Есть ли будущее у традиционных медиа в новой реальности? Почему современные платформы распространения контента не вытеснят телевидение? Может ли искусственный интеллект заменить журналистов и медиаменеджеров? Своим видением будущего телевидения в динамично развивающемся мире цифровизации поделился программный директор телеканала «Россия 1», заместитель генерального директора ВГТРК Александр Нечаев на встрече со студентами Института медиа НИУ ВШЭ.
Сердце на букву Т
Сердце компании ВГТРК (Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания. — Ред.) кроется в букве Т, то есть в телевидении, говорит Александр Нечаев. В состав холдинга входит 21 тематический канал, которые вещают на 54 языках.
Основа любого популярного телеканала среди зрителей — это хорошо настроенные технологии, качественные кадры и креативный подход. Успешным можно назвать лишь тот канал, который аккумулирует в себе все лучшие продукты из информационных, развлекательных и культурных категорий, к примеру фильмы и сериалы.
Александр Нечаев, фото: sostav.ru
Однако только лишь наличия качественного материала недостаточно для успешной деятельности, нужно имеющийся контент еще и правильно скомпоновать. Основная цель — «попасть своим продуктом в нужные слоты жизни целевой аудитории», отмечает Александр Нечаев. Для ее реализации следует составить сетку вещания. Сделать это можно путем формулирования гипотез, которые затем проверяются на практике. У эксперта существует своя методология для успешного расположения телевизионных программ, правда, она хранится в строгом секрете.
«Сетка телеканала — живая ткань, ее нельзя один раз придумать», — подчеркивает Александр Нечаев. Телевизионный канал по своей сути представляет плейлист, который должен быть правильно собран, чтобы перекликаться с интересами аудитории. Для этого нужно изучить базовые ценности своих зрителей, их график жизни, срабатывающие триггеры, культурный код. Такого рода фактура поможет выстроить гипотезы и сформировать уникальную по контенту сетку, которая приведет к успеху телеканала.
Так, в медиасфере есть свои метрики для оценки эффективности тех или иных действий телекомпаний. Ключевыми для сбора, анализа и интерпретации данных являются такие понятия, как доля и рейтинг. Для оценки привлекательности той или иной сетки важно разделять эти значения.
Доля — это процент зрителей конкретного канала или программы от числа людей, которые в определенный момент времени смотрят телевизор. Рейтинг — это количество человек, смотревших канал или программу, по отношению к общему количеству телезрителей, проживающих на территории Российской Федерации.
Новые площадки и искусственный интеллект
Вслед за развитием интернета и распространением смартфонов меняется и медиапотребление в современном мире, появляются все новые формы и виды контента — от профессиональных видео в социальных сетях до «самиздата». В бурном развитии других каналов трансляции видеоконтента Александр Нечаев не видит никакой опасности для популярности телевидения.
По его словам, конфликт между цифровой и телевизионной средами — искусственный, так как сами эти каналы трансляции имеют много схожих черт. Отличаются они лишь количеством профессионалов, работающих над производством контента. При этом грань между двумя типами продуктов можно легко стереть.
«Если мы возьмем любой непрофессиональный контент в цифровой среде, то, как только за него берутся продюсеры, он уже обретает все признаки профессионального телевидения: осветители, гримеры, художники компьютерной графики и другие», — говорит Александр Нечаев.
Что касается искусственного интеллекта (ИИ), то и здесь традиционным медиа едва ли стоит ждать сокрушительного поражения. «Если бы гармонию можно было измерить алгеброй, ее бы уже измерили», — полагает он. По его словам, абсолютно точно просчитать реакцию зрителя на контент невозможно. Часто активную роль играет контекст, в котором та или иная программа воспроизводится, и заранее предвидеть этот внешний фон можно далеко не всегда, часто жизнь преподносит сюрпризы. При этом контекст активным образом воздействует на чувства телезрителей, а значит, и влияет на их восприятие контента. Восполнение дефицита любви и справедливости среди аудитории — одна из главных задач телеканала, уверен Александр Нечаев.
При этом ИИ не гадает, а строит гипотезы и выводы на сухом расчете. Зачастую машина основывается на прошлом опыте. В связи с этим не все гипотезы в конечном счете могут оказаться релевантными и приносящими прибыль и рейтинг, отмечает Александр Нечаев. Возможно, некоторая механическая работа при подготовке контента и может быть в будущем заменена ИИ, так как это дешевле, быстрее и проще, но что-то всегда останется за человеком. Поэтому сейчас эксперт описывает свою жизнь так: «Пап, включи телевизор. Если он работает, то и я работаю».