Налоговые сборы с малого и среднего бизнеса растут: в 2021 году собрано на 1 трлн рублей больше, чем годом ранее. В то же время количество предприятий МСБ сокращается. Этот феномен стал одной из тем, обсуждавшихся на мастер-классе Сергея Борисова, профессора кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти ВШЭ, главы попечительского совета организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России». Мастер-класс прошел в рамках общеуниверситетского факультатива «GR в современной России: теория и практика».
«У нас сегодня неожиданный формат, мы первый раз совмещаем открытие факультатива с первым мастер-классом», — обратил внимание президент Вышки Александр Шохин, открывая встречу. Он подчеркнул, что «ОПОРА России» недавно отметила свое 20-летие, поэтому именно Сергей Борисов получил право почетного первенства в этом году со своим мастер-классом.
Александр Шохин, фото: Высшая школа экономики
Тема выступления Сергея Борисова — «Малый и средний бизнес в России. Резервы развития в новых условиях». Он напомнил, что в соответствии с законом 2007 года микропредприятия — это фирмы с численностью работающих 15 человек, с оборотом до 120 млн рублей в год; малые — до 100 человек и не более 800 млн рублей оборота; средние — до 250 человек и не более 2 млрд рублей оборота в год. Основное число предприятий МСБ относится к сфере торговли, «есть тенденции в росте ИТ-компаний, инновационных компаний», но пока этот рост невелик, отметил он.
Доля МСБ в ВВП в России чуть больше 20%, а доля занятых в секторе составляет 26–27% от их общего числа в целом по экономике, что «мало по сравнению с другими странами». По его словам, цифра 34% занятости, которую называют некоторые специалисты, неточна, поскольку она включает самозанятых. Самозанятость ворвалась на российский рынок в 2020 году, она «регулируется специальными законами, и мы считаем, что это действительно будущие предприниматели, но это начало бизнеса». Сергей Борисов рассказал, что сейчас в России около 6 млн субъектов МСБ и примерно столько же самозанятых. При этом за последний год сектор малого и среднего предпринимательства потерял порядка 400 тысяч юридических лиц и ИП. «Это нехороший знак, мы должны об этом подумать», — сказал он и подчеркнул, что «российский рынок недоразвит с точки зрения количества субъектов рыночных отношений». Необходимо изучить и понять, как решить эту проблему.
Правительство оказывает поддержку субъектам МСБ: на развитие малого и среднего бизнеса выделено 500 млрд рублей. «Кроме того, введены кредитные каникулы, снижен размер пени за просрочку уплаты налогов. Приняты поправки в КоАП для снижения части штрафов. И многое, многое другое», — рассказывает Сергей Борисов. Все это помогает малому и среднему бизнесу, но и этого недостаточно.
Сергей Борисов, фото: Высшая школа экономики
«Удивительно то, что за последний год государство на малом (и среднем. — Ред.) бизнесе получило большой налоговый эффект. Хотя считается, что фискальная составляющая в политике развития МСБ не самое главное. Самое главное все-таки занятость и проникновение МСБ во все сферы услуг и производство. И чтобы рынок был насыщен игроками», — подчеркнул председатель попечительского совета «ОПОРЫ». Если в предыдущие годы сборы с сектора составляли около 3,5 трлн рублей в год, то в 2021 году — 4,6 трлн рублей. «Это феномен, — считает Сергей Борисов. — Мы об этом будем говорить в ближайшее время на общественном совете Федеральной налоговой службы».
Участвовавший в мастер-классе руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг, член совета директоров Банка России Михаил Мамута рассказал, как он видит развитие системы финансирования малого и среднего бизнеса. По его словам, наиболее частый источник поддержки бизнеса — это заемные средства, то есть кредит. «На протяжении многих лет мы, ЦБ, стараемся максимально стимулировать банки, чтобы было интересно и выгодно кредитовать компании МСБ», — отметил он.
Михаил Мамута, фото: Высшая школа экономики
«Через наше регулирование мы создали массу стимулов, которые делают кредитование МСБ более выгодным, чем крупных компаний. Это и послабления в области пруденциального регулирования, и риск “взвеса” на капитал. И благодаря всем этим мерам за последние годы портфель МСБ растет быстрее, чем портфель корпоративного бизнеса в целом», — сказал Михаил Мамута.
«Кроме этого, мы поддерживаем МСБ через специальные программы льготного кредитования, — продолжил он. — Когда обостряется кризис, мы распечатываем специнструмент рефинансирования и финансируем банки по очень льготной ставке, чтобы они могли поддерживать компании МСБ». По его оценке, ЦБ вместе с правительством удается в самый сложный момент подставить компаниям плечо, чтобы они могли пережить трудный период и развиваться дальше.
Михаил Мамута также упомянул кредитные каникулы, когда компания может на срок до 6 месяцев получить отсрочку платежа, что не скажется отрицательно на кредитной истории.
«Но все-таки кредит — это всегда дополнение к инвестициям. И мне кажется, что главный вызов, который стоит перед нашей экономикой, — это научиться привлекать инвестиции, — подчеркнул член совета директоров ЦБ. — Причем не только в крупный бизнес, который более или менее справляется, а как раз в компании растущие, компании маленькие, компании инновационные, которым тяжелее всего на стартовом этапе. Потому что дать деньги крупной компании готовы все, а вложиться в стартап — инновационный либо высокотехнологичный — так рисковать готовы немногие. И банки, конечно, не очень охотно кредитуют компании с высоким риском, а это высокорисковая стратегия».
По мнению Михаила Мамуты, нужна целая цепочка, или так называемый инвестиционный лифт, который работает, «начиная от посевного финансирования и заканчивая выходом на фондовый рынок и IPO».
Например, Банк России создал на бирже специальную площадку, которая называется «Сектор Роста». Выйти туда может любая малая и средняя компания, «причем ей необязательно быть суперинновационной». Бизнес может быть разным — и металлопереработка, и фитнес, и сельское хозяйство. «Главное, чтобы у нее была потребность в капитале и в заемных средствах. “Сектор Роста” — это специализированная площадка для выпуска акций, облигаций компаний МСБ», — сказал Михаил Мамута. Там льготные тарифы, действует система субсидирования затрат, связанных с выходом на фондовый рынок и с выплатой купонов. На сегодняшний день около 55 компаний прошли через размещение. «И пока это очень успешная история — уровень дефолта там низкий. И мы в этот механизм, безусловно, верим», — заключил он.
Елена Волотовская, фото: Высшая школа экономики
Еще один участник мастер-класса, Елена Волотовская, член президиума «ОПОРЫ России», вице-президент по инвестициям ГК «Softline», обратилась к аудитории с вопросом: «Есть ли у кого-то уже идея или проект, над которыми вы работаете? Или пока присматриваетесь?» По реакции зала стало очевидно, что в основном присматриваются. «Если у вас есть предпринимательская жилка, вы всегда можете попытаться найти свою нишу и построить компанию», — уверена Елена Волотовская.
По ее убеждению, отечественным ИТ-компаниям сейчас стоит воспользоваться возможностями, которые предоставляют время и ситуация. Если еще год назад российские предприятия покупали западный софт, западные технологии и российский ИТ-бизнес имел 10–15% рынка в разных нишах, то сегодня есть шанс занять эти ниши полностью. Елена Волотовская добавила, что венчурное финансирование у нас в начале развития, но получить инвестиции стартапам вполне реально.