Все больше рабочих задач можно выполнить за пределами офиса, и в мире растет число дистанционных работников. В период пандемии процесс ускорился и стал восприниматься работодателями, регуляторами и обществом более спокойно. Но удаленка несет в себе как плюсы, так и минусы. Ученые Вышки решили выяснить, как этот формат влияет на общую удовлетворенность россиян работой.
В рамках стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» (реализуется по программе «Приоритет-2030») состоялся семинар «Влияние дистанционной занятости на удовлетворенность работой».
Заместитель заведующего Лабораторией исследований рынка труда НИУ ВШЭ Лариса Смирных отметила рост масштабов дистанционной занятости. В 2016 году доля россиян, работающих из дома, составляла порядка 8%, а в 2020–2021 годах их насчитывалось уже 10%. Среди стран с переходной экономикой Россия является одним из лидеров по этому показателю. В период пандемии COVID-19 удаленка стала нормой и осталась распространенным форматом после ее окончания.
![](https://daily.hse.ru/storage/24860_diller0054.jpg)
Лариса Смирных
При этом удаленка востребована не везде, так как некоторые задачи просто не могут выполняться из дома и требуют личного присутствия в офисе.
Как показало исследование, проведенное по данным опросов свыше 15 тысяч россиян, чаще всего на удаленный формат переводятся работники с плохим здоровьем, с высшим образованием, занятые в таких отраслях, как образование, наука, ИТ и услуги. Также женщины чаще предпочитают работать из дома, нежели мужчины: 28% против 19%. В крупных городах этот формат распространен больше, чем в средних и малых.
Выбор дистанционной занятости не случаен. Самыми частыми причинами становятся недостаточно хорошие условия труда в офисе, желание сэкономить на транспорте и питании и не тратить время на дорогу, потребность в гибком графике и мобильности.
Что касается зарплаты, то на дистанте работник может получать как больше, так и меньше — это зависит от очень многих причин, включая фактор «как договорился», а также возможность потратить высвобожденные ресурсы на подработку или вторую работу.
В период пандемии этот формат позволил многим работникам сохранить рабочие места и защитил от увольнений, отметила Лариса Смирных. Тогда он был вынужденным и зачастую воспринимался негативно. Однако со временем это изменилось: если в 2020 году у работников преобладало негативное отношение к удаленке, то уже в 2021 году оно стало скорее нейтральным.
При этом работа больше удовлетворения приносит тем, кто работает дистанционно. Это отмечалось как до, так и в период пандемии COVID-19.
![](https://daily.hse.ru/storage/806520_diller0054.jpg)
Фото: iStock
Однако выполнение удаленной работы нередко выходит за нормативные границы рабочего дня — многие жаловались на рост сверхурочной работы. Чем больше часов в день приходится трудиться, тем ниже удовлетворенность работой: она начинает снижаться примерно после восьми часов в день.
Вместе с тем многие россияне научились распределять рабочее время в соответствии со своими предпочтениями, комбинировать работу и досуг, однако границы между ними размылись.
«Дистанционная занятость вносит позитивный вклад в удовлетворенность работой на российском рынке труда. В этой связи она может рассматриваться как форма занятости, которую стоило бы не только применять для экстренных ситуаций, отдельных рабочих мест и профессий, но и использовать более широко», — считает профессор.
При этом применение такого формата требует пересмотра регламентов и норм по организации труда дистанционных работников, подчеркнула она. Изменения в Трудовой кодекс РФ для регулирования этого вида занятости были внесены в 2020 году, но над ними еще предстоит потрудиться.
Исследователи предложили ряд рекомендаций работодателям по применению формата удаленки. Так, стоит более детально проговаривать режим работы и KPI таких работников, разработать новые формы контроля поставленных задач, проводить мероприятия по организационной вовлеченности сотрудников в деятельность компании, а также уделять больше внимания техническому оснащению и программному обеспечению их домашнего офиса.
![](https://daily.hse.ru/storage/8141_diller0054.jpg)
Марина Колосницына
Дискуссант, профессор департамента прикладной экономики НИУ ВШЭ Марина Колосницына, отметила, что, согласно исследованиям, люди чаще всего предпочитают гибридный формат работы, когда офис нужно посещать 2–3 дня в неделю.
Кроме того, в организациях, использующих этот формат, интенсивность увольнений и оборот рабочей силы ниже.
Дистанционная занятость при прочих равных условиях увеличивает удовлетворенность работой, согласна она.
При этом исследователям сложно проследить, работники с какими индивидуальными характеристиками выбирают удаленную занятость (например, такими, как самодисциплина, целеустремленность, умение распределять свое время, экстравертность). Между тем это может существенно влиять на успехи и удовлетворенность работой.
Следует принимать во внимание также семейные факторы и жилищные условия работников, так как они влияют на комфортность работы из дома.
Также важен фактор добровольности перехода на удаленку.
«В регрессиях, оцененных отдельно для доковидных лет и периода пандемии, коэффициенты при переменной удаленной занятости отличаются почти вдвое. При “насильственном” переходе к удаленной занятости удовлетворенность такой работой меньше», — добавила она.
![](https://daily.hse.ru/storage/289065_diller0054.jpg)
Сергей Рощин
Вопрос добровольности — один из самых важных для исследования удовлетворенности работой, и стоит добавить его в анкету, согласился модератор семинара, проректор НИУ ВШЭ, заведующий Лабораторией исследований рынка труда Сергей Рощин.
![](https://daily.hse.ru/storage/21260_diller0054.jpg)
Ирина Козина
Самый главный эффект от дистанционной работы — это сокращение внешнего принуждения и повышение контроля над жизненной ситуацией, подчеркнула ординарный профессор НИУ ВШЭ, заведующая кафедрой методов сбора и анализа социологической информации Ирина Козина. Она отметила, что продолжительность рабочего дня и контроль со стороны работодателя является достаточно сильным стресс-фактором.
«Также большое значение имеет интенсивность работы — она еще важнее, чем продолжительность, ведь дома и в офисе люди трудятся с разной интенсивностью, в индивидуальном темпе, когда никто на них не давит», — пояснила она.
![](https://daily.hse.ru/storage/30394_diller0054.jpg)
Евгений Терентьев
Исследование ставит очень много вопросов, на которые еще предстоит ответить, резюмировал директор Института образования НИУ ВШЭ Евгений Терентьев.
«Нельзя упрощать и делать вывод, что один формат хорош, а другой плох. Очень много различных факторов влияния, эффектов и нюансов. Может быть, следует сформулировать дополнительные гипотезы на качественных данных, как по-разному это может работать. А затем с точки зрения рекомендаций аккуратно выйти на какую-то более детальную разветвленную историю, как и где лучше и эффективнее использовать дистанционный формат», — предложил он.