Возможность работать с выдающимися профессионалами, интересные, перспективные исследования, шанс стать уникальным специалистом, опыт преподавания, гибкий график — эти и другие факторы называют выпускники Вышки, объясняя, почему выбрали академическую карьеру. Митап на эту тему прошел в рамках Лектория выдающихся выпускников, который организует отдел по работе со студентами и выпускниками НИУ ВШЭ при поддержке проекта «Университет, открытый городу».
Старший научный сотрудник Научно-учебной лаборатории макроструктурного моделирования экономики России, выпускник бакалаврской программы «Экономика» и магистерской программы «Математические методы анализа экономики» Николай Пильник рассказал, как и почему он выбрал преподавание и науку. «В тот момент, когда мое обучение в магистратуре подходило к концу, я бы сильно удивился, если бы мне сказали, что моя дальнейшая жизнь будет связана с академической карьерой», — говорит он. Первоначально он планировал окончить магистратуру, затем пойти если не в бизнес, то в консалтинг.
Николай Пильник, фото: Высшая школа экономики
По окончании магистратуры в течение десяти месяцев Николай Пильник трудился экспертом в Экономической экспертной группе под руководством Евсея Гурвича. «Это был интересный опыт. Я столкнулся с мягким офисным режимом, но каждый день к 10–11 часам я должен приходить в офис. Я чувствовал противоречие и понимал, что мне это не совсем подходит», — рассказывает он. Поэтому, когда поступило приглашение от ВШЭ перейти на должность преподавателя, Николай Пильник сразу же им воспользовался. И с 2009 года он работает в Вышке.
По его наблюдениям, академическую карьеру выпускники часто выбирают, следуя за кем-то. Как правило, это научные руководители, руководители специальности. «Глядя на таких людей, я понял, что академическая карьера мне интересна», — говорит он. Особенность академической карьеры в том, что она дает возможность поработать с очень глубокими, продвинутыми, действительно великими людьми. «Спустя 5–7 лет после окончания магистратуры ты понимаешь, что в качестве новых преподавателей вслед за тобой приходят и твои ученики. Ты начинаешь обрастать коллегами и хорошим научным коллективом. Ты уже не просто его часть, ты его уже организовываешь», — сказал Николай Пильник.
Преподавание — далеко не единственный элемент академической карьеры, научные исследования — важнейшая ее составляющая. Чем глубже ты погружаешься в какую-либо тематику, тем больше шансов стать уникальным специалистом, говорит выпускник Вышки. Как правило, появляется целая серия временных или постоянных рабочих мест в других научных учебных заведениях, с которыми ты работаешь параллельно, при этом ВШЭ остается основным местом работы. «Так формируется среда общения», — рассказывает он.
Еще один сюжет академической карьеры, говорит Николай Пильник, начинается, когда у преподавателя появляется возможность поучаствовать в проектной деятельности. Сразу становится очевидно, что академическая среда — это «удобная, гибкая конструкция», совместимая с работой во многих бизнесах. Объясняя, почему академическая карьера круче, чем бизнес, он рассуждает так: академическая карьера — это не только бизнес, она шире. И главный аргумент — это гибкость, когда есть гораздо больше возможностей выбора, как построить свою нагрузку, какими вопросами заниматься.
Отвечая на вопрос слушателей о возможностях для академического сотрудника зарабатывать на «хлеб с маслом», Николай Пильник привел пример из собственной карьеры: когда он ушел из сферы макроконсалтинга в ВШЭ, то с учетом различных стимулирующих программ для молодых преподавателей стал зарабатывать больше.
По словам Алины Щербаковой, выпускницы Вышки, а теперь доцента факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ (она также является академическим руководителем образовательной программы «Мировая экономика» и заведующей Евроатлантическим сектором Центра комплексных европейских и международных исследований), ее также поначалу не привлекала карьера преподавателя вуза. «У меня мама учительница, я видела с детства, насколько это сложная профессия», — объясняла она.
Алина Щербакова, фото: Высшая школа экономики
К карьере в академической среде привела способность к изучению иностранных языков. «Учась на четвертом курсе, я сдавала госэкзамен по испанскому языку. После того как я сдала его впервые за историю факультета на десятку, меня и мою коллегу факультет направил на стажировку в Университет Буэнос-Айреса. Было очень интересно. Я поняла, что карьера в университете — это не только наука и преподавание, но и возможность путешествовать», — рассказала она. Поступив в аспирантуру, Алина Щербакова продолжила заниматься Латинской Америкой. В этот период у нее было огромное число командировок: «Столько, сколько я путешествовала в аспирантуре, я не путешествовала никогда».
Еще одной ценной особенностью академической карьеры она считает постоянное общение с людьми, причем с молодыми людьми, которые тоже могут вас многому научить. Это важно. Для женщины академическая карьера вообще идеальна, поскольку работа строится практически по свободному графику. Кроме того, Алина Щербакова отмечает, что ВШЭ дает огромный простор для творчества. Она привела в пример российско-китайскую летнюю школу, к подготовке и проведению которой она имела непосредственное отношение. В процессе работы школы приходилось устраивать российские и китайские культурные вечера, что не только было интересно для обеих сторон, но и требовало творческого подхода.
На вопрос аудитории о том, насколько гладко у нее произошел переход к академической карьере и много ли сомнений она испытала перед тем, как посвятить себя преподаванию в ВШЭ, Алина Щербакова ответила так: «Я закончила учебу в 2009 году, когда случился финансовый и экономический кризис. Зарплату, которую я ожидала, имея диплом очень престижного вуза и владея свободно двумя иностранными языками, мне рынок предложить не мог. Я пошла в аспирантуру, думая, что здесь пересижу, пока изменится рынок. Но в результате я до сих пор здесь. И никогда еще не пожалела об этом».