С прошлого года, как показывает статистика ЦБ РФ, быстрыми темпами растет объем денежной массы (М2). На 1 апреля 2023 года она достигла почти 85 трлн рублей. При этом резкого подъема цен не происходит, напротив, в этом году прогнозируется двукратное снижение уровня инфляции. Причина — в высокой инвестиционной и экономической активности и политике Банка России, отмечают эксперты. Подробности — в материале HSE Daily.
По данным Банка России, денежная масса (агрегат М2) в России выросла с 1 января 2022 года по 1 апреля 2023 года с 66,253 трлн рублей до 84,813 трлн. Объем наличных средств в обращении увеличился с 13,2 до 15,820 трлн рублей, безналичных — с 53,053 до 66,994 трлн рублей. М2 на 1 апреля 2023 года на 24% превосходил показатель на 1 апреля прошлого года и на 46% — первоапрельский уровень 2021 года.
Наблюдаемые темпы роста денежной массы — рекордные за многие годы. Как правило, это является проинфляционным фактором, но в России темпы инфляции замедляются, а не растут. В апреле она составила, по данным Росстата, 2,31% в годовом исчислении. Это временное явление, обусловленное эффектом высокой базы, и в дальнейшем индекс потребительских цен будет выше, но в целом по итогам этого года Банк России прогнозирует инфляцию 4,5–6,5%, что в два раза ниже, чем в 2022 году (11,94%).
Обычно денежная масса растет в связи с тем, что развивается экономика, говорит директор Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования профессор НИУ ВШЭ Николай Берзон. Предприятия расширяют свою деятельность, им требуется больше финансовых ресурсов, которые они вкладывают в развитие бизнеса. Поэтому с ростом ВВП растет и денежная масса, которая обслуживает бизнес.
В прошлом году из-за ухода западных компаний и товаров из России отечественные предприятия расширяли производство и наращивали инвестиции в основной капитал. Их рост, по данным Росстата, составил 4,6%, несмотря на падение ВВП на 2,1%. В этом году инвестиции также растут, мало того, инвестиционные планы промышленных предприятий в апреле оказались на максимуме с 2012 года, сообщило РБК со ссылкой на индекс Института Гайдара. Основной фактор — продолжение курса на импортозамещение, реализация проектов по расширению производственных мощностей (сегодня их загрузка находится на максимуме), освоение выпуска новых товаров. При этом, как ожидается, экономика в целом также выйдет в плюс: по прогнозу Минэкономразвития России, ВВП страны вырастет в этом году на 1,2%, в 2024-м — на 2%, в 2025-м — на 2,6%.
«Если денежная масса направляется на развитие бизнеса, то бизнес производит дополнительную продукцию, что увеличивает предложение товаров на рынке. В итоге есть и товары, и цены на них не растут, — отмечает Николай Берзон. — Наоборот, бизнес будет предлагать товары в большом количестве и, может, даже будет снижать цены». Но если те деньги, которые вливаются в экономику, говорит он, используются неэффективно — денежная масса растет, а количество товаров не увеличивается, тогда может появиться «навес» денежной массы над товарной массой. И тогда цены начинают расти. «Таким образом, до какого-то момента увеличение денежной массы не ведет к инфляции», но если оно не будет сопровождаться дополнительным выпуском товаров, то рано или поздно цены начнут расти, объясняет профессор Вышки.
Основным источником увеличения денежной массы сегодня в российской экономике являются кредитные операции, а также размещение облигаций федерального займа (ОФЗ) при их последующем выкупе банковским сектором. Это важно, поскольку покупка ОФЗ частными или институциональными инвесторами к росту денежных агрегатов не приводит, отмечает эксперт Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Игорь Сафонов.
«Определенный вклад в динамику денежной массы сейчас также вносит расходование средств Фонда национального благосостояния за счет продажи Минфином валютных активов фонда Центральному банку при ограниченном “зеркалировании” (то есть последующей перепродаже) данных операций на открытом рынке, — говорит эксперт. — В зависимости от рассматриваемого агрегата денежной массы (М2 или “широкая” денежная масса М2Х) определенное влияние в настоящий момент также может оказывать процесс девалютизации и валютной переоценки депозитов, который в обычных условиях пренебрежимо мал».
Однако нужно понимать, что далеко не всегда активный рост денежной массы вызывает рост инфляции в экономике. «На наш взгляд, более быстрый рост денежных агрегатов, безусловно, оказывает определенное влияние на динамику экономики и инфляции, однако оно не является определяющим, — поясняет Игорь Сафонов. — При режиме инфляционного таргетирования, действующем в России, Банк России активно управляет ключевой ставкой, оказывающей влияние на всю систему процентных ставок в экономике, и на первый план выходит стоимость денег на разные временные горизонты, а не их количество».
По его мнению, спрос в экономике зависит от уровня процентных ставок в банковской системе, которые опосредованно задаются или регулируются со стороны ЦБ, при этом динамика денежной массы может быть достаточно высокой. Опасения относительно высоких темпов роста денежной массы могут возникать в альтернативных режимах, когда ЦБ фиксирует ключевую ставку на каком-то уровне, позволяя денежному и кредитному рынку полностью самостоятельно формировать прочие ставки. Но такой режим денежно-кредитной политики больше не применяется в российской экономике. «В текущих условиях активное управление процентными ставками и стороной спроса органом монетарной политики может обеспечить задачу снижения инфляции до цели в 4% на горизонте 2024 года», — говорит Игорь Сафонов.