Молодые ученые ждут от университета не только карьерных возможностей, но и партнерской поддержки. О том, как вовлечь и удержать таланты в науке, насколько важен комфорт и высокие зарплаты, говорили в Вышке на круглом столе, посвященном интеграции зумеров в академическую среду.
Круглый стол «Академическая среда для зумеров: научная дискуссия и поиск поддержки» стал площадкой для откровенного разговора о вызовах интеграции молодых исследователей. Участники не просто констатировали проблемы, а искали решения, с долей иронии отмечая, что зумеры — это поколение с альтернативами, которое требует от науки не меньше, чем от TikTok или стартапов. Вышка уже сейчас лидирует в программах поддержки молодых ученых, но всегда есть пространство для донастройки, расстановки приоритетов и акцентов.
Мероприятие открыл проректор Александр Балышев. Он подчеркнул, что в университете уже выстроена целая система поддержки молодых исследователей — от первых шагов в студенческих проектах до получения постоянных позиций в научных лабораториях. Проректор попросил участников сконцентрироваться на эффективных практиках и конкретных предложениях по улучшению: «Программа обширная, и по итогам мы получим идеи для донастройки инструментов работы с молодежью».
Первая часть дискуссии была посвящена теоретическим аспектам взаимодействия университетов и поколения Z, вторая — практикам, которые уже работают в ВШЭ.
Тревожное поколение
Первый проректор НИУ ВШЭ, заведующий Лабораторией экономико-социологических исследований Вадим Радаев в своем выступлении сформулировал три главных запроса молодых коллег: самореализация, коммуникация и признание. «Главная сложность сегодня — не вовлечь людей в науку, а удержать их, — сказал он. — У молодых появляется все больше альтернатив, и мы должны не конкурировать с ними, а создавать среду, где им хочется оставаться».
По мнению Вадима Радаева, университет должен быть площадкой для организации собственной деятельности молодых ученых, где каждый может делать то, что считает значимым. Он подчеркнул важность совместных семинаров без возрастных иерархий, где аспиранты обсуждают работы наравне с преподавателями: «Не надо песочниц для молодых. Пусть участвуют в общих семинарах — там они растут быстрее». Молодых нужно вовлекать во «взрослые» проекты, подталкивать к семинарам и преподаванию, — но без принуждения, сказал он.
Он остановился на летних школах и предложил вместо традиционного формата «старшие учат младших» использовать перевернутые модели, где студенты организуют обсуждения.

Вадим Радаев
На признание первый проректор Вышки смотрит так: наука — это длинные инвестиции, однако нужны и короткие стимулы, от грантов до поездок.
Особое внимание он уделил необходимости быстрой и живой обратной связи. «Хороша ложка к обеду: если студент прислал текст, ответ должен прийти за пару дней, а не через месяц. Это развивает всех — и младших, и старших», — подчеркнул проректор.
Особое внимание Вадим Радаев обратил на необходимость эмоциональной поддержки: «Новое поколение тревожнее и чувствительнее к критике. Нам нужно укреплять эмоциональную поддержку, учиться поддерживать не только интеллектуально, но и эмоционально».
Признание без давления
Директор по внутренним исследованиям и академическому развитию студентов НИУ ВШЭ Иван Груздев представил результаты опроса стажеров и молодых исследователей Вышки. Исследование показало, что 88% стажеров хотели бы остаться в университете после выпуска, но значительная часть заявляет о слишком низком уровне оплаты труда. «Большинство готовы остаться, если получат более высокую должность», — также отметил докладчик.
Более 40% опрошенных рассматривает другие университеты как возможное продолжение карьеры, но доминирует традиционный путь в науку через преподавателей (почти 60%).

Иван Груздев
При этом атмосфера в лабораториях оценивается как вдохновляющая: большинство участников ощущают поддержку наставников, считают свою работу важной и верят в значимость науки. «Молодые исследователи хотят чувствовать себя нужными, — отметил Иван Груздев. — Им важно видеть результат — пусть и не только в публикациях, но в признании и ощущении смысла».
Он также обратил внимание на три модели взаимодействия в научных коллективах: полная свобода, микроменеджмент и коллегиальный формат. Наиболее эффективной, по мнению участников опроса, оказалась третья — сочетание автономии и четких ориентиров. «Люди предпочитают атмосферу коллегиальности с задачами, но без давления», — резюмировал докладчик.
Страхи и потребности
Заместитель проректора, начальник управления академического развития НИУ ВШЭ Анастасия Степанова представила аналитический обзор мониторингов и фокус-групп с участием стажеров и молодых преподавателей Вышки. Опросы показали, что около 80% стажеров заинтересованы в науке, и эта цифра растет.
По ее словам, главные вызовы для молодых ученых — это нехватка прозрачных карьерных траекторий, высокая нагрузка, а также дефицит коммуникации и поддержки. «Зумеры часто испытывают страх — страх критики, общения со старшими коллегами, страх «не дотянуть», — отметила она. — У них есть мотивация, но нет ясности, как построить успешную академическую карьеру в комфортной для них среде».

Анастасия Степанова
Особое внимание Анастасия Степанова уделила навыкам работы с искусственным интеллектом. «Большинство молодых ученых не уверены в своих навыках работы с ИИ, — подчеркнула она. — Для них важно понимание границ этичности и ответственности».
Она отметила, что научные семинары могут стать эффективным инструментом решения проблемы дефицита коммуникации. Потенциал для этого есть: доступ к семинарам имеют 70% стажеров. Его реализации мешает низкая регулярность дискуссии и ограниченный научный обмен. Менее 20% молодых исследователей участвуют в семинарах других подразделений и во внешних научных семинарах.
Среди других трендов — запрос на короткие задачи и быструю обратную связь, партнерское наставничество и живые форматы обучения вместо традиционных курсов. «Молодые исследователи хотят поддержки в партнерском стиле и четких ориентиров, чтобы не потеряться в неопределенности», — сказала она.
Наука не для всех
Проректор, заведующий лабораторией исследований рынка труда Сергей Рощин напомнил, что ВШЭ — огромный университет, где более 62 тысяч студентов обучаются по многим направлениям, и далеко не для всех из них наука —обязательная предполагаемая успешная профессиональная траектория. Есть направления, где занятия наукой более ожидаемы (например, химия или биология), а есть такие, где науки почти нет (дизайн, менеджмент, реклама и связи с общественностью), — и это нормально.
Поэтому Сергей Рощин выступает за дифференцированную политику. «Мы не должны максимизировать вовлечение любой ценой. Без внутренней мотивации ничего не получится», — заявил он.

Сергей Рощин
По его мнению, избыточная опека и чрезмерное «академическое поглаживание» приводят к инфантилизму. Вместо этого университету стоит помогать тем, кто действительно готов к самостоятельности. Функция старших — ставить акценты и быть полезными.
«Наука — не единственное счастье, альтернативы есть, —заметил он. — Масса проектов для реализации вне академии».
Свобода и личное обаяние
Руководители подразделений рассказали о собственных наработках о сфере включения зумеров в академическую среду.
Фуад Алескеров, профессор факультета экономических наук и заведующий кафедрой математики НИУ ВШЭ, отметил, что семинары — это не формальность, а пространство для дискуссий, где молодежь учится аргументировать. По его мнению, семинары создают сообщество, где зумеры чувствуют себя частью чего-то большего. Он также предложил гибридные форматы с ИИ-поддержкой для анализа, но настаивал на личном общении. В его практике стажеры часто становятся спикерами, что их мотивирует.
Екатерина Бушина, заместитель директора Центра социокультурных исследований НИУ ВШЭ, поделилась собственным опытом привлечения молодежи. Например, одним из успешных направлений является работа со школьниками. Центр активно участвует в лекциях департамента психологии, фестивалях науки и днях открытых дверей. Это не только повышает интерес к науке, но и позволяет выявить мотивированных подростков на раннем этапе. Кроме того, Центр предлагает студентам регулярные семинары, публикации в соавторстве со старшими коллегами и гибкость в тематике исследований. Студенты получают доступ к грантам, экспедициям и проектам.
Елена Горбунова, заведующий Научно-учебной лабораторией когнитивной психологии пользователя цифровых интерфейсов НИУ ВШЭ рассказала, что хорошие результаты дает междисциплинарность: в подразделении смешивают стажеров-экономистов с социологами. Также Лаборатория внедрила систему, где волонтерство служит "фильтром" для будущих сотрудников — только успешные волонтеры переходят на оплачиваемые позиции. По словам докладчицы, многие талантливые студенты уходят в индустрию из-за финансовой нестабильности. Также возникает конкуренция за возможность преподавать, вести курсы, за гранты и проекты. Елена Горбунова отметила, что внешние заказы — хороший источник дохода, но их мало. Необходимо искать возможности для доплаты через проекты, убеждена она.
Заведующая лабораторией пространственно-эконометрического моделирования социально-экономических процессов в России НИУ ВШЭ Ольга Демидова рассказала, что стажеры используют ИИ для моделирования, но под строгим менторством. Она мотивировала коллег экспериментировать: зумеры — шанс на инновации, если правильно направить их энергию.
Редактор Schola Сергей Матвеев отметил важную роль наставничества, когда молодые ученые получают эмоциональную поддержку от руководителей. При этом он подчеркнул, что академия — это служение, не карьера.
Заместитель директора Института социальной политики и заведующий Центром комплексных исследований социальной политики НИУ ВШЭ Оксана Синявская рассказала, что в Центре коллектив от 19 до 77 лет, при этом 42% — молодежь. «Мы рассказываем об историях становления в науке коллег лет на 10-15 старше, это вызывает отклик», — отметила она. Система наставничества активно используется, поощряют мобильность. Зумеры часто стремятся проводить самостоятельные исследования.
Алексей Мицюк, заместитель декана по научной работе Факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ, отметил специфику психологии зумеров: они ценят время и прагматичны, не читают длинные тексты и постоянно рассчитывают свои усилия. Привыкшие к геймификации, они хорошо воспринимают четкие задачи и баллы за их решение. «В компьютерных играх понятный результат», — объяснил он.
Итоги обсуждения подвела Анастасия Степанова. «Мы видим, что зумеры хотят быть частью университета, но им нужно больше прозрачности, диалога и обратной связи», — резюмировала она. При этом модератор отметила, что часть высказанных пожеланий укладывается в понятие софт-менеджмента, и подчеркнула ключевую роль личности наставника. «Мы услышали о дефиците коммуникации, страхах и запросах на ИИ — это сигналы для действий», — напомнила Анастасия Степанова.
Александр Балышев отметил, что предложения участников станут основой для обновления инструментов поддержки молодых исследователей: «Наш разговор показал: у нас есть потенциал не просто адаптироваться к новым ожиданиям, а задать для академической среды новые стандарты взаимодействия поколений. Давайте дальше работать!».