Мотор реформ: БРИКС как территория альтернативной экономики

Запад рассматривает БРИКС как вызов, но на деле у объединения позитивная повестка развития, что привлекает другие страны. Сейчас стоит достаточно сложная задача — создать механизмы для вступления новых государств, полагает проректор по международным отношениям НИУ ВШЭ Виктория Панова.

Виктория Панова выступила на городском завтраке Российского совета по международным делам, посвященном роли БРИКС в глобальном управлении. Мероприятие состоялось в Библиотеке им. Ф.М. Достоевского.

Сейчас Запад рассматривает БРИКС как некий вызов, а некоторые страны-участницы, особенно Россию и Китай, как ревизионистов либерально-демократической системы, отметила Виктория Панова. Это создает опасения у остальных членов объединения и государств, которые ему симпатизируют и рассматривают для себя возможность присоединения.

Фото: Russian Council / Flickr

Впрочем, не происходит ничего нового, сегодняшний дискурс — лишь очередной виток старого, рассказала она. Атаки на этот диалоговый формат в западных экспертных и правительственных кругах начались сразу после того, как БРИКС был создан. Однако БРИКС не направлен против какой-либо страны, группы стран или целых международных институтов.

«Мы не дружим против кого-то, мы объединились для того, чтобы лучше стало всем. Мы не хотим работать против “Большой семерки”, мы хотим добиться реформирования мира в той степени, в которой оно бы отвечало интересам глобального Юга и глобального Севера», — подчеркнула Виктория Панова.

По словам проректора Вышки, основными принципами функционирования БРИКС является равноправие и отсутствие диктата. Страны-участницы придают особое значение суверенитету, инклюзивности и мультицивилизационности.

«Каждая страна, каждый народ — уникален и должен иметь право на выбор собственного пути развития. Если мы создаем безопасную систему, где все друг друга слышат, то мы должны разговаривать не с точки зрения обязательной унификации всех государств и диктата большинства, а с точки зрения интересов каждого из нас», — пояснила эксперт.

По ее словам, в отличие от «Большой семерки», повестка БРИКС позитивна. Если на последнем саммите «семерки» речь шла только о том, как наказать Россию, то на саммите БРИКС — о том, как реализовывать интересы стран-участниц.

«Позитивная повестка всегда более приятна и более интересна любому участнику международных отношений, который заинтересован в мирном развитии. Не так давно мы увидели первые официальные заявки о вступлении в БРИКС от Аргентины и Ирана. Это свидетельство того, что позитивная повестка для них более привлекательна. А “семерка” своим негативным отношением к миру сама себя изолирует», — заявила проректор.

Виктория Панова, Ярослав Лисоволик, фото: Russian Council / Flickr

Одним из основных вопросов, стоящих сегодня перед объединением, является перспектива расширения БРИКС и алгоритмы принятия новых членов. Значительный импульс этому процессу был придан еще в 2017 году, когда по инициативе Китая был создан новый экспериментальный формат взаимодействия — БРИКС+, который открыл возможности другим развивающимся странам принять более активное участие в современном глобальном управлении, напомнил программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай» Ярослав Лисоволик. В этом году, помимо «стран ядра», в саммите приняли участие еще 13 государств. Увеличение числа участников ведет к повышению влияния развивающихся стран в различных международных институтах, таких как ВТО, МВФ, Всемирный банк, за счет формирования своего рода блока стран — представителей глобального Юга.

Одной из важных проблем является то, как продвигать процесс расширения, не потеряв при этом эффективность диалогового формата неформального объединения, отметила Виктория Панова. Этот формат несет в себе определенные выгоды для стран-участниц: отсутствие жестких бюрократических структур и процедур делает БРИКС более «мобильным», а процесс принятия решений — более быстрым и эффективным.

«Чтобы соответствовать своим же принципам, БРИКС не может отказывать другим странам в присоединении. Сохранение в рамках “пятерки” уже дало свои плоды, но теперь перед нами стоит достаточно сложная задача — создать механизмы для вступления новых государств, не ограничивая уже существующие возможности, не сузив поле для маневра», — пояснила она.

Отвечая на вопрос о возможности создания новой международной валюты, оба эксперта выступили за такое решение. По мнению Ярослава Лисоволика, это абсолютно реальный и нужный практически всем центральным банкам проект — новая резервная валюта на основе корзин валют стран БРИКС. Конечно, проект должен подкрепляться созданием единой платежной платформы и экономическим базисом, который заключается в росте товарооборота и взаимных инвестиционных потоках между странами.

Тема дедолларизации обсуждается с самых первых саммитов БРИКС, напомнила Виктория Панова. Тогда страны-участницы заключили некое рамочное соглашение по торговле в национальных валютах, но дальше этого дело так и не пошло.

«Сегодня вопрос дедолларизации и ненадежности валют ведущих западных стран и объединений поставили перед всеми странами с развивающейся и с переходной экономикой, не только входящими в БРИКС, — вопрос, как обезопасить себя на случай кризисных тенденций. Некоторые эксперты говорят, что создание новой валюты — это дело десятилетий, однако сейчас нет ничего невозможного», — полагает проректор.

Кроме того, эксперты обсудили итоги председательства Китая на XIV саммите, рассмотрели подходы стран-участниц к различным вопросам, с которыми сталкивается объединение на современном этапе. По мнению Ярослава Лисоволика, БРИКС может внести важный вклад в развитие мировой экономики с помощью создания зоны свободной торговли между странами глобального Юга и других интеграционных механизмов. Это может стать катализатором нового витка глобализации в мировой экономике в современных условиях преодоления последствий пандемии.

БРИКС — это та площадка, на которой страны-конкуренты могут найти новые форматы взаимодействия и начать сотрудничество, полагает Виктория Панова. В условиях текущей турбулентности БРИКС имеет все шансы превратиться в реальный мотор для реформ, убеждена она.

«За нами будущее, и теперь главное — не снижать темп и работать качественно и с энтузиазмом, а также четко придерживаться своих же решений», — подчеркнула проректор Вышки.

Фото: infobrics.org

Дата публикации: 03.08.2022

Автор: Марина Полякова

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: