Комиксы, вебтуны, манга, манхва, маньхуа — все это виды графических романов. В них можно встретить и приключения супергероев, и романтическую мелодраму, и даже анимированный разбор таблицы Менделеева. Чем нарисованная история отличается от драматургии, для чего нужен образовательный курс по комиксам и как этот жанр работает в учебной литературе — все это эксперты, студенты и творцы жанра обсудили в пространстве CREATIVE HUB на конференции «Комикс и анимация. Вызовы и перспективы в новой реальности», организованной направлениями «Анимация и иллюстрация» и «Комикс» Школы дизайна НИУ ВШЭ и комикс-сообществом.
Комиксы vs драматургия
В конце XIX века французский литературовед и театровед Жорж Польти пришел к выводу, что все драматические произведения основываются на 36 базовых сюжетах. Из этого возникают два логических постулата: «никто из нас не способен придумать 37-й сюжет» и «Вселенная настолько большая, что мы можем создавать все новых и новых персонажей».
В реализации последнего и заключается основная задача как современной драматургии, так и комикса, подчеркивает сценарист и иллюстратор, руководительница проекта «Сом в летнюю ночь» Валерия Чуйкова. В своем выступлении «Комикс как сценарий: как опыт драматургии переносится на визуальные истории» она выделила следующие основные различия этих двух видов искусства.
- Нет содержимого
- Нет содержимого
- Нет содержимого
- Нет содержимого
- Нет содержимого
- Нет содержимого
Комикс vs учебник
Комиксы могут не только развеселить читателя, но и научить чему-то новому. О функциональной составляющей жанра рассказала в своем выступлении «Комикс как образовательный инструмент» Юлия Блюхер, художница и руководительница направления «Комикс», куратор направления «Анимация и иллюстрация» в Школе дизайна НИУ ВШЭ.
Как и любая образовательная литература, комикс может помочь в структурировании информации, разделяя ее на отдельные фреймы. Такой подход напоминает мнемотехнику, т.е. способ заучивания информации с помощью картинок. Благодаря комиксам можно показывать несколько различных сложных вещей одновременно: информацию можно разбить на составные компоненты, которые затем визуально оформить отдельными отсеками на странице, — это работает значительно лучше, чем сплошная полоса текста. К тому же, чтобы найти информацию, люди со зрительной памятью при пролистывании книги будут опираться на визуальные отметки (вроде изображения термометра или выделенного цветом понятия). В качестве примера Юлия Блюхер привела работы своих студентов и сотрудников Школы дизайна НИУ ВШЭ, в частности альманах «Звездная пыль» Елизаветы Копай-Горы.
Фото: Альманах «Звездная пыль», Елизавета Копай-Гора, куратор ШД НИУ ВШЭ. Издательство «Кит»
Комиксы (особенно веб-комиксы — те, что публикуются на интернет-платформах и в мобильных приложениях) могут также основываться на материалах научной статьи, параграфа из учебника и т.п. Таким образом, сухая информация с помощью визуальных элементов превращается в нечто, что мы можем запомнить благодаря позитивным эмоциям, веселью от иллюстраций и очарованию персонажей. Внутри таких комиксов часто размещаются QR-коды для перехода на страницы с дополнительными материалами и видеоуроками.
С помощью комиксов можно даже обучать школьников точным наукам. Прекрасный пример — учебник химии в комиксах американского художника Ларри Гоника 2015 года. Благодаря визуализации информации и сквозным персонажам запоминание текста проходит легко и интересно. «Восхитительный учебник по химии! У меня по химии двойка была, я сразу признаюсь, — наверное, потому, что у меня не было такого учебника», — поделилась с аудиторией Юлия Блюхер.
Фото: «Химия в комиксах», Ларри Гоник. Издательская группа «Азбука-Аттикус»: «КоЛибри», 2015 г.
Комикс vs Высшая школа экономики
Комиксы являются не только инструментом образовательного процесса, но и предметом многих исследований. Так, одним из самых популярных курсов по выбору на программе «Медиакоммуникации» из года в год остается «Анализ комиксов в контексте трансмедийного сторителлинга». О курсе рассказала его создательница Александра Латышева-Галеева, продюсер дирекции новых медиа ПКВС, продюсер образовательных проектов и старший преподаватель ВШЭ. Ее выступление так и называлось: «Как говорить о комиксах в университете? Опыт преподавания в НИУ ВШЭ».
Портрет лучшего студента для своего курса Александра Латышева-Галеева описала так: это человек, который, вероятно, однажды держал в руках комиксы, но сейчас их, скорее всего, не читает, однако видит, что его друзья читают комиксы, выходят фильмы по комиксам, что это растущая индустрия, при этом он совершенно не понимает, как в нее войти. Курс подходит и тем, кто любит изучать современную поп-культуру, сами комиксы, и тем, кто хочет стать автором комиксов. В рамках курса студенты изучают знаковые работы всех «веков» американских комиксов и работы ведущих представителей мировых школ: после прохождения курса каждый выпускник программы может определить страну происхождения комикса, период создания и уверенно объяснить друзьям, на основании чего он сделал такие выводы.
Наблюдая за 10 потоками курса, Александра Латышева-Галеева заметила, что по итогам обучения у многих появляется желание регулярно погружаться в культуру комиксов и создавать свои собственные истории. Кто-то находит работу по этому направлению, а кто-то с помощью комиксов даже «покоряет объект страсти».
В рамках конференции «Комикс и анимация. Вызовы и перспективы в новой реальности» на площадке НИУ ВШЭ также выступали другие преподаватели Школы дизайна и представители комикс-сообщества. Преподаватель теории и истории комикса и манги Алексей Иорш поделился опытом художника комиксов из 1990-х годов, библиотекарь и руководитель комикс-центра SMART-библиотеки им. Анны Ахматовой Андрей Дроздов рассказал, как создать библиотеку комиксов и работать с ней, владелец магазина комиксов BWComics, продюсер программы комиксов книжного фестиваля «ЛитераТула» Владимир Апёнов объяснил, как из явления субкультуры комиксы превращаются в культуру, а руководитель выставочных проектов ЦТИ «Фабрика» Марина Сазоненко предложила обсудить, как детская советская литература становится основой детских творческих программ. В финале мероприятия прошла дискуссия «Независимые издательства комиксов в России: вызовы и перспективы».