«Растрясти то, что застоялось»: как стимулировать креативность отечественной ТВ-индустрии

Фото: iStock
Фото: iStock

Практически все ток-шоу, которые пользуются успехом у зрителя российского ТВ, представляют собой адаптацию зарубежных программ. И каждый такой формат несет в себе культурный код той страны, из которой происходит. Что необходимо продюсерам, чтобы создавать оригинальные форматы, обсудили эксперты на площадке Форума креативного бизнеса, который прошел в рамках ПМЭФ-2023.

Годами телевизионный рынок России жил на успешных адаптациях зарубежных ток-шоу, начала дискуссию модератор сессии «Производство оригинальных ТВ-шоу: новое время — новые смыслы», главный редактор телегида «Вокруг ТВ» Илона Егиазарова. Их поставщиками стали в основном США и Англия, потом к ним присоединилась Япония, недавно вышла на рынок Южная Корея. Россия за все время существования коммерческого телевидения произвела не так много оригинальных форматов. Но новое время принесло с собой новые вызовы, и сейчас отечественному ТВ очень нужны идеи, драйверы и смыслы, которые будут востребованы российским зрителем.

Илона Егиазарова, фото: Игорь Руссак / Фонд Росконгресс

«Сейчас очень хорошее время, чтобы произвести на телевизионном отечественном рынке революцию, и мне кажется, что телевизионная индустрия должна именно этим заняться — растрясти все, что застоялось», — полагает эксперт.

Генеральный продюсер и управляющий партнер компании «ВайТ Медиа» Юлия Сумачева рассказала про адаптации зарубежных шоу и сложности создания оригинальных форматов. Оригинальным считается такой формат, где 70% элементов отличаются от существующих.

Юлия Сумачева, фото: Игорь Руссак / Фонд Росконгресс

«Наша задача — создавать оригинальный формат, который будет востребован не только в России. Но это сложно и очень дорого», — отметила она.

Чтобы делать подобные шоу, необходимы в первую очередь сильные креативные работники. Таких готовят на курсе «Продюсирование ТВ-программ» ВШЭ, который создала и ведет Юлия Сумачева.

Генеральный продюсер телеканала ТВ-3 Константин Обухов подчеркнул, что главное — это доверие каналов к создателям шоу.

Константин Обухов, фото: Игорь Руссак / Фонд Росконгресс

«Продюсеры идут за готовыми форматами — так меньше риска. Поэтому вопрос к индустрии в целом, насколько она готова рисковать», — пояснил он.

Медиаменеджер, генеральный директор TLVision Татьяна Миронова отметила, что из адаптаций достаточно часто вырастает собственный оригинальный формат.

«У наших зрителей другие интересы, другие запросы, и в итоге шоу становится совершенно другим, востребованным на локальном рынке», — рассказала она.

Татьяна Миронова, фото: Игорь Руссак / Фонд Росконгресс

Она также подняла тему социальной ответственности ток-шоу, ведь зачастую эти программы транслируют определенное мировоззрение, становятся руководством к действию.

В индустрии недостаточно денег, считает продюсер Владислав Северцев. При этом на российском телевидении есть определенная свобода действий.

Владислав Северцев, фото: Игорь Руссак / Фонд Росконгресс

«Те вещи, которые мы можем себе позволить, ни один американский или европейский продюсер позволить себе не может, потому что там есть профсоюзы и четкие требования, и если он не будет их выполнять, он влетит на адские неустойки», — пояснил он.

Блогер Алексей Столяров рассказал о своем опыте участия в различных ТВ-шоу и о том, как это отражается на медийности блогера.

Алексей Столяров, фото: Игорь Руссак / Фонд Росконгресс

У создателей шоу и руководства каналов разный интерес, поэтому важно, чтобы каждый отдавал себе отчет, в чем его цели и в чем его риски, подчеркнул директор Института кино НИУ ВШЭ Александр Акопов. По его словам, когда канал берет в отработку новое шоу, вероятность провала составляет 9 к 10, и это необходимо четко понимать.

Вместе с тем все чаще такие программы хорошо работают вне ТВ, в интернете, и становятся все более качественными и дорогими.

 Александр Акопов, фото: Игорь Руссак / Фонд Росконгресс

Говоря о создании оригинальных форматов, он отметил важную роль современных цифровых технологий, которые позволяют создавать что-то новое, недоступное ранее. Телевидение всегда впитывает в себя все технологические новинки и пытается их использовать. Вместе с тем главное — это всегда история персонажей и конфликт как ее основа.

Креативные работники, создающие новые форматы, должны ставить перед собой цель выхода на международный рынок, подчеркнул Александр Акопов. В конечном итоге это и есть критерии качества. По его мнению, Россия может быть экспортером форматов, потому что у нас этим занимаются очень талантливые и трудолюбивые люди и есть спрос со стороны аудитории.

«Все люди, которые здесь находятся, работают для того, чтобы преодолеть некую планку. Сколько бы мы ни говорили о деньгах, сложно придумать какой-то более мощный стимул, чем задачи, которые человек ставит перед собой сам», — резюмировал он.

Дата публикации: 22.06.2023

Автор: Марина Полякова

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: