Обозначить направления технологического развития общества, проработать до мелочей все составляющие технологических процессов, востребованных профессий и системы обучения этим профессиям — такую цель поставили перед собой разработчики «Технологического форсайта — 2060» для Евразийского экономического союза. В рамках XII Международной научной конференции «Форсайт и научно-техническая и инновационная политика» состоялся круглый стол на тему «Научно-технологический прогноз для Евразийского экономического союза».
В работе круглого стола приняли участие советник Евразийской экономической комиссии Максим Иванов, заместитель директора Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ, директор Форсайт-центра ИСИЭЗ Александр Соколов, директор Центра научно-технического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Александр Чулок.
В рамках Евразийского экономического союза в 2023 году планируется начать разработку «Технологического форсайта на период до 2060 года» (рабочее название документа: «Обзор промышленности будущего»), сообщил Максим Иванов. Это будет прогноз научно-технического развития Евразийского экономического союза, представляющий общие направления стратегического прогнозирования в рамках ЕАЭС, объяснил Максим Иванов. Разработчики намерены опираться на два стратегических документа — решение Высшего Евразийского экономического совета «О стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года» и решение Евразийского межправительственного совета «Об основных направлениях промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза до 2025 года».
Максим Иванов рассказал, на каких направлениях разработчики намерены сфокусировать свое внимание. К их числу относятся, во-первых, глобальные вызовы — энергетический переход, ограниченность природных ресурсов, рост численности населения Земли; во-вторых, текущее состояние экономического потенциала; в-третьих, тенденции и перспективы развития технологий, рынков инновационных товаров в мире и в рамках союза. Он уточнил, что изучение облика перспективных технологических товаров и систем планируется с расчетом до 2040 года и с перспективой до 2060 года с учетом состояния рынка сквозных технологий и разработки дорожной карты развития перспективных промышленных товаров.
Наконец, планируется уделить внимание возможным механизмам государственного регулирования развития технологий и перспективных промышленных товаров. В их числе Максим Иванов назвал техническое регулирование и стандартизацию, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, госзакупки и госсубсидии, технологические консорциумы.
К перспективным товарам и системам сегодня можно отнести автомобиль, самолет, железнодорожный и космический транспорт, связь, электроэнергетику и даже здоровье человека, отметил Максим Иванов. А к категории сквозных технологий он причислил искусственный интеллект, интернет вещей, мобильные сети 5-го и 6-го поколения, квантовые вычисления, коммуникацию и сенсоры, виртуальную реальность.
«Мы не хотели бы видеть документ научного характера. Нам нужен практический инструмент, чтобы стратеги, промышленные технологи, маркетологи могли посмотреть на этот документ, определить направление развития в своей сфере и закладывать это в свои стратегические документы», — заключил Максим Иванов.
«Задача, которую нам предстоит решить, нетривиальная», — высказал свою оценку намеченной разработки Александр Чулок. С его точки зрения, нужно рассматривать предстоящий форсайт как систему в динамике. «По нашему опыту, это не может быть одномоментной историей. Очень важно задать форматы, принципы и цикличность. То есть мы можем один раз сделать документ — прогноз до 2050, 2060 года, но меняются тренды и вызовы, рынки и технологии. Эти процессы необходимо актуализировать, поэтому я бы предложил триединую конструкцию. Во-первых, это создание базы знаний, причем она должна обновляться на регулярной основе, быть платформой. Во-вторых, нам необходимо выявлять те центры компетенций, которые могли бы держать на себе эту активность не только в России, но и во всех государствах — участниках ЕАЭС. И третья составляющая, которую нам всем предстоит решить, — это интеграция в систему принятия решений», — рассказал директор Центра научно-технического прогнозирования ИСИЭЗ.
«При формировании форсайта должна быть ориентация не только на технологии или экономику. Все большее внимание исследователи будущего уделяют человеку и обществу. Это очень важный аспект, и мы должны будем в прогнозе сделать на этом очень серьезный акцент», — подчеркнул, в свою очередь, директор Форсайт-центра ИСИЭЗ Александр Соколов. Документ должен не только указывать направление внимания экспертного сообщества, но и «видеть основные тренды развития» социума, помогать выявлять перспективные профессии и компетенции. Если речь идет о развитии технологий, то здесь актуально развитие искусственного интеллекта, облачные технологии, «всепроникающие социальные медиа, синтетическая биология», пояснил эксперт.
Прогноз должен оценивать и рынок труда, в том числе динамику удаленной занятости, развитие гибких кадровых моделей, замену рутинного труда искусственным интеллектом. «В своем прогнозе мы должны доходить до конкретных деталей технологических решений. Важно, например, чтобы мы понимали не только то, какие технологии нам нужны, но и как и кого им учить, какие профессии будут востребованы в обществе», — заключил Александр Соколов.
XII Международная научная конференция «Форсайт и научно-техническая и инновационная политика» проводится в рамках деятельности координируемого НИУ ВШЭ Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» и кафедры ЮНЕСКО по исследованиям будущего НИУ ВШЭ.