Ректор Вышки в интервью РБК отметил, что Россия лучше многих справилась с коронавирусным кризисом. Но для страны вызовом является падение реальных доходов населения, в том числе переход в категорию бедных части представителей среднего класса. Если не решить эту проблему, то темпы экономического роста останутся невысокими.
Пандемия и кризис еще продолжаются, но для России есть позитивные новости. Спад в отечественной экономике оказался значительно меньше, чем во многих других странах. Падение в США, Европе сравнимо с временами Великой депрессии, говорит Ярослав Кузьминов.
В 2021 году в мире началось восстановление, некоторые отрасли наращивают производство, но заморожено все, что связано с человеческим капиталом. «Чем более развитая страна, тем более серьезный вызов это с точки зрения экономики и психологии общества», – отмечает он. В частности, Европа избрала вариант жесткого локдауна для сбережения здоровья людей, «но все имеет свою цену, и за все приходится платить». Помимо здоровья физического есть и здоровье душевное, а эмоциональное напряжение в обществе из-за ощущения запертости доминирует.
«В этом отношении Россия демонстрирует пример того, как можно проводить необходимые мероприятия при этом не подавляя экономику и социальную жизнь до такой степени, как это сделано в Европе», – подчеркнул ректор ВШЭ.
При этом переход на удаленку во время пандемии, отказ от офисной культуры приводит к высвобождению большого числа работников с низкой производительностью, с наименьшей креативностью, наименее склонных к инновациям и т.д. Они не пойдут в ЖКХ или на стройку, поэтому возникает социальный пузырь.
Отвечая на вопрос, не приведет ли это к появлению класса иждивенцев, которым государство будет перечислять стабильные небольшие выплаты, но делать им ничего будет не надо, Ярослав Кузьминов отметил, что в России примерно 20% участников рынка труда сейчас получает невысокую зарплату, и часть из них готовы были бы согласиться на то, чтобы получать гарантированный минимальный доход. Но в целом ни Китай, ни Россия, ни США не готовы к введению таких моделей, говорит он. Гарантированный доход в этих странах может сопровождаться какими-то обязательными работами, позитивным вкладом в жизнь общества, которое «тебе гарантирует и дает». «Мне кажется, что это более перспективная модель, и мы от безусловного дохода перейдем к идее безусловного участия», – сказал Ярослав Кузьминов.
Для России сегодня крайне актуален вопрос падения реальных доходов населения. При этом, по мнению ректора Вышки, часть населения, «выпавшая» в период пандемии из среднего класса, попала не в «протосредний класс», а в «бедность», что является потенциально «взрывоопасным». Государство недостаточно поддерживало представителей среднего класса, у которых «пропали источники существования», это «дефект нашей политики». Между тем, «любые инновации потребления и инновации в экономике поддерживаются средним классом, то есть людьми, у которых есть возможность выбирать». Падение доходов среднего класса может привести и к тому, что Россия не добьется существенного увеличения темпов экономического роста, и этот показатель останется «в пределах 2%».
Решить проблему падения реальных доходов традиционными методами, то есть поддержкой самых слабых, «просто нельзя», уверен ректор.