Сотрудники Центра языка и мозга НИУ ВШЭ работают над созданием инструмента, который позволит оценивать усвоение и использование языка самыми маленькими русскоязычными детьми. Индекс продуктивности синтаксиса учитывает морфологическую и синтаксическую реальность языка, его типичные черты и особенности детской речи.
Центр языка и мозга НИУ ВШЭ провел нейролингвистический четверг. Научный сотрудник ЦЯМ Светлана Дорофеева и стажер-исследователь центра Мария Дьячкова представили доклад «Индекс продуктивности синтаксиса: разработка критериев для оценки успешности усвоения глагольных групп русского языка детьми».
Индекс продуктивности синтаксиса (ИПС) — метод количественной оценки грамматической сложности образцов спонтанной речи маленьких детей, предложенный в 90-х годах в США. Его особенность состоит в том, что он позволяет оценивать спонтанную детскую речь с самого раннего возраста, когда применение стандартизированных тестов может быть проблематичным.
В ходе пилотного исследования сотрудники Вышки адаптировали этот инструмент для именных русскоязычных групп. Первое применение инструмента к лонгитюдным корпусным данным детской речи показало, что индекс способен предсказать возраст ребёнка и может быть использован для оценки речевого развития. При этом нужно учитывать, что в грамматической системе русского языка ключевую роль играет глагол, поэтому важно создать такой инструмент для оценки усвоения детьми глагольных категорий.
По мнению докладчиц, в индекс продуктивности синтаксиса для конкретного языка следует включить показатели, отражающие морфологическую и синтаксическую реальность языка, его типичные компоненты и структуры, существующие в речи детей определенного возраста. Вместе с тем, слишком сложные элементы включать в индекс бессмысленно. Также важно выделить показатели, которые можно распознать и размечать автоматически, а затем использовать в логопедической практике.
Исходя из этого, при создании ИПС следует учитывать следующие грамматические категории русского глагола: вид, залог, разряд, возвратность, наклонение, время, число и род. Также важны инфинитив и отдельные формы причастия и деепричастия, что не характерно для других языков. Кроме того, важно обратить внимание на то, как эти категории ведут себя в детской речи: например, предыдущие исследования показывают, что дети быстрее усваивают повелительное наклонение, а настоящее и прошедшее время лучше, чем будущее.

Фото: iStock
Большая часть доклада была посвящена обсуждению трудностей, которые возникают при количественной оценке усвоения глагольных групп: ряд глагольных форм, например, страдательный залог, условное наклонение, причастия и деепричастия не встречаются в речи детей до 3-4 лет. Еще одна трудность связана с неясностью оценивания усвоения детьми вида, времени, лица и числа глагола из-за отсутствия четких маркеров. Один вариант – признать часть форм (например, хорошо понимаемые третье лицо и настоящее время) нейтральными, а остальные маркированными, начислять за их использование определенные баллы, дифференцируя их по сложности употребления.
Есть еще один вариант – начислять баллы за каждую форму, но это усложнит расчет индекса.
Наконец, третий вариант предполагает начисление баллов за правильное согласование личной формы с подлежащим. Это логично, но не полностью отражает сложность, стоящую за разными формами усвоения.
«У нас нет задачи максимально широко и полно описать все особенности речевого развития. Мы стремимся создать инструмент, позволяющий быстро оценить речевое развитие детей до 4 лет на основании подсчета грамматических категорий, сохранив баланс между информативностью и краткостью», - пояснили докладчицы.