Форум, организованный Бизнес-клубом НИУ ВШЭ, собрал молодых предпринимателей и тех, кто еще только задумывается о запуске собственного стартапа. В каком возрасте лучше начинать, как выстраивать отношения, что значит «выживаемость бизнеса», как привлекать инвестиции? Об этом и многом другом со студентами поговорили представители бизнеса, в том числе главы крупных компаний, среди которых основатели Faberlic, Gloria Jeans, КРОК и др.
HSE Business Club — крупнейший студенческий бизнес-клуб России. Сообщество помогает находить и объединять талантливых студентов, которые мечтают открыть свой бизнес. Клуб способствует приобретению знаний, опыта, связей, знакомству с единомышленниками. Организуются встречи с предпринимателями, топ-менеджерами корпораций, миллиардерами из списка Forbes.
После тридцати — сложнее
Форум HSE Business Club открыл сооснователь и генеральный директор Black Star Павел Курьянов (Пашу) — рассказом о собственном пути в бизнес. Начал он этот путь в 18 лет. «Это было в веселом, шуточном формате — тогда не было системного объединения для предпринимательства. Все-таки осознанным бизнесом мы начали заниматься, когда мне было уже 28 лет», — признался он. Впрочем, опыт предпринимательства в юном возрасте оказался полезным. Теперь Пашу советует всем начинать бизнес как можно раньше: в молодости легче рисковать, позже появляются обязательства — семья, долгосрочные отношения, планы, и рисковать становится сложнее.
«В бизнесе важно уметь выстраивать отношения», — поделился Павел Курьянов, признавшись, что ему самому это всегда давалось нелегко: некомфортно было даже находиться рядом с незнакомцами. «В 16–17 лет я представить себе не мог, что смогу на форуме вот так сидеть и перед целым залом выступать или вдвоем с кем-то незнакомым бизнес обсуждать. Но я себя насильно в такие ситуации погружал, потому что знал: это мое слабое место. Теперь выстраивание коммуникаций — это мое кунг-фу, мой главный навык», — сказал он.
Фото: HSE Business Club / В Контакте
Основатель российской компании по производству одежды Gloria Jeans Владимир Мельников свой путь в бизнес начал еще раньше — в 12 лет, даже несмотря на существовавший тогда в СССР запрет на ведение коммерческой деятельности. Вопреки всем трудностям он научился управлению бизнесом на собственных ошибках и провалах и открыл несколько успешных проектов. Этот опыт он теперь считает главной школой по открытию бизнеса. «Вот сейчас, пока вы молодые, идите учитесь и набивайте собственные шишки, после 30 лет это уже будет делать сложнее», — напутствовал Владимир Мельников аудиторию.
Воссоздать из пепла
Ключевыми темами форума стали цифровизация и выживаемость бизнеса в сложных условиях.
Основатель IT-компании КРОК Борис Бобровников признал, что «с бюрократической точки зрения цифровая трансформация — очень вредная вещь: если кто-то из топ-менеджеров не заинтересован в трансформации, она захлебнется».
За четыре года, что длится этот процесс в КРОКе, в компании поменялось 60% топ-менеджмента и 70% управленцев среднего звена. Сам Борис Бобровников видит в этом позитивный момент: так отсеиваются неэффективные менеджеры, поскольку цифровые системы помогают точно измерить качество результата, и, когда управленец не может добиваться высоких показателей, он уходит. «Это непростая история для тех, кто не хочет меняться. Или не может», — подытожил он.
Управляющий партнер NFL Group и инвестор Максим Карпов в своем выступлении предложил предпринимателям «инструкцию по выживанию». Один из его главных принципов — никогда не забывать о страхе. «Страх на гигиеническом уровне должен присутствовать. Когда человек заработал «все деньги мира», он не боится, что деньги кончатся, он расслабляется», — считает он.
Максим Карпов, фото: Высшая школа экономики
В то же время страх не должен парализовать, не должен мешать действовать. «Нужно сохранить в себе ощущение легкой тревоги. Причем не бойтесь поражения, а бойтесь упустить что-то, упустить возможность попробовать», — подчеркивает Максим Карпов.
Предприниматель должен уметь воссоздавать свой бизнес «из пепла»: нужно быть способным все потерять и создать снова — «обнулиться». Впрочем, сам он признался, что личного опыта «обнуления» не имеет, а вот его друзья через подобное проходили. И это, полагает Максим Карпов, показатель их способности к предпринимательству.
Разговор о выживании бизнеса подхватил президент российской косметической компании Faberlic, глава фракции «Новые люди» в Государственной думе РФ Алексей Нечаев. Обращаясь к молодым бизнесменам, он посоветовал им в начале пути не делегировать все обязанности исполнителям, а полностью самим вникнуть в тонкости производства, упаковки и продажи продукта.
Старший бизнес-партнер сообщества «Атланты» и основатель агентства Worlds Михаил Воронин говорил о корпоративной культуре и важности принципов в бизнесе. Предприниматель пояснил, что отличает принципы от ценностей. Ценности, по его мнению, это относительно абстрактная категория в корпоративной культуре. Принципы же ориентированы на цели бизнеса, они рождаются изнутри компании. Он отбирает сотрудников в свое event-агентство по готовности соответствовать принципам.
Не прибыльность, а перспективность
Со своими советами и рекомендациями к гостям форума обратились также резиденты Закрытого бизнес-клуба ВШЭ Артем Татулов, Григорий Шабалов и Евгений Бисовка. Президент Бизнес-клуба ВШЭ и основатель Citadel.one Григорий Шабалов рассказал об инвестициях. Евгений Бисовка свое выступление посвятил рассказу о запуске собственного стартапа Tiggy. Это сервис по доставке еды за 15 минут, который работает в Канаде. Главный совет, который дал предприниматель студентам: если хотите делать проект для зарубежного рынка, запускать его надо сразу за границей. Среда, по его словам, настолько разная, что российский опыт в бизнесе во многом будет бесполезен.
Артем Татулов, фото: HSE Business Club / В Контакте
Сооснователь TutGood Артем Татулов поделился своим опытом привлечения инвестиций в стартап. По его словам, для привлечения денег не нужно быть прибыльным — нужно быть перспективным. Snapchat, SpaceX, Pinterest — убыточные компании, но при этом они привлекают инвестиции, потому что предлагают инвесторам уникальную технологию, подчеркнул он.
В ходе форума в зоне интерактивных стендов участники и гости активно общались, делились идеями, рассказывали о собственных стартапах. Многие отмечали, что в первую очередь ценят такие мероприятия за атмосферу открытости, которая располагает к знакомствам и поиску партнеров. «Главная идея организации подобных мероприятий — собрать самых горящих, самых активных и перспективных ребят российского предпринимательства в одном месте. Вдохновить на первый шаг, на маленькое действие, дать возможность найти лучшую команду и не засыпать без переосмысления собственных жизненных ценностей!» — подчеркнула организатор и участница HSE Business Club Карина Кузнецова.
От пролога до единорога
Финалом форума стала сессия HSE Pizza Pitch от Бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ. Здесь начинающие разработчики стартапов могут выслушать мнения экспертов, получить обратную связь, найти потенциальных инвесторов и стейкхолдеров для своего проекта.
Дмитрий Стародубцев, фото: Высшая школа экономики
Происходит это следующим образом: выступающий показывает презентацию и в течение трех минут рассказывает о своем проекте, затем следуют комментарии экспертов, далее слушатели получают возможность задать команде проекта свои вопросы.
На этот раз Pizza Pitch запустил Дмитрий Стародубцев, основатель Mighty Buildings — компании по производству домов на 3D-принтерах с использованием ESG-технологий. Он рассказал историю создания компании, толчком к развитию которой послужил жилищный кризис.
Он также поделился советами в главном для любого начинающего предпринимателя — привлечении инвестиций и рассказал о unicorn-компаниях (еще их называют компаниями-единорогами: имеются в виду стартапы, получившие оценку стоимости в размере свыше 1 млрд долларов). Он также продемонстрировал эффект глобализации на примере бизнес-модели, появившейся в России и разошедшейся по всему миру, — сервис доставки продуктов питания и других товаров на самокате. Так, в Дубае из 15 компаний, представленных на этом рынке, 8 созданы российскими фаундерами.
Далее участники мероприятия представили свои проекты. В рамках идеи по импортозамещению были представлены стартапы из различных сфер бизнеса — от B2B-маркетплейсов для представителей малых и средних предприятий до сервисов цифровой дистрибуции YOURTUNES.
Кроме ценного фидбэка, все участники Pizza Pitch получили по полноценной мармеладной пицце.
Фото: Высшая школа экономики