Ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов в ходе Восточного экономического форума дал интервью РБК-ТВ. Он рассказал о том, как его приняли в Вышке, как прошла приемная кампания в этом году, как складывается сотрудничество с Ярославом Кузьминовым, а также о глобальных трендах в сфере образования и новых направлениях подготовки студентов в Вышке. Ключевые тезисы интервью — в нашем материале.
О назначении и первых вызовах
Когда я пришел в Вышку два месяца назад, мы уже находились в состоянии активной приемной кампании. Для меня важно, что университет прошел ее без потрясений, она оказалась, по нашей оценке, самой успешной в истории Высшей школы экономики. Балл единого государственного экзамена на бюджетные места в бакалавриат — почти 96, есть небольшой прирост по сравнению с прошлым годом. В бакалавриат и магистратуру поступило около 15 тысяч человек, а всего 1 сентября начали учебный год 50 тысяч студентов. Учебный год начался в уже привычном для студентов смешанном формате обучения.
Второй очень важный момент за эти два месяца — университет подготовил заявку на программу «Приоритет 2030». Это программа, которая определяет новый ландшафт поддержки системы высшего образования на ближайшие 10 лет. И я, как новый ректор, тоже был активно включен, конечно, в подготовку заявки. Буквально на днях нашей команде предстоит защищать ее — сначала перед комиссией Минобрнауки, потом перед большим советом программы. Это два ключевых вызова ближайших месяцев.
Мне важно, что коллектив Высшей школы экономики в целом принял меня как нового руководителя. Мы встречались с коллегией ординарных профессоров — это люди, которые уже продемонстрировали свои заслуги перед университетом и являются костяком, опорой его деятельности. Встречались со студенческим советом, со всеми руководителями факультетов, большинства исследовательских институтов. И все наши беседы показали, что у нас в целом общие взгляды на то, как должно развиваться образование, как должна быть устроена подготовка молодежи сейчас, уже фактически в середине 21 века. Потому что мы учим не для школы, а для жизни — это девиз Высшей школы экономики. И, когда мы учим для жизни, мы должны понимать, как она будет устроена уже через 10, 15, 20 лет.
В эти два месяца непрерывного общения с людьми основным было сохранить динамику развития университета, потому что это фактически один из ведущих университетов нашей страны. Причем ведущий и с образовательной точки зрения, и с исследовательской, и экспертно-аналитической. И очень важно было не нарушить такую уверенную поступь университета и его движение вперед. И, мне кажется, нам это удалось, потому что сохранена команда университета, сохранены отношения внутри системы управления. Потому что Высшая школа экономики всегда управлялась, исходя из принципов коллегиальности, обсуждения, открытости. Мне кажется, нам сейчас удается сохранить всю логику развития, которая есть сейчас.
О кадрах и принципе единого университета
Кадровые изменения в университете, где почти 10 тысяч сотрудников — вполне естественный процесс. Это не относится прямо сейчас к нынешнему управленческому составу Высшей школы экономики. Каких-то потрясений резких не будет. Есть хорошая управленческая команда, есть ядро, есть результаты, которые видны, понятны. Университет в международных предметных рейтингах занимает первые места. Во всех четырех кампусах учат интеллектуальную элиту нашей страны, не только в Москве, но и в регионах. Одна из моих поездок была в эти два месяца в пермский кампус Высшей школы экономики. Мне важно было посмотреть, как Вышка живет в регионах. И, должен сказать, что это тоже единая команда. У нас есть принцип: четыре кампуса — единый университет. И тоже мы проговорили с губернатором нашу включенность в развитие Пермского края, а здесь, на Восточном экономическом форуме, проговариваем включенность Высшей школы экономики в развитие регионов Дальнего Востока — это тоже приоритет, приоритет, который постоянно подчеркивает президент Российской Федерации. Мы здесь заключили соглашение с рядом субъектов Дальнего Востока.
С Ярославом Ивановичем мы знакомы очень давно. Еще на позапрошлом моем месте работы мы реализовывали ряд проектов. Потом, когда я перешел в Дальневосточный федеральный университет, у нас были программы двойных дипломов. Мы вообще были первым университетом на Дальнем Востоке, который это делал. Много времени проводили в экспертных обсуждениях. Ярослав Иванович возглавляет ассоциацию «Глобальные университеты», я туда тоже входил. Работать с таким наставником — это счастье, наверное, для любого руководителя. Мы сейчас с ним еще ближе, обсуждаем как раз приоритетные направления развития университета. Ярослав Иванович — это человек, который построил Высшую школу экономики, и он ее чувствует на кончиках пальцев. Обсуждаем с ним те или иные тенденции, направления развития, экспертные вопросы, которые постоянно возникают. Конечно, я советуюсь и буду продолжать советоваться с ним.
О классике и мультидисциплинарности
Высшая школа экономики — это большой классический университет, в котором на выпуск экономистов приходится около 14%. Мы — мультидисциплинарный университет, который идет по направлению создания крупных междисциплинарных проектов, в которые включаются и наши ученые, педагоги, исследователи, студенты из естественнонаучного, математического блока. У нас развивается кластер естественнонаучных дисциплин. Задача классического университетского образования — преподавать все возможные направления и все возможные тренды развития рынков. Главное, что мы даем каждому студенту — это полный багаж классических знаний, привлекаем преподавателей из разных областей и профессий, специалистов из реального сектора, зарубежных преподавателей, классиков. И ребята получают полный объем информации, который им нужен и которым они смогут воспользоваться.
О разных взглядах и том, что волнует студентов
Высшая школа экономики — это 50 тысяч студентов, почти 10 тысяч преподавателей. Конечно, в таком большом сообществе есть очень разные взгляды, очень разные желания и воззрения. И я бы, например, не говорил уверенно, что большое количество делает то или иное. Мы должны понимать, что, если человек занимается чем-то, что законодательно разрешено, и он корректен в своем поведении, будь то студент или преподаватель, или сотрудник, то это его право. Но, если он где-то нарушил закон (не имеет значения, связано это с политической деятельностью или с административным правонарушением), то, как в случае с превышением скорости, он получает штрафы, платит их и ездит дальше. Мы как университет, как корпорация, если человек обратится за помощью, за поддержкой, конечно, эту поддержку окажем, в виде юридической консультации, например.
То, что у нас думающая молодежь — это же хорошо. Ребята, которые являются интеллектуальной элитой страны, — это талантливая молодежь. Они задумываются, задают вопросы. Но прежде всего эти вопросы об образовании, о будущем науки, о тех направлениях исследований, которые будут приоритетными в XXI веке.
Большинство вопросов нынешних школьников, с которыми я сейчас встречался в рамках общества «Знание», о том, каким будет цифровое будущее, к чему им готовиться, какие навыки развивать из разряда soft skills — коммуникативность, работа с информацией, стрессоустойчивость, способность к рефлексии. И на самом деле именно эти вопросы волнуют студентов Высшей школы экономики — ребят, которые поступают с высшими баллами в наш университет.
О глобальном и региональном развитии
Глобальный исследовательский университет должен двигаться по правилу: кому многое дано, с того много и спросится. Поэтому одно из направлений, которое мы для себя видим — это вовлечение студентов, преподавателей, исследователей нашего университета в реальные, конкретные жизненные проекты. В проекты — заказы, которые поступают от компаний, корпораций, регионов. Я бы назвал это университет для каждого, Вышка для каждого.
Движение университета в сторону регионального развития — это очень важный приоритет вообще развития страны. Я проработал 5 лет в регионе, я понимаю, о чем я говорю. В регионе люди должны хотеть жить. Для этого недостаточно просто иметь здания или стены университета, или больницу. Нужно иметь квалифицированных врачей, нужно иметь квалифицированных педагогов, нужно иметь хорошее высшее образование. Поэтому мы выходим с программами двойных дипломов. Мы обсуждаем, как сделать, чтобы ребята, обучаясь в региональных университетах, получали микростепени в университете Высшей школы экономики.
Еще одно направление, которое я не могу не подчеркнуть. Если посмотреть внимательно, то можно увидеть, что в мире идет очень серьезная борьба за таланты. Образовательная миграция наиболее талантливой молодежи в мире — это удел лучших университетов. И назначение сейчас Высшей школы экономики — это внимание к талантам во всем мире, привлечение сюда, в Россию, самых талантливых ребят со всего мира, сохраняя при этом и российские таланты. Поэтому у нас есть англоязычные программы, лучшие преподаватели и условия работы, которые создаются вокруг университета.
Об онлайн- и офлайн-обучении и человеке как точке опоры
Уже полтора года мы живем в условиях, которые привели к уверенности во всем мире, что образование будет в смешанном формате. Последние исследования, которые наш университет провел вместе с исследователями из Томского государственного университета, показывают, что с 22% до 50% выросла доля студентов, которые поддерживают формат смешанного обучения. Я вижу, что смешанное обучение пришло надолго. Конечно, будут изменения тенденций и дальше, потому что мир не стоит на месте, появляются новые технологии. Исследования показывают, что до 85% успеха приходится на навыки soft skills. Это означает, что учиться нужно в течение всей жизни, потому что эти навыки нужно все время совершенствовать и развивать. Помимо этого, у молодежи есть запрос на быстрое качественное образование, чтобы его можно было сразу реализовать на рынке. Эта тенденция очень заметна нашим зарубежным коллегам. Мы вообще сейчас очень внимательно анализируем тренды развития образования. Потому что черный лебедь пандемии смешал многие карты. Сейчас идет серьезная перезагрузка, которая ориентируется на человека как на точку опору. На человека как на центр развития всего. Мы, кстати, у Высшей школы экономики в программе «Приоритет 2030» заявили человека и человеческий капитал в меняющемся мире как девиз нашей программы. И все исследования, которые мы будем вести, будем вести в рамках этого направления.
О программе развития Вышки и Институте киноиндустрии
У нас сейчас очень важный период. Высшая школа экономики завершила, причем завершила досрочно, предыдущую свою программу развития и приняла новую. Новая программа развития включает в себя и исследовательский трек программы «Приоритет 2030», и развитие научного центра мирового уровня, который уже есть в Высшей школе экономики. И ряд других направлений, включая развитие новых факультетов. Например, создали Институт киноиндустрии, который будет работать по лучшим технологиям XXI века, учитывающим то, что в онлайн уходит не только образование — потребление уходит в онлайн, спрос уходит в онлайн и кино уходит в онлайн. Меняется запрос зрителя, например, есть запрос на короткое кино. Александр Акопов, который согласился возглавить Институт киноиндустрии, один из известнейших кинопродюсеров, не только России, но и мира, человек, который будет создавать с нуля программу в Высшей школе экономики. Мы уже объявили набор на нее, презентация будет на Кинотавре, всех приглашаю, 24 сентября.
Я хочу подчеркнуть, что логика Высшей школы экономики — это подготовка специалистов, которые будут создавать экономику будущего. И в этом отношении направление развития экономики киноиндустрии — оно не более удивительно, чем, например, подготовка химиков или физиков в большом классическом университете. У нас будут преподавать лучшие эксперты — и зарубежные, и отечественные. И это не последний сюрприз, объявим еще несколько.