Ученые ищут решение самых важных для своей страны проблем. Власти ставят перед наукой задачи по поиску ответов на наиболее проблемные вопросы и финансируют исследования, поддерживающие национальные приоритеты развития. Насколько сбалансированы их усилия в России и странах БРИКС, изучили в Вышке.
Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ провел семинар «Устойчивое развитие и наука в России: наукометрический взгляд». Директор Центра стратегий и программ ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник ЛИНТ Сергей Ревякин представил результаты исследования сбалансированности научных и социально-экономических усилий России и стран БРИКС по достижению Целей устойчивого развития (ЦУР).

Сергей Ревякин
«Мы исходили из гипотезы о том, что наука как сфера деятельности нацелена на поиск ответов на важные технологические, экономические, социальные вопросы развития государства и общества. Если наука работает над поиском ответов на приоритетные вызовы, можно говорить о сбалансированности усилий страны в достижении ЦУР. Сбалансированность усилий внутри страны может помочь в достижении целей устойчивого развития. Исходя из этой гипотезы предполагается, что приоритетное финансирование направляется государством на научные исследования, поддерживающие национальные приоритеты развития. Технически сбалансированность в нашем исследовании означает, что, к примеру, если страна имеет невысокие показатели по ряду целей устойчивого развития, то перед наукой ставится задача по поиску ответов на эти проблемные вопросы», - рассказал Сергей Ревякин.
Он пояснил, что оценка сбалансированности усилий высчитывалась, исходя из сопоставления значений индекса устойчивого развития и индекса научной специализации (ИНС) по каждой стране. Последний высчитывался как отношение удельного веса научных публикаций по рассматриваемой ЦУР в общем количестве публикаций авторов из данной страны к аналогичному удельному весу рассматриваемой цели в общемировом количестве публикаций. Данные о публикационной активности авторов по теме ЦУР за 2019-2023 рассчитаны на основе данных научных изданий, проиндексированных в базе Scopus (статьи, обзоры, доклады на конференциях). Усилия по конкретной ЦУР считаются сбалансированными, если ИНС больше или равен значению индекса устойчивого развития.
Расчеты показали, что общая картина устойчивого развития стран БРИКС довольно однородная. В целом рассматриваемые страны выступают единой группой, индексы большинства государств-членов попадают в диапазон значений от 65 до 75 баллов из 100.
Лидерами БРИКС по индексу ЦУР оказались Бразилия и Россия, а значения Эфиопии существенно ниже среднего. При этом по большинству Целей устойчивого развития (по 11 из 17) Россия опережает партнеров по БРИКС. Самая большая разница наблюдается в сферах борьбы с неравенством и развития городов и населенных пунктов.

Фото: iStock
Лидером БРИКС по количеству научных публикаций по тематике устойчивого развития стал Китай: его показатель втрое выше количества статей ученых из Индии (2-й страны БРИКС по числу публикаций по ЦУР). Россия заняла 4-е место. По абсолютному количеству публикаций в сфере Целей устойчивого развития в России лидирует тема здоровья. Высокие показатели по данной проблематике характерны для всех стран БРИКС и большинства государств мира. При этом доля публикаций российских авторов составляет менее 2% от общего количества публикаций по ЦУР 3 в мире. Для сравнения: доля Китая превышает 20%, показатель Индии составляет 6% от общемирового.
Лидерами рейтинга по сбалансированности усилий оказались Индия, Бразилия, Индонезия, ЮАР, ОАЭ и Эфиопия. В этих странах по преобладающему числу ЦУР проводятся также и научные исследования, потенциально способные предоставить ответы на проблемные вопросы. В Китае, Иране и Египте научные и социально-экономические усилия сбалансированы по количеству целей, близкому к среднему по странам БРИКС.
Россия же вошла в число стран с наименьшим количеством целей, по которым отмечается сбалансированность усилий - их восемь.
С точки зрения социально-экономических показателей Россия демонстрирует высокие значения индекса устойчивого развития по таким целям как ЦУР 1: «Повсеместная ликвидация нищеты во всех ее формах», ЦУР 4: «Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех» и ЦУР 11: «Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов».
В то же время отмечены существенные научные усилия России по ЦУР 8: «Содействие поступательному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех», а также по ЦУР 9 «Создание стойкой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации и инновациям». Здесь индексы научной специализации России заметно превышают среднемировой уровень.
«Низкое количество целей, по которым отмечается сбалансированность усилий, может объясняться тем, что Россия входит в тройку стран БРИКС с наивысшим показателем совокупного индекса устойчивого развития. По ряду направлений страна близка к достижению ЦУР, а значит, дополнительные научные усилия в этих направлениях не требуются», - пояснил Сергей Ревякин. Низкая доля публикаций по тематике ЦУР в общем массиве научных публикаций свидетельствует, что основные научные усилия России лежат вне плоскости ЦУР.
В последние три года в России наблюдается смещение акцента с ЦУР на иные системы целеполагания, в частности, на национальные цели РФ, отметила дискуссантка, директор Центра устойчивого развития Школы управления «Сколково» Елена Дубовицкая. «Я наблюдаю сейчас в финансовой отчётности российских компаний, что если они и не отказываются от ЦУР, то как минимум дают отчёт и по достижению ЦУР, и по вкладу в национальные цели. Возможно, это тоже сказывается на количестве научных публикаций. То есть тренды здесь несколько сместились. Не могу не упомянуть и про методологические сложности оценки достижения ЦУР.

Фото: iStock
Отчётность стран вызывает определённые вопросы в части раскрытия информации», - пояснила она.
После 2022 года ситуация с научными публикациями изменилась, так как для российских вузов был закрыт доступ к базе Science, что не могло не отразиться на результатах исследования, отметила заместитель заведующего кафедры «Управление промышленными организациями» Института отраслевого менеджмента ФГБОУ ВО «Государственный университет управления» Елена Панфилова.
«Мне кажется, что с точки зрения научного исследования и перспектив, наверное, имеет смысл рассмотреть особые экономические зоны, их вклад в валовый внутренний продукт, устойчивое развитие страны. На самом деле технопарки и технополисы являются такими своеобразными точками инновационного роста, которые позволяют исследования облечь в более практическую форму. И наверное, учитывая цифровизацию экономики, имеет смысл развивать исследования в направлении оценки влияния искусственного интеллекта, генеративного искусственного интеллекта на количество и качество публикаций и, соответственно, на достижение целей устойчивого развития», - добавила дискуссантка.
Интересно было бы исследовать вопрос, в каких областях эффективнее организовать сотрудничество между странами БРИКС, чтобы вместе добиваться ЦУР, предложил директор Форсайт-центра ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, заместитель директора ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Александр Соколов. Кроме того, имеет смысл также сравнить ЦУР с ценностями россиян. Для этого можно было бы изучить публикации в СМИ.
«Посмотреть, в какой степени вообще система ЦУР соответствует дискурсу, так сказать, в средствах массовой информации, в какой степени вообще эти цели обсуждаются. Может быть, как-то сопоставить систему ценностей российского общества с ценностями, отражаемыми в Целях устойчивого развития», - рекомендовал директор Форсайт-центра Вышки.
Подробнее ознакомиться с результатами исследования можно по ссылке