Гегемония группы стран Запада больше невозможна, государства хотят самостоятельно определять приоритеты внешней политики и экономики. Как России распорядиться своим потенциалом? Какова роль Дальневосточного региона? Об этом говорили участники сессии «Ворота в многополярный мир. Дальний Восток в новой архитектуре международных отношений» в рамках Восточного экономического форума.
Тектонические изменения архитектуры международных отношений создают новую реальность, где невозможна гегемония группы стран Запада — ни экономически, ни геополитически, ни культурно, отметили организаторы сессии. Потенциал России представляет собой одну из важнейших опор более справедливого международного порядка.
Андрей Быстрицкий, фото: Даниил Кривошеев / Высшая школа экономики
«Как будет возникать архитектура нового миропорядка, строиться новый миропорядок, как будут выстраиваться отношения, чтобы в этом мире было комфортно и удобно всем? Это важнейшие вопросы развития современного мира» — такими словами начал работу сессии ее модератор Андрей Быстрицкий, декан факультета креативных индустрий ВШЭ, председатель совета Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба «Валдай». «Времена меняются, нужно ли обновление стратегии развития Дальневосточного региона?» — предложил он вопрос Юрию Трутневу, заместителю председателя правительства России, полномочному представителю президента страны в Дальневосточном федеральном округе.
Юрий Трутнев обратил внимание на то, что в форуме участвуют 68 стран и это далеко не только страны, близкие к российскому Дальнему Востоку. В их числе Австралия, Австрия, Великобритания, Франция, Швейцария, Германия, Ирландия, Япония и многие другие. «Мы интересны друг другу, значит, есть шанс на понимание», — уверен он.
Восточный поворот произошел в России в 2014 году, когда президент Владимир Путин объявил развитие Дальнего Востока национальным приоритетом, напомнил вице-премьер. С тех пор стартовали около 3000 проектов и почти 3 трлн рублей пришло в виде частных инвестиций. По многим показателям регион в числе лидеров: так, рост инвестиций в основной капитал в четыре раза превышает средний по стране.
Тем не менее есть задачи, без решения которых дальнейшее развитие невозможно. Во-первых, это ускорение развития Восточного полигона железных дорог, без которого «мы сегодня не справляемся». Во-вторых, развитие Северного морского пути — «важнейшей транспортной артерии». Кроме того, уверен Юрий Трутнев, необходимо совершенствовать отношения с дружественными странами. «Мы сделали предложение президенту — хотим, чтобы в полной мере работал механизм признания технологий, дипломов, сертификатов», — отметил он.
Ван Вэнь, фото: Даниил Кривошеев / Высшая школа экономики
«Владивосток немного напоминает Гонконг», — обратил внимание Ван Вэнь, исполнительный декан Института финансовых исследований «Чунъян» при Китайском народном университете (RDCY). Он полагает, что Владивосток мог бы принять модель Гонконга в качестве модели развития, опираясь на реализацию финансовых проектов. «Вы должны строить свой город с прицелом на создание международного финансового центра. В Китай инвестиции шли через Гонконг», — рассказал Ван Вэнь. Разумеется, в первую очередь необходима инфраструктура, удобные автострады. Нужно иметь в виду перспективу создания крупного рынка. Китай заинтересован в развитии региона, добавил он, в том числе потому, что три его провинции граничат с Приморьем.
Нужно также открываться миру, который движется в сторону многополярности. В ближайшие десятилетия Китай обгонит США, уверен Ван Вэнь, Индия станет пятой экономикой, среди лидирующих экономик будет японская, пока не просматривается место Европы в этой системе, поскольку европейская экономика в стадии спада. России необходимо определить собственную роль в новом мире и понять, как интегрироваться в общую систему.
Наталья Стапран, фото: Даниил Кривошеев / Высшая школа экономики
Наталья Стапран, директор департамента многостороннего экономического сотрудничества и специальных проектов Министерства экономического развития России, напомнила, что представлял собой регион лет десять назад. Сегодня действуют территория опережающего развития, особая экономическая зона, режим свободного порта во Владивостоке. Но многое еще предстоит сделать, говорит Наталья Стапран. Владивосток — это ворота Российской Федерации в АТР, где конкуренция среди экономических центров очень высокая. В числе вызовов она назвала тот факт, что России приходится отказываться от европейских и американских систем верификации и заниматься поиском других. По ее мнению, серьезные наработки есть в Китае.
Как в Индии видят роль своей страны в мире? Такой вопрос Андрей Быстрицкий адресовал Б. К. Шарме, директору Объединенного сервисного института Республики Индия (USI).
В мире сейчас всем понятно, полагает господин Шарма, что Азия становится гравитационной точкой. Тем не менее «мы живем в тяжелый период, когда много неуверенности и неопределенности». Ковид, выход США из Афганистана, конфликт на Украине — эти три точки определяют сейчас ситуацию в мире. «Мы сейчас больше видим конфликтов, чем соревновательности и тем более кооперации. Мы видим, как ряд стран пытаются насадить свою идеологию. Это, безусловно, попытка доминировать. Причем доминировать через новые ресурсы», — изложил свою позицию индийский эксперт. Он пояснил, что имеет в виду попытку монополизации создания чипов.
«У некоторых стран есть тенденция всех наказывать, чтобы их боялись. Хотя главное — это кооперация и сотрудничество, в том числе в зеленом развитии», — считает Шарма. Он отметил, что Россия сейчас занимает заново лидирующие позиции, другие страны, например Индия, «выпрямляются», а «Владивосток — это то место, которое может стать местом объединения людей».
Анастасия Лихачева, фото: Даниил Кривошеев / Высшая школа экономики
Анастасия Лихачева, декан факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ, полагает, что не столь важно, сколько полюсов будет в современной архитектуре мира, важнее «качество отношений между полюсами». В любом случае решения не будут быстрыми, мягкими и простыми.
Обустройство Дальнего Востока — это обустройство ворот страны: «Приоритет для российского бизнеса — это выстраивание активного сотрудничества со вторым контуром китайской и индийской экономики». По ее мнению, самый большой российский ресурс — это опыт российских дальневосточных предпринимателей. «Он бесценен, это то, чего лишены москвичи; так что региону есть что предложить», — отметила Анастасия Лихачева.