Личные черты людей, их добросовестность, готовность работать в команде и открытость новым знаниям, которые ученые называют некогнитивными навыками, влияют на трудоустройство и профессиональный успех не меньше, чем профессиональные знания и умения. В свою очередь, формальный или неформальный характер занятости влияет на эмоциональное состояние работника. Эти и другие вопросы обсудили эксперты в ходе онлайн-конференции «Социальные и некогнитивные навыки на рынке труда», организованной Научным центром мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала».
Спрос на навыки
Модератор конференции, профессор, директор Центра трудовых исследований (ЦеТИ) НИУ ВШЭ Владимир Гимпельсон, отметил, что главный показатель востребованности соискателя на рынке труда — не продолжительность его учебы и уровень образования, а навыки и другие характеристики конкретного человека, влияющие на его производительность. Уже всем очевидно, что без социальных и некогнитивных навыков ценность работника снижается. Очевидной стала и значимость их изучения. Владимир Гимпельсон представил доклад «Спрос на навыки: анализ на основе онлайн-данных», подготовленный совместно с выпускником магистерской программы «Прикладная статистика с элементами сетевого анализа» Артемом Волгиным. В ходе исследования рассмотрены 3,8 млн вакансий портала hh.ru, опубликованных с января 2019-го по октябрь 2020 года. Эти вакансии охватывают 18 групп навыков, которые стали основой для изучения.
Структура вакансий, по-видимому, смещена в пользу работников средней квалификации. Сотрудников высшей квалификации, как правило, ищут по знакомству или через специализированные сервисы, а землекопов и уборщиков — по объявлениям на заборе, предположил Владимир Гимпельсон. По его мнению, недостатком портала можно считать тот факт, что работодатели используют свой словарь, называя вакансию, как им нравится, не по стандартному классификатору. Например, вакансия менеджера может означать и директора компании, и обычного продавца (менеджер торгового зала), а это влияет на смысл объявления. Еще один недостаток: размер зарплаты не указан более чем в 30% объявлений, говорит ученый. В среднем на каждую опубликованную вакансию приходится 2,8 навыка, но примерно 5% вакансий содержит от 6 до 8 навыков.
Исследование показало, что наиболее востребованы на отечественном рынке труда не профессиональные, а социальные навыки — их запрашивают для 46,5% всех вакансий. За ними (41,5% вакансий) идут специальные навыки средней квалификации, не требующие высокого уровня образования. Наконец, бронзу заслужили специализированные компьютерные навыки (30,3%), рассказал Владимир Гимпельсон.
Общие компьютерные, клиентоориентированные и административно-организационные навыки упоминаются примерно в 26–28% объявлений о найме, но востребованность первых, полагает он, возможно, недооценена, поскольку многие профессии по умолчанию подразумевают владение элементарными навыками обращения с компьютером. Значительно реже (в 12–16% объявлений) отмечены запросы на навыки управления людьми, когнитивные навыки и компетенции в сфере финансов.
Социальные навыки востребованы в большинстве профессий, их доля наиболее велика там, где ключевая задача работника — это взаимодействие с клиентами или партнерами. Там, где нельзя обойтись без специальных знаний, социальные навыки отходят на второй план. Наиболее заметным исключением выглядит финансовая и бухгалтерская деятельность, где нужны специальные знания, административно-организационные навыки, умение работать с клиентами, владение специальным программным обеспечением.
Сильнее всего друг с другом связаны социальные и клиентоориентированные навыки, социальные и специализированные компьютерные, а также литературные и навыки работы в интернете. Ряд навыков — например, те, что связаны со сферой безопасности, а также владение иностранными языками, профессиональные медицинские навыки — почти не сочетаются с другими, что отражает их самодостаточность. Влияние отдельных навыков или их сочетания на размер заработной платы активно обсуждается, но это влияние трудно ухватить эмпирически, говорит Владимир Гимпельсон.
Невротизм, открытость и индекс Хирша
Ведущий научный сотрудник департамента психологии факультета социальных наук ВШЭ профессор Сергей Щебетенко познакомил аудиторию с докладом «Связаны ли черты личности с публикационной эффективностью российских ученых?», подготовленным коллективом авторов. Вопрос, почему кто-то добивается успехов, а кто-то — нет, волнует многих ученых, отметил он, поскольку касается не только самоощущения, но и академических надбавок. Зарубежные исследователи этой темы до сих пор не пришли к четкому выводу, что важнее для ученого — профессиональная агентность или коммуникабельность, позволяющая ему активнее контактировать с коллегами и публиковать больше совместных работ.
Авторы представленного исследования изучили более миллиона записей в Российском индексе научного цитирования, направили 3117 писем по электронной почте авторам пяти и более статей, получили 280 откликов. Отозвавшимся направили русскую версию теста Оливера Джона и Кристофера Сото, которая позволяет получить отражение самооценки авторов по открытости, доброжелательности, добросовестности и невротизму.
Индикаторы научной эффективности рассчитывались по числу публикаций, а показатели влияния — через число цитат. Отдельно оценивались публикации и цитаты в авторитетных изданиях и их общее количество. Ученых разделили по дисциплинам, и выяснилось, что представители естественных наук имеют больше публикаций, чем представители гуманитарных.
Исследования показали: на число публикаций в «ядерных» журналах больше всего влияют невротизм и открытость опыту, при этом эмоциональная неустойчивость повышает вероятность высокого индекса Хирша.
После обработки результатов (учет научной дисциплины, продолжительности научной карьеры и других факторов) снижается значение открытости опыту и сохраняется большая роль невротизма, который значительно влияет и на цитируемость, но для нее также важна открытость опыту, влияющая на этот показатель даже при небольшом количестве публикаций. Высокие показатели добросовестности парадоксально увеличивают вероятность публикации в издании с низкой репутацией. Однако, по мнению респондентов, главными качествами, позволяющими публиковаться в качественных изданиях, остаются креативность и интеллектуальная любознательность.
Формальные и неформальные
Научный сотрудник ЦеТИ Анна Зудина представила доклад «Человеческий капитал российских неформальных работников: о чем говорят некогнитивные навыки». Она отметила, что изучение человеческого капитала неформальных работников важно в странах, где сокращается официальная занятость, что может вести к девальвации человеческого капитала из-за рисков бедности и недоиспользования образования. Исследование проводилось по данным РМЭЗ ВШЭ (ежегодная выборка около 1600 человек). По мнению Анны Зудиной, некогнитивные навыки неформальных работников могут объяснить их шансы на рабочие места в официальной занятости.
Она сравнила некогнитивные навыки неформальных работников, официально занятых и экономически неактивных граждан. У официальных работников, по данным исследования, чаще проявляются открытость, доброжелательность и добросовестность, у неформальных — невротизм. Добросовестность отличает работников разных сфер занятости от неактивных.
Если учесть особенности неформальной занятости (распространенность в крупных городах в среде молодых мужчин и работников с низким уровнем образования), то большинство отличий когнитивных навыков между формально и неформально занятыми нивелируется. Более значительный невротизм отмечается только у неформально работающих мужчин.
«Это первая попытка изучить некогнитивные навыки неформальных работников, мы смотрим на небольшой их сегмент, не учитываем самозанятых, занятых у физических лиц. Надо разобраться: это нестабильность занятости стимулирует эмоциональную неустойчивость или она затрудняет трудоустройство?» — отмечает Анна Зудина.
С докладами на конференции выступили также заместитель директора ЦеТИ Нина Вишневская и младший научный сотрудник Лаборатории исследований рынка труда Ксения Рожкова. В дискуссии приняли участие профессор Высшей школы бизнеса ВШЭ Елена Варшавская, заместитель директора ЦеТИ, член-корреспондент РАН Ростислав Капелюшников и старший научный сотрудник ЦеТИ Анна Лукьянова. «Наши исследования находятся на начальном этапе, нам есть куда двигаться», — подытожил обсуждение Владимир Гимпельсон.