Миллионер-спасатель: поможет ли Риши Сунак Великобритании выбраться из острейшего кризиса

Риши Сунак, фото: Wikimedia Commons
Риши Сунак, фото: Wikimedia Commons

Избрание третьего за год премьер-министра Великобритании является следствием системного политического и экономического кризиса в стране. Новому председателю правительства Риши Сунаку, первому в британской истории премьеру — индийцу по происхождению, придется стать антикризисным менеджером. О ситуации в стране HSE Daily побеседовал с профессором, первым заместителем декана факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Игорем Ковалевым.

— Это первый прецедент, когда Великобританией за год управляли три премьер-министра?

— В новейшей истории такой быстрой смены премьеров точно не было.

— Почему так получилось? Повлияла ли на очередную смену премьера смерть королевы Елизаветы II?

Игорь Ковалев

— Вряд ли перемены на троне повлияли на политическую ситуацию. Главная причина в том, что Великобритания находится в самом остром за последние 100 лет системном кризисе — политическом, экономическом и социальном. Частая смена премьеров подтверждает это, политические элиты растеряны, отсюда такие метания и поиски выхода. Из этой ситуации Великобритании вряд ли удастся выйти без серьезных потерь.

Этот кризис начался еще во время обсуждения путей реализации Брекзита — выхода страны из состава Европейского союза после референдума в июне 2016 года. Сначала правительство намеревалось действовать по жесткому варианту, затем начались колебания — переход к стратегии «мягкого Брекзита», а впоследствии — возврат к плану более решительного разрыва отношений с ЕС. А когда казалось, что кризис наконец-то разрешен, и бывший премьер Борис Джонсон смог довести процесс до логического завершения, начался ковид и связанные с пандемией ограничения, в том числе экономические. Затем начался еще и энергетический кризис и, наконец, борьба разных фракций внутри Консервативной партии, сопровождавшаяся скандалами, в которые был вовлечен собственно Борис Джонсон.

— Как бы вы оценили его фигуру в новейшей истории Великобритании?

— Это экстравагантный и яркий лидер, который много сделал, чтобы разрешить вставшие перед страной проблемы, но в итоге это закончилось скандалом и вынужденным уходом.

— Скандал с ковидной вечеринкой был причиной или поводом для отставки Бориса Джонсона?

— Это был повод, своеобразная последняя капля, переполнившая чашу терпения. Джонсон мастерски выкручивался из неудобных ситуаций, в том числе когда лгал. При других условиях эта история могла бы сойти ему с рук, но на политические проблемы наложились экономические, а также незавершенность прежних процессов, в том числе реформы системы государственного управления, начатой еще «новыми лейбористами». Так что отставка Джонсона — следствие кумулятивного эффекта многих проблем.

— Почему так быстро «сгорела» Лиз Трасс?

— Она была изначально временной фигурой, отражавшей растерянность элиты после отставки Джонсона и начавшуюся борьбу внутри Консервативной партии. Она рискнула взять на себя ответственность руководить страной, но в силу ряда причин не справилась с задачей. Она оказалась некомпетентным и неподготовленным для такого поста человеком. По формальным признакам Трасс вроде бы подходила для такой должности, окончила Оксфордский университет. Но в области географии (вспомним, что она назвала Воронежскую и Ростовскую области частью Украины), истории и экономики оказалась двоечницей. Экономический план, который она предложила, был нереалистичным и провальным, поскольку он наносил удар по финансовым институтам, ключевым в британской экономике, и это стало важным фактором, предопределившим конец ее краткого правления. Если посмотреть на состав ее кабинета, видно, что абсолютное большинство министров не имели серьезного управленческого опыта, за исключением министра обороны Бена Уоллеса, поэтому неудивительно, что они не сумели подготовить качественный план действий и не справились с ситуацией. Как следствие, Трасс установила антирекорд: она меньше всех за всю историю Великобритании находилась на посту премьер-министра.

— Что можно сказать о Риши Сунаке, первом премьере индийского происхождения? Как к нему относится британская элита?

— Конечно, для определенной части британского общества то, что индус по происхождению стал премьером, — это новое слово в британской политике, сродни тому, как Маргарет Тэтчер стала первой женщиной-премьером. Но, с другой стороны, он авторитетный член Консервативной партии, он был канцлером Казначейства, равным по полномочиям европейскому или российскому министру финансов. Это второй человек в негласной иерархии Консервативной партии и британской политики. Когда происходят выборы нового лидера партии, канцлер Казначейства чаще всего рассматривается в качестве главного претендента на этот пост. То, что Риши Сунак стал премьер-министром, вполне логично, поскольку основные проблемы Великобритании — преимущественно экономические, вызванные одним из самых серьезных в Западной Европе кризисов, невиданной с 1970-х годов инфляцией, к которым прибавился и энергетический кризис, поэтому нужен человек с опытом решения социально-экономических проблем.

Он очень обеспеченный человек, а его супруга обладает еще большим состоянием, он в значительной степени завязан на финансовые круги, это плюс в его копилку.

Активное продвижение политиков небританского происхождения в высшие круги элиты — это тенденция последних лет, число выходцев из бывших колоний серьезно увеличилось, и здесь не стоит удивляться. После Сунака канцлером Казначейства был Квази Квартенг, родившийся в семье выходцев из Ганы, а мэр Лондона Садик Хан — пакистанец по происхождению. Это, если хотите, следствие более высокой мотивированности приезжих, которые стремятся продвинуться по социальной и карьерной лестнице, и им часто это удается.

— Чего следует ожидать от него как от главы правительства?

— Скорее всего, повысятся налоги и новое правительство примет меры для жесткой экономии, в том числе и оборонных расходов. Великобритания попытается решить экономические проблемы за счет традиционных методов, но их эффективность в нынешней ситуации — большой вопрос.

Можно ли предполагать, что он станет британским Бараком Обамой и попытается изменить сложившиеся традиции?

— Изменить их будет сложно, его важнейшая задача — решить социально-экономические проблемы, но до следующих парламентских выборов недалеко, они состоятся в начале 2024 года, и с учетом нынешних тенденций ему вряд ли удастся эти проблемы быстро урегулировать. Вероятно, по итогам выборов консерваторы лишатся власти и окажутся в оппозиции.

— Можно ли ожидать, что новый премьер смягчит позиции в отношениях с Россией?

— Думаю, что нет. По этому вопросу в британской элите абсолютный консенсус как внутри Консервативной партии, так и между лейбористами и консерваторами. В том, что Британия будет поддерживать Украину и сохранит нынешний курс, не следует сомневаться. Надеяться, что новый премьер-министр будет выстраивать более прагматичные отношения с Россией, не приходится. Правда, Риши Сунак, в отличие от своих предшественников, не концентрировал внимание на внешней политике, и это вселяет некоторую надежду.

Дата публикации: 25.10.2022

Автор: Павел Аптекарь

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: