Космос гуманитариев: от страхов к конструированию идеального мира

Андрей Кузнецов, мозаика «Юрий Гагарин»
Андрей Кузнецов, мозаика «Юрий Гагарин»

Космос и внеземные цивилизации — уже не просто научные понятия. Полеты космических кораблей и открытия астрономов стали частью культуры, в том числе массовой. Достижения страны в космосе и подвиги ее представителей в околоземном пространстве формируют национальную идентичность граждан, а сюжеты освоения Вселенной стали для писателей и художников важным элементом творческого осмысления будущего и настоящего. Факультет креативных индустрий (ФКИ) НИУ ВШЭ провел конференцию «Медиакосм-2023. О космосе на разных языках».

Евгения Ним  

«Наш космос, космос гуманитариев, — это пространство, в котором спроецированы человеческие страхи и обиды», — сказала Евгения Ним, доцент Института медиа факультета креативных индустрий, открывая конференцию. Предметом обсуждения стали медиа, мода и музыка как языки, которыми люди стремятся выразить свое восприятие космоса.

В ходе одной из секций конференции старший преподаватель ФКИ ВШЭ Ирина Душакова представила сообщение «Насколько важен полет Гагарина для россиян? Опросы о важнейших событиях ХХ века в российских СМИ». По ее мнению, использование в СМИ опросов общественного мнения о деятелях прошлого дает представление о коллективной памяти. Есть разные точки зрения на использование опросов в медиа. Согласно одной из них, общественное мнение существует само по себе, согласно другой, опросы и их интерпретация во многом формируют общественное мнение и его восприятие прошлого. По словам эксперта, популярная история часто переходит в рассказ о личности, через которую воспринимается прошлое.

Ирина Душакова

Ирина Душакова рассказала, что покорители космоса как группа вызывают большую симпатию россиян, и наибольшую — Юрий Гагарин. Например, по данным опроса ВЦИОМ (январь 2010 года), Гагарина главным русским кумиром XX века назвали 35% опрошенных, актера и поэта Владимира Высоцкого — 31%, занявшего третье место маршала Георгия Жукова — 20%.

Первый космонавт также стал самым популярным персонажем советской эпохи: по данным ВЦИОМ, в декабре 2021 года Гагарина считали ее главным положительным героем 41% опрошенных, Георгий Жуков и Иосиф Сталин получили вдвое меньше голосов: 22 и 20% соответственно. Причем, в отличие от Сталина, которого 10% респондентов назвали главным отрицательным героем, Гагарин не имеет негативного шлейфа.

Опросы, проводимые накануне Дня космонавтики, демонстрируют такую логическую цепочку: Гагарин — личность, дающая повод для гордости и восхищения в истории России. Возникает вопрос, хорошо ли люди знают историю: опрос ВЦИОМ накануне 60-летия первого полета человека в космос показал, что Гагарина как первого космонавта знают 97% россиян, а дату полета верно назвали 69%.

Такие результаты, полагает Ирина Душакова, дают широкое пространство для развития образа Юрия Гагарина как положительного героя, представителя России в истории XX века, создания ее позитивного образа в прошлом.

Доцент Института общественных наук РАНХиГС Денис Сивков выступил с докладом «Космобиополитика детства и любительская техноутопия». Он подчеркнул: за 150 лет, прошедших с момента издания книги Жюля Верна, ни один ребенок не побывал даже в суборбитальном полете, хотя они не угрожают безопасности. В отличие от официального космоса, любители готовы отправить во внеземное пространство человека, отвечающего требованиям к состоянию здоровья, вне зависимости от его возраста.

Государство, по мнению Дениса Сивкова, стремится использовать мечту детей о космосе и полете к далеким планетам в утилитарных целях — чтобы подготовить больше специалистов, но в космос подавляющее большинство детей, отправляющихся в «Сириус» по космическим программам, не возьмут. А это, полагает докладчик, искажает картину будущего. Есть фотография, где дети из ленинградского клуба любителей космоса с горящими глазами смотрят на космонавта Георгия Гречко. Известно, что по меньшей мере двое из них оказались затем в отряде космонавтов.

Екатерина Лапина-Кратасюк

Доцент Института медиа ФКИ ВШЭ Екатерина Лапина-Кратасюк в докладе «Космос и “зона” в научно-фантастической прозе братьев Стругацких» напомнила участникам конференции, что понятие «зона» в отечественной литературе имеет двоякое значение: это может быть некоторым секретным труднодоступным объектом у писателей-фантастов и местом заключения.

В фантастике Аркадия и Бориса Стругацких выделяются три периода. На первом этапе («Полдень, XXII век», «Стажеры») космос бесконечен, но он подчинился людям, и герои живут в космосе. Стругацкие, в отличие от других фантастов, обживали космос, делали его приятным, уютной утопией далекого будущего. Авторы заворожены конструированием идеального мира.

Затем космос становится антиутопией («Трудно быть богом» и «Необитаемый остров»), он, по мнению Екатерины Лапиной-Кратасюк, похож на зону и тюрьму. При этом авторы подчеркнуто делают ситуацию неопределенной, не объясняют, почему сложилась такая ситуация, а герои, обладающие знаниями, не пытаются справиться с зоной и в основном спасают того, кого могут спасти.

Третий этап развития фантастики Стругацких («Град обреченный», «Пикник на обочине»): космос становится разнообразным и противоречивым пространством, а познание схлопывается и превращается в метафору сталкинга — похода и открытия неясной, нередко враждебной среды. В этих романах заметны мотивы внутренней колонизации и трудового эскапизма. Например, героям повести «Понедельник начинается в субботу» работать интереснее, чем отдыхать. Это отчасти связывает зону Стругацких и зону ГУЛАГа, полагает Екатерина Лапина-Кратасюк.

Кинематографические адаптации Стругацких снимали лучшие отечественные режиссеры: Андрей Тарковский, Александр Сокуров и Алексей Герман. При этом в «Солярисе» и особенно в «Сталкере» фантастика лишена фантастического, это своего рода чудеса без чудес. Человек у Тарковского бессилен перед чудом, он остается на пороге комнаты желаний, сознательно предпочитает зону открытому пространству.

Фото: Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Эти метафоры зоны как загадочного и отчасти угрожающего пространства стали популярными в русской литературе, подытожила автор доклада.

Сообщение доцента РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург) Анны Суворовой «Космос аутсайдеров: от марсианского языка Элен Смит до “Мира Дюны” Марка Полония» было посвящено отражению темы космоса в творчестве непрофессиональных художников, художников-визионеров. Анна Суворова пояснила, что непрофессиональные художники начали осваивать тему космоса на рубеже XIX–XX веков. Одна из первых художниц-визионеров, Элен Смит, получила известность как медиум. Кроме спиритических практик она описывала свои визионерские откровения о «посещении» Марса, рассказывала о видениях во время «путешествия». Марсиане у нее антропоморфны, хотя и не совсем похожи на людей, а флора и фауна Марса отличается от земной. Она также изобрела «марсианский язык».

В произведениях шведской художницы-абстракционистки конца XIX – первой половины XX века Хильмы аф Клинт космические мотивы — это тоже произведения по мотивам визионерских путешествий и откровений.

Во второй половине XX века художники-аутсайдеры, несмотря на название, отражали мейнстримные настроения периода начала освоения космоса, в их работы проникают кинематографические образы. Это, полагает Анна Суворова, повлияло на перформативные практики и конструирование образов, это уже скорее не творчество аутсайдеров, а инсценировки на разных выставках и проектах. В произведениях непрофессиональных художников и режиссеров можно увидеть обращение к космическим образам.

Американский мыслитель, художник и инженер Пол Лаффоли конструировал темы перемещения в пространстве и во времени, в некоторых его произведениях появились образы и мотивы НЛО, продуманные и квазинаучно выстроенные мотивы путешествия по другим мирам и космическим системам.

Опираясь на популярную культуру, научные и квазинаучные тексты, художники-аутсайдеры придумывали уникальные концепции пространств и космоса.

Американский математик и художник Мелвин Эдвард Нельсон придумал образы планет и «разработал» планетрон — генератор, позволяющий перемещаться в пространстве и взаимодействовать с НЛО. Кроме этих устройств для перемещений, он также изобретал системы анализа и репрезентации космических тел. 

В творчестве других художников-аутсайдеров, на которых повлияла американская массовая культура, сильны мотивы космических пришельцев, стремление конструировать НЛО и их отдельные элементы, они пытаются показать обустройство пространств и работу механики НЛО.

Некоторые из них становятся популяризаторами темы космоса и пришельцев, встречаются также мотивы нападения пришельцев на Землю. Тем не менее заметен переход осмысления космоса от страха перед пришельцами и их вторжением к стремлению к интеграции и пониманию иных миров и галактик.

Свои сообщения также представили доцент Института медиа ФКИ ВШЭ Панайотис Компациарис, доцент ФКИ ВШЭ Янис Милонас, доцент Российского государственного гуманитарного университета Александра Тарасова и доцент Пермского национального исследовательского политехнического университета Наталья Столбова.

Модератором секции, в ходе которой были представлены эти доклады, выступила приглашенный преподаватель Института медиа ФКИ ВШЭ Наталья Верещагина.

Дата публикации: 21.02.2023

Автор: Павел Аптекарь

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: