Ученые объяснили, почему Александр Невский стал символом национальной идентичности

В рамках подготовки ко Всемирной конференции по межрелигиозному и межэтническому диалогу ООН в НИУ ВШЭ прошла международная конференция «Святой Великий князь Александр Невский: цивилизационный выбор». С докладами выступили историки, философы, богословы, юристы и другие эксперты.

Участников мероприятия приветствовал ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов. Он отметил, что конференция подводит итоги юбилейного года, 800-летия со дня рождения Александра Невского, который во многом заложил основы современного государства. В свою очередь митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн, открывая конференцию, подчеркнул важность изучения роли Александра Невского для истории нашей государственности, а референт Управления внутренней политики Администрации президента Андрей Третьяков обратил внимание на то, что князь одержал важные победы, служил Отечеству и народу, за что и был канонизирован.

Самой многогранной фигурой отечественной истории назвал Александра Невского научный руководитель ВШЭ Ярослав Кузьминов. «В нем соединились святой, полководец, давший отпор западному нашествию, государственный деятель, восстановивший Русь после Батыева нашествия. Александр Невский стал для нынешних россиян символом национальной идентичности», — сказал он.

По мнению Ярослава Кузьминова, критика политического курса Александра Невского, его отказа от сотрудничества с Западом несправедлива: князь действовал в условиях ограниченного выбора, когда Русь могла повторить участь исчезнувшей Волжской Булгарии. Этого, полагает научный руководитель ВШЭ, удалось избежать благодаря политической мудрости и дипломатическому таланту Александра. Интеграция в империю Чингизидов произошла на мягких условиях и позволила возродить государственность в более благоприятных условиях. Выбор в пользу Запада, по мнению Ярослава Кузьминова, был невозможен из-за нежелания Европы реально помочь Руси. «История показывает правоту Александра Невского», — уверен научный руководитель ВШЭ.

Фото: Высшая школа экономики

В условиях послевоенного разорения князь понимал важность народосбережения, он отверг использование русских дружин для содействия рыцарям в покорении Литвы и почти избежал их отправки на помощь Орде. «Александр Невский ограничивал свои политические амбиции там, где возникала угроза для страны, был образцом государственного выбора и личного смирения», — считает Ярослав Кузьминов.

Канонизация князя стала следствием всенародного почитания. Именно он стал символом всех святых князей, в его личности персонализирована национальная идея, полагает научный руководитель ВШЭ.

Великая Отечественная война, по его мнению, превратила Александра Невского в народного героя, в отличие от которого Сталин выглядел тяжелой проекцией государственности без смирения, сострадания и морали. «Но теперь, после тяжелейшего исторического пути, пройденного нашей страной, Александр Невский одержал победу, граждане нашей страны выбрали его символом страны, предпочтя Сталину», — подытожил Ярослав Кузьминов.

Профессор МГУ, историк Дмитрий Володихин, автор книги об Александре Невском, в докладе «Делал ли Александр Невский выбор в пользу Орды?» отметил, что князь сочетал политический прагматизм и сохранение православной веры. Он полагает, что Александр мог выбирать, но альтернативой вассальным отношениям с Ордой стал бы военный разгром и опустошение Северо-Восточной Руси. Профессор подчеркнул активное покровительство князя церкви. Его христианство не было показным, он обращался к Богу в тяжелейшие моменты жизни страны. По мнению историка, не следует переоценивать веротерпимость Орды, многие татаро-монгольские сборщики налогов были выходцами из Средней Азии и активными сторонниками исламизации России. Восстание 1262 года, которое поддержал князь с негласного разрешения хана Берке, не желавшего усиления мусульманского элемента в Орде, позволило не только передать сбор налогов русским князьям, но и удалило из России активных проводников ислама.

По мнению Дмитрия Володихина, у Александра Невского была возможность получить покровительство Папы Римского без тяжелых политических и военных последствий. Но это через короткое время могло привести страну к краху, аналогичному тому, что пережила сблизившаяся с Западом Византия в 1453 году, когда Константинополь был взят турками-османами. «Александр Невский сделал другой выбор — сохранение веры и православной цивилизации», — подытожил Дмитрий Володихин.

Заместитель председателя Синодального миссионерского отдела РПЦ, профессор, заместитель директора ВШЮА ВШЭ игумен Серапион (Митько) представил доклад «Александр Невский: история и агиология», в котором сравнил события отечественной истории и биографию князя с событиями того времени в Европе. Он напомнил, что в этот период еще продолжались крестовые походы, а в начале XIV века в Париже сожгли тамплиеров. Игумен Серапион отметил, что святость в миру была возможна только для мучеников. Важно также понимать, что борьба с монголо-татарами не воспринималась на Руси как религиозная война, в отличие от крестовых походов.

Фото: Высшая школа экономики

Русские люди видели в подвигах своих князей библейские события и святую историю. Священник сравнил нынешний праздник Победы с Пасхой. «Мы понимаем, что есть общее, одинаковая благодать, но трудно понять, в чем она. Русские, празднуя Победу, передают код национальной культуры, как народ Израиля праздновал спасение от геноцида. В этом совпадает библейское и историческое», — сказал игумен Серапион.

В случае с Александром Невским идеал святости отражается в нем, как в воине, считает священнослужитель. Святость же в народном восприятии — это идеал, который ищут в истории, современниках. И когда достижение становится возможным, его пытаются использовать в идеологии. «С Александром Невским открывается возможность святости в миру, в любом служении», — подытожил профессор.

Служа народу и государству, Александр Невский с юных лет был готов к смерти, он участвовал в многочисленных сражениях с неприятелем и четырех поездках в Орду, каждая из которых могла привести к гибели, сказал, завершая конференцию, директор Высшей школы юриспруденции и администрирования НИУ ВШЭ, сопредседатель оргкомитета конференции Дмитрий Кузнецов. «Почитание его не только как воина и праведника, но и как схимника и святого — это украшение его образа и пример того, чем должны руководствоваться политики, делая цивилизационный выбор», — подытожил он.

Свои доклады также представили профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доктор церковной истории и кандидат богословия Владислав Петрушко и профессор, доктор юридических наук, научный руководитель Института юридического менеджмента ВШЮА ВШЭ Дмитрий Шестаков. В обсуждении приняли участие действительный государственный советник РФ 1-го класса, заслуженный юрист России Александр Торшин, профессор, председатель Экспертного совета ВАК по теологии, проректор по научной работе Общецерковной аспирантуры и докторантуры Дмитрий Шмонин и вице-президент ВШЭ Лев Якобсон.

Конференция была организована ВШЭ совместно с Синодальным миссионерским отделом РПЦ и Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени Кирилла и Мефодия.

Фото: Монумент в честь Александра Невского, Псковская обл., pskov.ru

Дата публикации: 16.12.2021

Автор: Павел Александров

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: