НИУ ВШЭ — новый член консорциума по изучению детского благополучия

Фото: Высшая школа экономики
Фото: Высшая школа экономики

В Вышке прошел круглый стол, посвященный подходам к измерению детского благополучия в целях развития человеческого потенциала и разработки доказательной социальной политики. Он стал первым мероприятием для университета в качестве члена консорциума по изучению детского благополучия.

Недавно НИУ ВШЭ присоединился к консорциуму, созданному Фондом Тимченко для изучения детского благополучия. Кроме Вышки в консорциум входят РАНХиГС, МГУ, МГППУ. Ключевая задача исследователей — разработка, апробация и внедрение российского Индекса детского благополучия, в рамках которого эксперты комплексно изучают качество жизни российских детей.

Этой теме был посвящен круглый стол «Современные подходы к измерению детского благополучия в целях развития человеческого потенциала и разработки доказательной социальной политики», организованный научным центром мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» и Фондом Тимченко. Это мероприятие стало первым для НИУ ВШЭ в качестве члена консорциума по изучению детского благополучия.

С приветственным словом выступила Лилия Овчарова, проректор НИУ ВШЭ, инициатор создания НЦМУ. Она отметила, что в настоящий момент осмысление траекторий адаптации социальных процессов к вызовам будущего развития становится более важным, чем поиск новых факторов экономического роста. Это обусловлено смещением глобальной рамки развития в сторону многополярного мира и повышением значимости фундаментальных философских и культурных основ жизни человека, особенно когда речь идет о ранних этапах его развития. Лилия Овчарова подчеркнула, что сегодня собрались партнеры, посвятившие исследованию проблем детского благополучия многие годы своей научной и экспертной деятельности. Особо отметила плодотворное взаимодействие НЦМУ и Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко по вопросам развития детей.

Марина Гордеева, председатель правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подчеркнула, что данный круглый стол действительно стал площадкой для регулярного обмена информацией и обсуждения тем, которые связаны с осмыслением благополучия детей и семей, их воспитывающих. Она добавила, что в рамках Десятилетия детства в России важно обладать системным видением вопроса через разграничение зон ответственности государства и определение суверенности семьи в реализации задач, связанных с воспитанием детей.

«Наша сегодняшняя встреча служит примером того, что обсуждение темы оценки детского благополучия и Индекса детского благополучия как интегрального показателя результатов государственной политики неминуемо требует одновременного обсуждения широкого круга вопросов, от финансовых до социологических аспектов», — заявила Марина Гордеева.

Мария Морозова, председатель наблюдательного совета Фонда Тимченко, отметила, что в настоящий момент в рамках совместной деятельности двух консорциумов речь идет не только о разработке и апробации системы индексов детского благополучия, но и о привлечении государства к данному вопросу при реализации социальной политики, направленной на поддержание детства в России.

«Сегодня мы не можем не говорить о двух аспектах социальной политики государства — о развитии человеческого капитала и о приоритете социального капитала. С одной стороны, человек действительно является мерой всех вещей и мнение отдельного индивида становится все более важным. С другой стороны, человек остается частью общества, поэтому укрепление социальных связей и создание поддерживающей и развивающей среды становится не менее значимым», — отметила Мария Морозова.

Мария Морозова, Лилия Овчарова и Марина Гордеева, фото: Высшая школа экономики

Ирина Ильина, директор Российского научно-исследовательского института экономики, политики и права в научно-технической сфере, обратила внимание на практическую значимость НЦМУ как ключевого центра, работающего в рамках реализации социально-гуманитарного приоритета Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, и результатов его исследований при разработке государственной политики.

«Важно понимать, что основные принципы, жизненные позиции и отношение к окружающим людям, социуму закладываются на ранних этапах формирования личности через отношения, формируемые дома, а также в образовательных учреждениях. Уверена, что разработанные центром показатели помогут сформировать единый воспитательный каркас на всех уровнях образования, от детских садов до вузов», — поделилась Ирина Ильина.

Модераторами круглого стола стали Людмила Горюнова, генеральный директор исследовательского агентства «Михайлов и партнеры. Аналитика», и Мария Нагерняк, заместитель проректора НИУ ВШЭ, глава дирекции центра, которую по итогам голосования выбрали ответственным секретарем консорциума.

Марина Гордеева, Мария Нагерняк, фото: Высшая школа экономики

Галина Семья, член Координационного совета при Правительстве РФ по проведению в РФ Десятилетия детства, профессор кафедры возрастной психологии МГППУ, и Вероника Ослон, профессор той же кафедры, представили доклад на тему «Субъективное благополучие приемных семей как механизм оценки развития института замещающей семьи, включая усыновление». Исследователи рассказали о результатах собственного научного проекта, в рамках которого они изучали определенные «мишени» помощи, проблемные места в жизни ребенка, а также новые тренды в их развитии, например тренд на продленное детство или запоздалое взросление. МГППУ на протяжении семи лет изучает качество жизни детей в России, а последние три года выполняет государственное задание Минпросвещения России по разработке статистического индекса детского благополучия, позволяющего оценивать эффективность реализации мероприятий Десятилетия детства, и инструментария оценки субъективного благополучия детей, включая детей особо уязвимых категорий, а также воспитывающихся в разных категориях семей, детей с ОВЗ и инвалидностью, сирот, разных этнических групп и исповедующих разную религию. Разработанная методология даст возможность оценить 13 показателей, в том числе нормализацию жизни, самочувствие, безопасность, доверие, учет мнения ребенка, отношение к будущему и пр.

«Сегодня происходят принципиальные изменения: от количественных измерений мы переходим к качественному анализу. В результате мы получаем портрет современного подростка, которого до сих пор не существовало», — заявила Галина Семья.

Более подробно данные аспекты были изучены в жизни детей, прошедших через процедуру усыновления или удочерения. Вероника Ослон выделила приемные семьи как особый тип семей по той причине, что именно на них в большей степени направлена социальная политика государства. Докладчики отметили, что общее благополучие приемной семьи напрямую влияло на благополучие отдельного ребенка.

«Разработанные нами оценки субъективного благополучия приемных семей способствуют созданию новых государственных программ подбора и подготовки кандидатов в замещающие родители. В ряде регионов уже сейчас применяется инструментарий, который позволяет измерить уровень субъективного благополучия приемных семей и детей и принимать определенные управленческие решения»,подчеркнула практическую значимость исследований о детском благополучии для реализации программ социальной политики Вероника Ослон.

Ирина Калабихина, заведующая кафедрой народонаселения экономического факультета МГУ, Дмитрий Рогозин, директор Центра полевых исследований Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, и Элина Илларионова, руководитель аналитической службы Фонда Тимченко, стоявшие у истоков создания Индекса детского благополучия, также приняли участие в мероприятии, осветив проблему расхождения результатов опросов, основывающихся на оценках детей и родителей, и важности учета голоса ребенка при проведении количественных исследований.

Ирина Калабихина, используя опыт зарубежных стран, обозначила проблему расхождения статистических и субъективных индексов детского благополучия. По мнению докладчика, при использовании системы индексов детского благополучия, включающей 27 показателей статистического индекса и 18 показателей субъективного индекса, разработанного при поддержке Фонда Тимченко, существовала необходимость в методологическом обосновании их соответствия и несоответствия. При оценке детского благополучия особенно важно было учитывать наличие родительского мнения, которое составляет 15% от общего количества изученных показателей.

«Возникает вопрос: какой подход должен быть реализован в измерении детского благополучия, если мы хотим учесть и голос ребенка, и статистические данные, в том числе голоса родителей? Обращаясь к концептуальному подходу, мы применяем две разные концепции: статистический индекс, при использовании которого мы должны понимать, насколько удовлетворены базовые потребности ребенка, и субъективный индекс, который позволяет нам понять, насколько конкретный ребенок благополучен и счастлив в текущий момент времени. Из-за наличия концептуально разных подходов важно измерять отдельно каждый из индексов, а также использовать принцип модульности в методике расчета индексов детского благополучия. Логично предложить использование общего индекса», — отметила Ирина Калабихина.

В докладе «Методология измерения детского благополучия в регионах Российской Федерации» Дмитрий Рогозин также отметил, что Индекс детского благополучия уже достиг стадии определенной зрелости, что позволило оценить его практическую эффективность и объективность предоставленных данных. Докладчик добавил, что сбор данных осуществлялся через учебные заведения, что в определенной степени оказывало влияние на данные, предоставленные детьми, преломляя их через призму образовательного учреждения. По его мнению, при использовании и субъективного, и объективного индексов детского благополучия данные всегда проходили через конкретные административные единицы, что лишало исследователей возможности услышать голос ребенка. Дмитрий Рогозин подчеркнул комплементарность двух индексов и обозначил важность создания общего индекса детского благополучия.

Докладчик добавил, что созданный индекс предоставил возможность изучить не только уровень счастья, или детского благополучия, но и такие проблемы в жизни современного ребенка, или показатели детского неблагополучия, как буллинг, недоверие взрослых, получение итоговых неудовлетворительных оценок и т.д. Наиболее острой проблемой, влияющей на уровень благополучия ребенка, стало одиночество и отсутствие друзей, что подчеркнуло важность социального капитала в жизни человека.

Дмитрий Рогозин и Вероника Ослон, фото: Высшая школа экономики

Элина Илларионова также выступила с докладом на тему «Увидеть за цифрами ребенка: Индекс детского благополучия как инструмент для исследования человеческого капитала». Эксперт представила данные, полученные за последние несколько лет работы с системой индексов детского благополучия, и рассказала о планах фонда на ближайшее будущее. При реализации системы индексов в фонде рассматривались такие аспекты детского благополучия, как образование, здоровье, материальное положение, безопасность, социальные отношения и самореализация. По ее мнению, наиболее проблемным показателем стало направление социальных отношений, в особенности для детей 13 лет: на 2024 год возможность быть услышанными взрослыми для подростков составляла не более 54%, у 20% подростков отмечалось отсутствие близких друзей.

Наталья Михайлова, эксперт Центра исследований бюджетов времени Института социальной политики НИУ ВШЭ, представила доклад на тему «Детское благополучие сквозь призму бюджетов времени: как дети используют свое время в разных точках планеты». В данном докладе эксперт более подробно рассмотрела то, каким образом происходило распределение бюджета ребенка в России и за рубежом, обозначив важность национальных проектов, инициированных президентом РФ Владимиром Путиным. Наталья Михайлова отметила, что российские дети были одними из тех, кто чаще других тратил время на дополнительные занятия, а также был занят учебой и выполнением домашних заданий. К тому же в России дети чаще, чем в других странах, были заняты уходом за своими родственниками. Можно отметить, что, несмотря на высокую степень загрузки, 80% российских детей были удовлетворены тем, как они использовали свое время, однако только 67% чувствовали самостоятельность при выборе того, как использовать свое время.

«Можно утверждать, что у российских детей учебная нагрузка сопоставима с нагрузкой взрослого рабочего населения», — поделилась данными наблюдений Наталья Михайлова, обозначив важность пересмотра уровня нагрузки российских детей.

Эльвира Гарифулина, программный директор фонда «Абсолют-Помощь», в своем докладе «Измерение детского благополучия как основа развития доказательного подхода в сфере защиты детства» представила данные, позволяющие оценивать динамику изменений и результаты, связанные с поддержкой детей, на уровне специалиста/родителя, организации, донора, региона, страны. Докладчик отметила, что на данный момент не существует единого индекса, позволяющего наиболее эффективно оценивать уровень детского благополучия и получать достоверные данные об удовлетворенности жизнью ребенка. Профессиональное сообщество выделяет объективный и субъективный индексы детского благополучия, а также позитивный индекс, способствующий измерению и оценке позитивных изменений и показателей улучшения благополучия, и обратный ему негативный индекс, фиксирующий и оценивающий негативные факторы, влияющие на благополучие детей и степень нарушения их прав. Докладчик также привела пример международного исследования и анализ ИДБ, используемых в Шотландии, Англии, Швеции, что дало возможность сравнить российский и зарубежный опыт для более эффективного использования результатов. Эльвира Гарифулина подчеркнула актуальность развития системы мониторинга и оценки детского благополучия, показала, как это связано с доказательным подходом, и предложила включить в оценку субъективного благополучия детей с инвалидностью, особенностями развития, объединить усилия в формировании базы адекватных реперных показателей по «направлениям благополучия» и релевантных методов сбора данных, развивать дружественные методы сбора данных с участием самих детей.

Татьяна Канонир, научный сотрудник Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ, в своем докладе «Проблема обратной связи по результатам оценки благополучия детей» рассмотрела основные трудности, которые возникали при анализе данных, полученных в результате использования ИДБ. При анализе обратной связи необходимо понимать, какие данные мы получали, кому мы могли и хотели дать обратную связь и как возможно было сделать нашу обратную связь простой и понятной для ее получателя. Так, можно было утверждать, что рекомендации, разработанные по итогам проведения исследования, должны быть адаптированы и иметь практическую ценность для получателя обратной связи.

В рамках круглого стола двух консорциумов также были рассмотрены темы, косвенно касающиеся Индекса детского благополучия, исследованием которых на базе НЦМУ занимаются ученые МГИМО, ИЭА РАН и НИУ ВШЭ. Так, основываясь на опыте 15 зарубежных стран, Владислав Воротников, директор Центра европейских исследований Института международных исследований МГИМО МИД России, и Егор Сергеев, доцент кафедры мировой экономики МГИМО МИД России, в своем докладе «Конец истории и воспитание “мозаичного человека” в европейском школьном образовании» осветили дополнительную тему исследования детского благополучия, отражающую важнейший аспект развития гармоничной личности — формирование целостной идентичности ребенка. Исследователи представили оценку европейских подходов к формированию образов прошлого и организации программ школьного исторического образования, а также отметили серьезное влияние конструируемых нарративов в образовательном процессе. Егор Сергеев отметил, что потенциально это может поставить под вопрос сравнимость результатов измерения детского благополучия в силу включения в индексы совершенно иных, ранее не задействовавшихся переменных, хотя сегодня разрабатываемые нашими исследователями индексы действительно могут быть применены не только в России, но и за рубежом.

Егор Сергеев и Владислав Воротников, фото: Высшая школа экономики

Мария Тендрякова, старший научный сотрудник Центра азиатских и тихоокеанских исследований ИЭА РАН, представила доклад «Детство в историко-культурной перспективе», обозначив проблемное поле современного детства, подняв вопрос об определении его границ: пролонгируется ли оно или, наоборот, сокращается? В целом можно отметить, что наблюдалось определенное противотечение по целому ряду направлений: мы наблюдали и продолжаем наблюдать за «взрослыми детьми», которые выстраивают собственный путь развития в противовес традициям старой школы, устоявшимся привычным представлениям о взрослости, выборе профессии и/или построении карьеры, создавая свою стратегию жизни в постоянно меняющемся мире. Мария Тендрякова добавила, что детство стало восприниматься не только как важнейший этап в жизни человека, но и как особая социальная ниша, со своим инновационным потенциалом, чрезвычайно важным для развития общества в целом.

Олеся Феоктистова, руководитель Центра финансов социальной сферы Научно-исследовательского финансового института Минфина России, в своем докладе «Финансовые аспекты социальной политики в области детства» дополнила обсуждение, рассказав о финансовой стороне вопроса изучения детского благополучия. Так, с 2017 по 2022 год расходы федерального бюджета на социальную политику, в том числе на вопросы, связанные с поддержкой детства, выросли в 2,3 раза, а расходы региональных бюджетов — в 1,6 раза. Олеся Феоктистова добавила, что уже длительное время осуществляется сбор данных о федеральных и региональных детских бюджетах, которые продолжают расти с 2020 года. В целом за период с 2019 по 2022 год расходы детского бюджета возросли на 20,3%.

В завершение круглого стола Мария Нагерняк отметила важность работы исследователей для развития социальной политики и рассказала о перспективах сотрудничества консорциумов по вопросам детского благополучия в будущем.

«Я вижу, что дальнейшее сотрудничество в рамках консорциума НЦМУ и консорциума по детскому благополучию будет развиваться по нескольким направлениям. Во-первых, это создание единой открытой площадки для организации научной и экспертной дискуссии в сфере оценки различных аспектов качества жизни детей. Крайне важно обмениваться последними данными, результатами, мнениями и методологическими наработками между экспертами и учеными. Во-вторых, это совместная выработка взвешенных и научно обоснованных предложений для социальной политики в сфере детства, ведь нашей главной целью является улучшение качества жизни детей в России. Я думаю, что объединение усилий позволит нам не просто исследовать детское благополучие на мировом уровне, а быть лидерами этой темы», — заключила Мария Нагерняк.

Дата публикации: 15.05.2024

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: