«Алиса, вызови мне доктора»: что мешает внедрению телемедицины

Фото: iStock
Фото: iStock

Во время пандемии стали активно развиваться телемедицинские проекты. Технология значительно расширяет возможности пациентов, хотя создает и новые риски. О том, какие барьеры стоят на пути внедрения телемедицины и какое значение для пациентов имеет соблюдение привычных ритуалов при обращении к врачу, — в материале HSE Daily.

Цифровое неравенство принято разделять на три уровня: по доступности оборудования, ПО и скоростного интернета; по уровню цифровой грамотности пользователей; по уровню социальных преимуществ, которые они получают при полноценном использовании технологий в профессиональной и частной жизни.

К факторам, способствующим возникновению цифрового разрыва первого уровня при использовании телемедицины, относят проживание в сельской местности и на отдаленных территориях, а также принадлежность к группе мигрантов. К разрыву второго уровня приводят такие факторы, как старший возраст и использование поставщиком телемедицинских консультаций сложного программного обеспечения, плохие жилищные условия (отсутствие возможностей для приватного общения с врачом) и плохое владение основным языком государства. Цифровой разрыв третьего уровня связан с различиями в эффектах для здоровья: наибольший выигрыш от консультаций могут получить пациенты с тяжелыми заболеваниями, но при этом у них более высокие риски столкнуться с барьерами первого и второго уровней.

Для того чтобы охарактеризовать потенциальное влияние развития телемедицины на доступность медпомощи в России, учеными Вышки было проведено исследование. Его результаты представила старший научный сотрудник Центра комплексных исследований социальной политики Института социальной политики Елена Селезнева на объединенном научном семинаре стратегического проекта «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность» (реализуется в рамках программы «Приоритет-2030»). Она выступила с докладом «Барьеры и возможности развития телемедицины в России и их влияние на цифровой разрыв».

Елена Селезнева рассказала, что официально телемедицина в России развивается с 1 января 2018 года, когда вступили в силу поправки к Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», позволяющие оказывать медицинскую помощь дистанционно. При этом закон запрещает проводить первичные онлайн-консультации и ставить диагноз.

Фото: iStock

В государственном здравоохранении, где обслуживается большая часть населения, было принято значительное число инициатив по внедрению телемедицины. В основном это произошло в годы пандемии, когда в целом ряде регионов было организовано дистанционное консультирование пациентов с ОРВИ и коронавирусной инфекцией, а также консультации между врачами. Кроме того, были запущены проекты по применению телемедицины в онкологической и паллиативной, а также гериатрической помощи.

С 2020 года телемедицинские консультации стали доступны по ОМС. В Москве 23 марта состоялось открытие центра телемедицинских консультаций столичного департамента здравоохранения.

В 2023 году стартовал федеральный пилотный проект по дистанционному мониторингу здоровья больных гипертонией и сахарным диабетом на диспансерном наблюдении «Персональные медицинские помощники». Проект объединяет возможности телемедицинских консультаций и дистанционного наблюдения за состоянием здоровья этих групп больных. Пациентам выдали приборы для измерения артериального давления и пульса, содержания сахара в крови с функцией прямой передачи данных в обезличенном виде в медицинскую организацию с помощью платформы «Ростеха». Методика позволяет при необходимости скорректировать медицинские назначения пациентам, а в перспективе даст возможность оперативно оказывать им помощь при ухудшении их показателей. В апробации системы участвовали 200 человек, а к концу 2024 года перевести на дистанционное наблюдение планируется 25 тысяч человек.

Однако в большинстве регионов после снижения заболеваемости коронавирусом наступил откат в усилиях по внедрению технологии. Где-то дистанционное консультирование было свернуто совсем, где-то технология используется лишь для решения технических задач — выписки или продления рецептов, оформления или закрытия больничных листов.

Как рассказала Елена Селезнева, анализ данных, полученных в рамках исследования, позволит выявить наиболее перспективные и наиболее вероятные ниши для внедрения консультаций такого рода, а также барьеры для развития телемедицины.

Для проведения социологических опросов были выбраны два региона — Москва и Сахалинская область. Население этих регионов предъявляет различный запрос к телемедицинским консультациям: рассматривает их как средство экономии времени, повышения комфортности общения с врачом или как возможность для решения проблемы пространственной доступности медпомощи.

Эмпирической базой стали 15 экспертных интервью с представителями телемедицинских платформ, региональных органов управления здравоохранением и медицинских организаций, академического сообщества, а также 12 глубинных интервью с пользователями услуги и 8 фокус-групп с населением обоих регионов.

Опросы показали, что на сегодняшний день технология внедряется пока недостаточно быстро. Телемедицина более активно развивается в коммерческом секторе здравоохранения и чаще всего обеспечивает пациентам лишь сервисные преимущества.

Технологию пока воспринимают как новую и медицинские чиновники, и врачи, и пациенты. В государственном здравоохранении приоритетом сейчас является развитие телемедицинских консультаций «врач — врач». При этом представители телемедицинских платформ и даже руководители здравоохранения из субъектов РФ сожалеют о недостаточной мотивации федеральных властей внедрять технологию.

По словам опрошенных, для полноценного оказания услуг все еще отсутствуют технологические возможности: не отлажена работа цифровых платформ и медицинских систем, в которых происходит общение врача и пациента и хранятся медицинские данные больных.

«Дистанционными услугами пользуются чаще всего молодые и здоровые пациенты, а не больные и маломобильные, которым телемедицина могла бы принесли больше пользы», — рассказала Елена Селезнева.

По мнению экспертов, развитие телемедицины и в государственном, и в частном здравоохранении сдерживает запрет ставить диагноз дистанционно. В государственном секторе проблемой является также дефицит финансирования, а также жесткая процедура идентификации, которая внедрена для обеспечения конфиденциальности данных пациентов.

Исследование выявило любопытный нюанс: люди с высокими доходами и высшим образованием меньше доверяют телемедицине, поскольку не склонны экономить время, выделяемое на заботу о своем здоровье. Они выражают опасения по поводу ответственности врача, проводящего консультацию онлайн. Также низкий уровень доверия телемедицине объясняется низким уровнем доверия государственному здравоохранению в целом.

Разрыв в использовании телемедицины может возникнуть между жителями больших городов и сел. Некоторые участники исследования отмечали, что телемедицинская консультация требует от пациента предварительной подготовки и концентрации внимания — как описать свои жалобы, что спросить у врача. 

Фото: iStock

Кроме того, оказалось, что для многих пациентов важны некие привычные ритуалы — правила, соблюдение которых, по их мнению, «обеспечивает качество медуслуг» и позволяет им снизить тревожность при обращении к врачу. Как показали опросы, такие ритуалы — это важная составляющая медицинских консультаций, она нацелена на укрепление доверия, на более серьезное восприятие рекомендаций врача и приверженность лечению. Телемедицина не позволяет их соблюсти, поэтому требуется создание новых ритуалов, которые бы дополнили и заменили привычные.

Барьерами для развития телемедицины могут также стать недостаточная проработанность механизмов оплаты телемедицинских консультаций в системе ОМС, недостаточная мотивация врачей, отсутствие эффективных инструментов для обработки и анализа данных дистанционного мониторинга и дефицит ассистентов для работы с ними.

В настоящее время телемедицина лучше развивается в таких сферах, как психиатрия, психология и реабилитация, то есть в профилях, предполагающих длительный контакт с пациентом после установления диагноза. При этом массовым является спрос на консультации терапевтов и педиатров, а также на интерпретацию результатов анализов и исследований.

Кроме того, врачи отмечают необходимость в развитии технологии для дистанционного наблюдения за пациентами с онкологическими заболеваниями между курсами химиотерапии, когда у них возникают серьезные осложнения и побочные эффекты лечения, а также за пациентами после хирургических операций. 

Для преодоления цифрового разрыва, прежде всего второго уровня — в мотивации использовать технологию, — эксперты считают целесообразным вести просветительскую работу с пациентами и врачами. Например, разработать курсы (в том числе онлайн) по цифровой грамотности в сфере здравоохранения, создать платформы с интерфейсом, дружественным прежде всего пожилому человеку. Также среди предложений экспертов прозвучало использование голосовых помощников (например, «Алиса, вызови мне доктора»).

Вместе с тем, возможно, нужно просто дать технологии время для ассимиляции в обществе, то есть дождаться, пока люди ее освоят и приобретут достаточный опыт получения телемедицинских консультаций.

Дата публикации: 18.12.2023

Автор: Марина Полякова

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: