогов в возрасте 45-59 лет: 16% работают в одной школе и 4% — в нескольких, 48% совмещают работу в школе с частной практикой репетиторства и 32% зарабатывают только репетиторством.
Результаты исследования прокомментировала Ирина Абанкина, профессор Института образования ВШЭ. «Что же такое педагог сегодня? Раньше мы считали, что учитель — это по призванию и на всю жизнь в стенах школы. Сегодня педагогическая профессия гораздо шире таких представлений. И для молодежи сегодня это и частное репетиторство, и работа на платформах, и работа в частных школах, где гораздо больше возможностей проявления своих профессиональных качеств. Размывается привычная траектория пути педагога, когда после вуза сразу в школу и на всю жизнь. Молодежь выбирает другие пути», — приходит к выводу профессор.

Ирина Абанкина, фото: Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики
«У нас в “Фоксфорде” средний возраст педагога — 33 года, — говорит директор онлайн-школы “Фоксфорд” Екатерина Латыпова. — Это уже состоявшийся профессионал, выпустивший один или два класса, имеющий опыт. На этапе собеседования мы всегда задаем вопрос новому учителю: “Почему не школа (традиционная. — Ред.)?” Ответ, как правило, такой: “Я достиг планки, школа не дает возможности делать что-то новое. Я хочу попробовать себя в чем-то новом, оставаясь в профессии”».
Опросы показали также загруженность педагогов. При ставке 18 часов учителя работают более 27 часов, что соответствует нагрузке в полторы ставки. К этому добавляется внеурочная занятость.
«Мы все время говорили, что у нас у педагогов сокращенная рабочая неделя и что это оправданно с учетом их эмоциональной нагрузки, — комментирует Ирина Абанкина. — На самом деле учителя имеют по полторы-две ставки, и речь уже идет не о сокращенной рабочей неделе, а об удлиненной. Все это на фоне высокой эмоциональной нагрузки ведет к выгоранию учителей. Поэтому неслучайно у нас в школах высокая стрессовость, повышенная конфликтность, которая влияет также и на учеников».
По ее мнению, чем больше педагог работает, чем больше он вкладывается в свою профессию «не качественно, а количественно», тем меньше у него удовлетворенность своим трудом. «Чем больше нагрузка у педагога, тем больше он переходит в формат урокодавательства, — продолжает Ирина Абанкина. — Когда мы проводим из урока в урок по звонку то, что выдано учебником, без диалога, без развития, без общения с ребенком, — это очень ресурсозатратно для педагога».
Данные исследования о зарплате также оказались не в пользу учителя государственной школы. Например, час работы там стоит 215 рублей (в Москве — 406 рублей), в то время как на платформе «Фоксфорд» час группового урока оценивается в 1086 рублей. По мнению Екатерины Латыповой, отсюда и конкурс в 15 человек на место.
«При таких ставках мы не можем говорить, что учитель — это средний класс. Мы вынуждены отнести учителей к самой нижней грани среднего класса», — констатирует Ирина Абанкина.
Авторы исследования обращают внимание на то, что среднемесячные данные по «чистому заработку» в Москве и регионах значительно разнятся. Заработок московского школьного учителя практически в три раза выше, чем у учителя в регионе: 89 792 рубля против 34 018 рублей. В репетиторстве картина немного лучше: московский репетитор зарабатывает в среднем 98 222 рубля, а региональный — 45 941 рубль. А вот работа на онлайн-платформах стирает такие контрасты, регионы даже немного обгоняют Москву. Так, заработок на онлайн-платформе и подработка частным репетитором в регионах составляет в среднем 53 021 рубль, в Москве — 40 333 рубля.
Екатерина Латыпова считает, что онлайн-платформы — это еще и профессиональный лифт для педагогов, здесь они не только осваивают новые технологии, но и готовы делиться своим опытом.
Результаты исследования показали, что сочетание разных видов педагогической деятельности — основной работы в государственной или частной школе, работы на онлайн-платформе, частной практики — очень важно для роста педагога как профессионала, поскольку дает ему пространство для развития и самооценки своей квалификации, подытожила обсуждение Ирина Абанкина.
В дискуссии также принял участие управляющий партнер Skyeng Александр Ларьяновский.
Фото: iStock