Близость Дальнего Востока к мощнейшим рынкам сбыта Азиатско-Тихоокеанского региона — это конкурентная среда и фактор развития креативных индустрий. Важно, чтобы здесь заработали образовательные программы, уверена директор Центра креативной экономики НИУ ВШЭ Татьяна Абанкина. Она выступила на сессии «Креативный Дальний Восток: стратегия для творческого многообразия территории» Восточного экономического форума.
Сегодня креативная экономика рассматривается как один из ключевых элементов устойчивого развития региона. По оценке Агентства стратегических инициатив, доля креативной экономики в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) составляет около 2% с большим потенциалом роста.
Исследования показывают, что креативный сектор растет во всех регионах Дальнего Востока, рассказала Татьяна Абанкина.
Вместе с тем они развиваются крайне неравномерно: есть города-лидеры и проекты-лидеры, а есть территории, которые пока не втянуты в креативную экономику и не поддерживают ее развитие.
«Преимущество Дальнего Востока перед другими регионами — в его многообразии, и мы видим прямую корреляцию между многообразием креативных индустрий и темпами их развития», — отметила Татьяна Абанкина.
По словам эксперта, пандемия и санкционные меры сказались на этой отрасли двояко. С одной стороны, сократилось число организаций, но в то же время началось их укрупнение. Доля малого и среднего бизнеса преобладает, растет и число микропредприятий. Вместе с тем сюда вступает и крупный бизнес, создавая свои экосистемы.
Фото: Даниил Кривошеев / Высшая школа экономики
«Прекрасно то, что увеличивается доля людей, занятых в креативных индустриях, и доля людей с креативными компетенциями. Наши исследования показали, что эта доля растет даже в некреативных отраслях. То есть на них возрастает спрос. Поэтому очень важно, чтобы в этой области заработали образовательные программы», — подчеркнула Татьяна Абанкина.
Одним из важных факторов развития отрасли является близость к мощнейшим рынкам сбыта Азиатско-Тихоокеанского региона, и для него это огромная конкурентная среда. Сегодня 54% мирового экспорта креативных товаров и услуг занимает Китай. Поэтому очень важна доля инновационных разработок, которых сегодня не хватает.
Также очень важна устойчивость сектора, и сегодня она набирает динамику.
«Последнее время понятие устойчивости рассматривается как жизнеспособность, и здесь ключевым становится уже не столько управление ресурсами, сколько управление границами. Основные эффекты достигаются за счет кооперации, интеграции, объединения — межрегионального, межотраслевого, между разными командами. Эти процессы нужно интенсифицировать», — убеждена эксперт.
По ее мнению, ядром развития креативного сектора на Дальнем Востоке являются культурные ресурсы и уникальные природные достопримечательности края, именно на них могут опираться креативные индустрии.
«Мы видим, что наиболее успешные практики связаны с созданием новых культурных смыслов. Все-таки креативная экономика — это не столько создание новых товаров и услуг, сколько гуманитарная экономика, ориентированная на создание смыслов. Кроме экономической составляющей, нам кажется чрезвычайно важным богатое культурное наследие и многообразие Дальнего Востока. Оно дает основу для того, чтобы создание стимулирующей среды происходило, ориентируясь на развитие человека и ставя развитие человека главной целью, чтобы эта территория стала территорией профессионального развития для каждого живущего здесь человека», — подчеркнула Татьяна Абанкина.