«Рынку нужны специалисты со стратегическим видением цепей поставок и глубоким пониманием процессов товародвижения»

Фото: iStock
Фото: iStock

Санкции заставили российский бизнес и правительство в срочном порядке перестраивать транспортные коридоры и логистику. Согласно опросу российских компаний, проведенному Высшей школой бизнеса (ВШБ) НИУ ВШЭ совместно с Координационным советом по логистике (КСЛ), 80% из них полностью или в основном решили задачи перестройки цепей поставок. О том, как идет эта трансформация и с какими вызовами приходится сталкиваться отечественному бизнесу, HSE Daily рассказал профессор департамента операционного менеджмента и логистики ВШБ Александр Колик.

Исследовательский проект «Реконфигурация цепей поставок в новых условиях развития российского бизнеса» реализуется ВШБ НИУ ВШЭ в партнерстве с КСЛ с сентября 2022 года. Его цель — понять основные тенденции в процессе перестройки цепей поставок и главные решения, используемые при этом бизнесом. Фокус — цепи поставок, обеспечивающие импорт продукции. В рамках проекта проведен опрос компаний, в котором приняли участие 244 предприятия сферы логистики, дистрибуции, ритейла, FMCG, промышленности и некоторых других секторов. Полностью результаты исследования будут опубликованы в аналитическом докладе Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, который планируется выпустить из печати в июне этого года.

— Александр Вениаминович, Россия активно перестраивает цепи поставок, строит транспортную инфраструктуру. Так, недавно было подписано соглашение о строительстве железной дороги Решт — Астара, последнего железнодорожного участка международного транспортного коридора «Север — Юг». Насколько это перспективные проекты и какие сложности могут возникнуть при развороте на Восток?

— Безусловно, инфраструктура — одно из узких мест в переориентации российской внешней торговли. Транспортная система оказалась не готова к столь резкому росту объемов на восточном и южном направлениях, и в этом нет ничего удивительного. Инфраструктура очень фондоемка, развивать ее «на вырост» нереально. Инфраструктурные проекты реализуются десятилетиями. Достаточно вспомнить, что коридор «Север — Юг» формируется с 2002 года, когда был подписан соответствующий договор между Россией, Индией, Ираном и Оманом.

Александр Колик, фото: Высшая школа экономики

Государство сегодня много делает, чтобы расшить узкие места в инфраструктуре, здесь нужно просто подождать и потерпеть. Нужно помнить и о том, что развитие транспортных коридоров, в том числе Транссиба и Северного морского пути, — это не только связь с перспективными зарубежными торговыми партнерами, но и развитие обширных российских территорий.

Что же касается других сложностей разворота на Восток, то, согласно результатам исследования, которое мы проводим совместно с КСЛ, существенным препятствием в выходе на восточные рынки, в частности китайский или иранский, являются языковые и культурные различия. На Востоке, особенно в Китае, по-своему ведут переговоры и выстраивают отношения в бизнесе. Это целая наука, которую многим приходится сейчас осваивать на ходу, и не всегда это получается удачно. Было бы хорошо, если бы государство, отраслевые ассоциации и союзы помогли бизнесу в этом процессе, создав консультационные центры и другие подобные структуры, в том числе и в «целевых» странах.

Как вы думаете, сколько времени займет основная часть перестройки логистики?

— Думаю, говорить о каких-то сроках сейчас бессмысленно. По мнению экспертного сообщества, период турбулентности, в который вступила мировая экономика, будет очень длительным. Нестабильность станет характерным фоном для развития экономики и ведения бизнеса, возможно, на десятилетия.

Сейчас сложились воедино три кризисных фактора. Во-первых, это мировой финансовый кризис, который начался в 2008–2009 годах и, как многие считают, еще не достиг своего пика. Во-вторых, это пандемия COVID-19. Она сломала многие устойчивые конструкции в бизнесе, заставила пересмотреть многие принципы, и ее последствия полностью еще не преодолены. И третье — это все, что связано с санкциями, которые повлияли не только на тех, против кого были направлены, но и на своих инициаторов. При этом даже отмена санкций (а этот процесс рано или поздно начнется) станет еще одним фактором нестабильности — придется разрушать многое из того, что было создано для работы в условиях действия санкционных ограничений.

— Как российский бизнес адаптируется к этой турбулентности?

— Если говорить о компаниях, которые зависят от импорта, — а именно они были в фокусе нашего исследования, — то они используют три основные стратегии.

Стратегия номер один — найти способ сохранить прежние связи с поставщиками из недружественных стран. Многие предприятия достаточно успешно это делают, тем более что сами поставщики де-факто далеко не всегда поддерживают политику своих правительств. Они создают антикризисные штабы, вместе с российскими партнерами разрабатывают схемы обхода санкций и реализуют их.

Но так поступают, разумеется, далеко не все. Поэтому вторая стратегия — это поиск поставщиков в дружественных странах. Почти 90% наших респондентов указали в качестве таковых Китай, Индию и Турцию. Но в целом круг стран, где российский бизнес ищет новых партнеров, чрезвычайно широк. По данным нашего исследования, их более 40.

И третья стратегия — локализация, поиск поставщиков в России, в ряде случаев — их развитие и создание совместных с ними новых продуктов или производств.

Исследование показало, что бизнес старается не класть все яйца в одну корзину: почти 70% респондентов реализуют все три стратегии одновременно.

Наша анкета содержала также вопрос о том, в какой степени компаниям удалось решить проблемы в цепях поставок, вызванные текущим кризисом. Ответы были удивительно оптимистичными: почти 80% респондентов сообщили, что на момент проведения опроса они полностью или в основном решили задачи перестройки своих цепей поставок.

— Это неожиданный результат, который говорит о высокой адаптивности нашего бизнеса к внешним шокам. А что для компаний стало самым сложным в связи с блокировкой привычных маршрутов, отказом от работы с Россией западных партнеров и другими санкциями?

— Мы предполагали, что в качестве главной проблемы будет назван отказ иностранных поставщиков от сотрудничества. Но нет — более значимыми оказались существенный рост стоимости логистики, непредсказуемость и задержки поставок. Причина, видимо, в том, что санкции затронули все цепи поставок, в том числе и те, которые связывают нас с дружественными странами. Поэтому создание стабильных цепей поставок, их надежное логистическое обеспечение стало сейчас общей первоочередной задачей.

Был задан вопрос о том, как компании видят сотрудничество в цепях поставок, кого они хотят видеть ключевыми партнерами в перспективе. Результаты показывают, что бизнесу нужны логистические компании, которые предоставляют широкий спектр услуг, готовы организовать поставку под ключ и нести за это ответственность. Это означает, что российскому логистическому бизнесу предстоит серьезная работа. В относительно спокойные времена наши цепи поставок во многом использовали качественный логистический ресурс западных партнеров. Сейчас этот комплекс услуг предстоит развивать и предоставлять самим, и это серьезный вызов.

— Получается, что на этот вызов надо отвечать не только бизнесу и государству, но и образование тоже должно на него реагировать, потому что нужны не просто специалисты, а люди с некоторыми другими качествами, чем раньше.

— Да, я с вами согласен. В рамках исследования был задан вопрос о том, какого рода компетенций не хватает сейчас для перестройки цепей поставок. Ответы удивили и порадовали. Вроде бы сейчас время «установки заплаток и подпорок», люди говорят: мы создаем схему поставок, знаем, что она две недели поработает, а потом что-то сломается, и придется делать все заново. Но при всем этом, отвечая на вопрос о компетенциях, очень многие указали на нехватку стратегического видения цепей поставок «от начала до конца», глубокого понимания процессов товародвижения. В прежние годы в стабильных цепях поставок достаточно было взаимодействия только с ближайшими партнерами, все остальное делалось как бы само собой. Сейчас этого недостаточно — для создания цепи поставок и поддержания ее стабильности необходимо понимание всего, что происходит «выше и ниже по течению», активное взаимодействие с широким кругом партнеров, интеграция ресурсов и процессов во всей цепи поставок.

Александр Колик, фото: Высшая школа экономики

Хотел бы отметить, что мы в Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ еще до введения санкций начали модернизировать подходы к образованию именно в таком направлении. Мы рады, что наши выпускники, приходя в компанию, могут работать практически на любой позиции, поскольку они понимают процесс товародвижения от начала до конца, и это отмечают наши бизнес-партнеры, компании-работодатели. В этом же направлении совершенствуются сейчас и программы дополнительного образования.

Вообще специалисты по управлению цепями поставок оказались сегодня востребованными как никогда раньше. Цепи поставок — это инструмент, который десятилетиями совершенствовался и стал фактически основным элементом инфраструктуры мировой экономики. Но насколько быстро и беспрепятственно перемещались товары и услуги в глобальных цепях поставок, настолько же быстро и легко в период кризиса стали по ним распространяться срывы, сбои, нехватки, задержки, другие «ядовитые миазмы» кризисов. Оказалось, что в глобальных цепях поставок никто не защищен, все друг с другом связаны, все друг от друга зависят. Поэтому люди, которые занимаются цепями поставок, оказались сегодня в центре внимания. Именно от них в первую очередь ждут спасительных решений по стабилизации бизнеса.

— Обычно люди задумываются о том, как товары попадают на прилавки, только когда, приходя в магазин, не могут купить привычный товар. А как обеспечивается наш потребительский рынок сейчас? Как это видит сам бизнес?

— Все мы являемся на этом рынке покупателями, ходим в магазины и видим, что ассортимент импортных товаров несколько обеднел. Но вы правы в том, что потребитель не знает, что происходит между поставщиком и магазином. Вот пример — рассказ представителя крупной торговой сети о том, как идет борьба за сохранение ассортимента. Один из востребованных покупателями продуктов — рыба, которую поставляют из Турции, — раньше доставлялся через Украину в течение двух дней. Сейчас эта рыба идет восемь дней через семь стран. Представляете, какую сложную цепь поставок пришлось построить, чтобы сохранить на прилавке любимый покупателями товар? Подчеркну: только 15% наших респондентов сообщили, что идут по пути сокращения ассортимента, остальные стараются любыми способами его сохранить. Для них это и фактор конкурентоспособности, и лояльность клиентов. И это, безусловно, хороший признак.

— Насколько важна цифровизация для логистики и управления цепями поставок?

— Цифровизация уже давно стала основным трендом в развитии бизнеса, но сейчас активное применение цифровых продуктов и технологий — это вопрос сохранения конкурентоспособности, а иногда и выживания бизнеса. Причина банальна — быстрота реагирования и скорость принятия решений в цепях поставок стала критически важным фактором, а обеспечить эту скорость могут только цифровые технологии. Исследование показало, что в нынешнее непростое время многие компании форсированно реализуют инновационные проекты именно в сфере поддержки автоматизации принятия решений. Часто их реализация откладывалась годами, но сейчас жизнь заставляет ускоренными темпами выходить на качественно новый уровень обеспечения решений по управлению цепями поставок информационными технологиями.

Дата публикации: 07.06.2023

Автор: Петр Орехин

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: