Залог успеха развития человека — способность проявлять активность и самостоятельность (агентность), пришли к выводу ученые. Однако качество агентности малоизучено, оно требует исследования, особенно с учетом актуальных вызовов. В рамках стратегического проекта Высшей школы экономики «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» прошел семинар на тему «Самостоятельность (agency) как предмет полидисциплинарных исследований и практических разработок».
О чем говорит такое качество личности, как агентность, почему оно может стать драйвером роста, в чем задача проекта, рассказали заведующий Лабораторией исследований человеческого потенциала и образования Института образования НИУ ВШЭ Павел Сорокин и научный сотрудник Лаборатории непрерывного образования взрослых Института образования НИУ ВШЭ Юлия Корешникова.
Фото: Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики
По словам Павла Сорокина, вопросы самостоятельности (предприимчивости, агентности) считаются сегодня актуальными в среде ученых социально-гуманитарных наук и дисциплин. Задача состоит в том, чтобы определить объективные возможности активного поведения человека по поддержанию и совершенствованию существующих форм социальной деятельности, таких как социальные институты и структуры. А также выявить способности к формированию новых форм деятельности, направленных на укрепление благополучия личности в современном обществе. В условиях текущих кризисных тенденций это особенно актуально, поскольку может стать «драйвером роста и созидательных трансформаций», считает эксперт.
Павел Сорокин, фото: Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики
Ключевые моменты Павел Сорокин сформулировал в ряде тезисов. Прежде всего это тезис о том, что человек способен к проактивному (агентному) изменению, совершенствованию себя и окружающего мира.
Следующий тезис: доминирующие институты конца прошлого — начала этого века были ориентированы не на агентное поведение, а на воспроизводство образцов деятельности в устойчивых структурных рамках. Поэтому в последние годы они «дают сбои» и не обеспечивают достаточный уровень благополучия на индивидуальном и коллективном уровне.
Далее. «Старые» институты (такие, например, как высшее образование), а также появляющиеся новые массовые институты (например, дополнительное образование и самообразование, платформенная занятость) все более востребуют созидательную продуктивную индивидуальную агентность.
Еще один тезис состоит в том, что современные институты образования не способствуют развитию в человеке качества agency. Чтобы понять, как решить эту задачу, необходимо проводить различные исследования, как теоретико-методологические, так и эмпирические — в разных предметных сферах, на разных категориях населения.
Наконец, решение проблемы агентности надо искать в различных социальных сферах и науках — социологии, психологии, экономике, менеджменте, педагогике, науке об образовании, науке о культуре (cultural studies). «Дело в том, что каждая из указанных наук имеет свои теории, подходы, модели, которые описывают как человека, так и окружающую среду, предлагая то или иное понимание самостоятельности, агентности. Но ни одна из наук не предлагает достаточно для решения проблемы, — объясняет Павел Сорокин. — Проблема агентности еще плохо изучена. Есть серьезные разработки этой темы в психологии и менеджменте, но они недостаточно систематизированы».
Юлия Корешникова, фото: Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики
Юлия Корешникова отметила, что одной из задач проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» является создание образовательных условий, необходимых для развития агентности. «Мы обратили внимание на одно серьезное исследование, проведенное на выборке порядке 30 тысяч студентов. Это исследование проводилось АНО “Россия — страна возможностей”, — говорит она. — И мы видим, что у студентов от первого к четвертому курсу растет такая компетенция, как следование правилам и процедурам. А такие компетенции, как ориентация на результат, партнерство, стрессоустойчивость, снижаются. Следование правилам и процедурам имеет место быть в той части самостоятельности, в которой студент выполняет задания. Но когда мы говорим о действии, меняющем структуры, то здесь следование процедурам и правилам не является ведущим навыком, на который нам стоило бы ориентироваться».
Фото: Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики
Соответственно, перед исследователями встал вопрос: какие же характеристики личности будут способствовать проявлению агентного действия? «Изучая литературу, мы столкнулись с тем, что нет целостной концепции агентности, которая бы комплексно объясняла те навыки, которые ее обуславливают, — поясняет эксперт. — В ходе своего исследования мы сделали попытку выделить личностные факторы, связанные с агентностью. Вот основные из них: критическое и креативное мышление, коммуникация и работа в команде, эмоциональный интеллект, воля, потребность изменения себя и окружающего мира, доброжелательность, добросовестность, стратегическое планирование, самоконтроль, рефлексия».
Исследователи резюмировали, что агентность — важная, но малоизученная часть объективной реальности, в том числе с точки зрения практических вызовов. Они рассказали, что, работая над своим исследованием, определили задачи по анализу внешних факторов, влияющих на решение проблемы, подобрали примеры конкретных личностных характеристик, которые можно классифицировать как потенциальные факторы агентной деятельности, и сформулировали вопросы для будущих исследований.
Подробнее узнать о календаре семинаров и стратегических проектах НИУ ВШЭ можно здесь.