Чтобы не отстать от передовых стран, России следует больше вкладывать в переподготовку работников, а для улучшения демографической ситуации требуются дополнительные меры поддержки семей и материнства. Проректор НИУ ВШЭ Лилия Овчарова, выступая на Восточном экономическом форуме, рассказала о новых вызовах на рынке труда, в демографии и о том, как переломить негативные тенденции.
Тенденции на рынке труда
Мир переходит к новой системе общественного договора, что обусловлено стремительным развитием технологий и новыми демографическими тенденциями, требующими постоянного обновления знаний и компетенций, сказала Лилия Овчарова. Цифровые технологии открыли эру новых форм занятости: дистанционной и платформенной. В новых условиях дешевый низкоквалифицированный труд перестал быть конкурентным преимуществом экономического развития. Россия отстает примерно на 20 лет в осознании этих трендов от стран-конкурентов, которые за два последних десятилетия создали в корпоративном сегменте экономики большое число качественных рабочих мест с высокой производительностью и зарплатой, эффективные программы поддержки безработных. Эти страны также развивали технологии в инфраструктурных отраслях, вели селективную миграционную политику, стимулировали инвестиции компаний в переподготовку кадров.
Лилия Овчарова, © Михаил Киреев / Фонд Росконгресс
Россия могла отложить решения этих проблем благодаря беспрецедентно высокой доле населения в трудоспособном возрасте, выросшей мотивации вложений домохозяйств в профессиональное образование детей; наконец, Россия оказалась в положении одного из мировых лидеров в привлечении трудовых мигрантов. Сегодня, уверена проректор Вышки, эти бонусы исчерпаны.
Страна стоит перед вызовом: в России 19 млн занятых, то есть 25% их общей численности, работают по профессиям, подверженным высоким рискам вытеснения человека из производственной деятельности
Главная проблема в путях трансформации рынка труда, то есть в том, куда будут перетекать эти профессии — в более квалифицированные, сопоставимые по квалификации или в более низкие квалификации. Страна оказывается перед развилкой: либо рывок вперед за счет качества новых рабочих мест, либо поляризация рабочих мест с размыванием среднего класса — основы социальной устойчивости.
Дешевая рабочая сила утратила конкурентное преимущество для экономического развития. Значительно большим потенциалом обладает качество человеческого капитала. Это важно понять нашим олигархам, понимание позволит им стать конкурентоспособными инвесторами, уверена Лилия Овчарова. Большинство работодателей признают ценность развития человеческого капитала. Две трети работодателей рассчитывают на окупаемость инвестиций в повышение квалификации и переподготовки в течение года. Однако пока наши корпорации экономят на повышении квалификации работников: они тратят на переобучение порядка 0,3% всех расходов на рабочую силу, в странах ЕС — 2,5%, как следствие, в России ежегодно проходят переобучение около 13% работников, в странах ЕС — 35%.
Дополнительные барьеры для повышения качества рабочей силы создает отсутствие механизмов отбора качественных мигрантов. Миграция из бывших республик Средней Азии снижается, кроме того, в этих странах выросло поколение, не жившее в СССР и хуже знающее русский язык.
Пандемия дала шанс на смену специфической модели рынка труда, реагирующей на кризис не сокращением занятости, а снижением заработной платы или сокращением рабочего времени. В 2020 г. на фоне падения реальных доходов населения до 92,7% по сравнению с предыдущим годом, зарплата в реальном выражении выросла до 103%. Аналогичная тенденция была и в 2021 г.
Дополнительные проблемы для отечественного рынка труда создает отсутствие системы его анализа и прогноза. Необходимо создать несколько аналитических центров, специализирующихся в этой сфере.
Демографические перспективы
Численность и качество человеческого капитала во многом зависит от семей. Одна из стратегических целей развития России — достижение роста численности населения к 2030 г., однако последние годы мы наблюдаем сокращение населения. За прошедший 2020 г. она снизилась на 582 200 человек, а естественная убыль составила 688 700 человек.
Численность населения меняется под влиянием рождаемости, смертности и миграции. Если анализировать рождаемость, то прогнозы показывают, что целевой показатель по числу рождений выше среднего демографического прогноза. Это означает, что без специальных мер поддержки семей с детьми увеличения рождаемости не достичь. Однако и политические меры стимулирования рождаемости срабатывают, только когда они сочетаются с потенциалом ее роста — превышением желанного числа детей (демографы называют их репродуктивными намерениями) над реальными рождениями.
Если репродуктивные намерения высоки, то даже глобальные шоки не приводят к их катастрофическому снижению. Если же они ниже целевых значений, то ни рост доходов, ни щедрые меры поддержки не приведут к росту рождаемости. По имеющимся данным жители России хотят иметь больше детей, чем показывает суммарный коэффициент рождаемости, и с этой стороны ограничений нет. Однако есть проблема в динамике доходов. При наличии потенциала отложенных рождений население откликается и на рост доходов, вызванный эффектами экономического роста, и на их увеличение, связанное с адресными мерами поддержки семей с детьми. При нашем материальном неравенстве для увеличения рождаемости реальные доходы в год в среднем должны расти на 3% и выше. Макроэкономические прогнозы разных авторов, указывают, что в ближайшие 10 лет таких темпов роста доходов не будет. «Значит можно рассчитывать только на меры поддержки семей с детьми», — подчеркивает проректор.
Сейчас у России есть три резерва повышения рождаемости: улучшение репродуктивного здоровья, повышение экономического и социального статуса многодетных семей и помощь семьям в преодолении сложных жизненных ситуаций, препятствующих рождению ребенка
Лилия Овчарова особо отметила трудное положение неполных семей, уровень бедности в которых вдвое выше среднего по стране (если второй родитель не платит алименты — то втрое) и крайне слабую поддержку будущих матерей во время беременности, толкающее женщин из малообеспеченных слоев на ее прерывание по экономическим причинам. Для преодоления этой ситуации она предложила комплекс мер.
Минтруду совместно с Минфином следует повысить размер существующих и планируемых новых пособий для неполных семей при неуплате алиментов одним из родителей. Минтруду совместно с Минфином необходимо проработать вопрос о введении пособия по нуждаемости для женщин, ставших на учет в женскую консультацию в связи с беременностью и имеющих душевые доходы ниже прожиточного минимума. Минтруду совместно с Минпросвещения, Минфином, Ростуризмом целесообразно разработать программу введения «Сертификата на семейный отдых» для семей, имеющих трех и более детей, а Минобрнауки следует разработать предложения, позволяющие студенткам-матерям продлить срок обучения до 3-лет, включая академический отпуск, и переходить на индивидуальный график обучения.
Помощь детям-инвалидам
Отдельное внимание Лилия Овчарова уделила повышению эффективности медицинской и социальной помощи детям-инвалидам и их семьям. Она уверена, что вследствие характера заболеваний, вызывающих инвалидность, справиться с проблемой только силами врачей и вспомогательного медицинского персонала невозможно.
Необходим междисциплинарный подход, предполагающий маршрутизацию и совместную работу учреждений здравоохранения, образования и воспитания, социальной защиты и семейного окружения ребенка. Речь идет не только о социальной поддержке и обеспечении техническими средствами реабилитации, но и о создании материальных условий для семьи, имеющей ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Сейчас межведомственному взаимодействию препятствуют отсутствие информационного обмена, неготовность обмениваться также финансовыми ресурсами и кадрами и нежелание пускать друг друга на «свою» территорию. Необходимо добиваться межведомственного взаимодействия, меняя регламенты работы, используя преимущества цифровизации, внося поправки в понимание нецелевого использования средств.
Не менее важно выстроить настоящее партнерство с некоммерческими организациями. Для НКО объединение под одной крышей специалистов из разных ведомств не является непреодолимой проблемой. Однако НКО и государственные учреждения не доверяют друг другу. Осталось пройти совсем немного по пути превращения государственных и некоммерческих организаций из соперников в партнеров, уверена проректор Вышки.
«Система долговременного ухода за детьми и взрослыми с нарушениями автономности может и должна стать пилотным проектом для налаживания межведомственного взаимодействия», — подытожила Лилия Овчарова.