Политические изменения и революционные ветры с опозданием достигали Перми, одного из крупнейших городов Урала. Тем не менее изменения общественных настроений отражались на жизни административного и промышленного центра, приводили к массовым волнениям. Территория Западного Урала в 1918–1919 годах стала театром военных действий Гражданской войны, события которой повлияли на статус Перми как административной столицы Урала.
В Перми, где находится один из кампусов НИУ ВШЭ, издана книга «Пермь: 300-летняя история в документах и лицах», посвященная прошлому одного из крупнейших городов Урала. Старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин факультета социально-экономических и компьютерных наук НИУ ВШЭ в Перми Александр Глушков написал главу «Пермь политическая».
Автор отметил: регион, находившийся далеко от столиц, в течение длительного времени жил размеренной провинциальной жизнью, создаваемые по распоряжению Петербурга институты самоуправления преимущественно решали проблемы городского благоустройства, нарабатывая опыт взаимодействия с жителями и предпринимательским сообществом.
Одним из значимых общественно-политических событий первой половины XIX века для города стало пребывание в ссылке выдающегося государственного деятеля Михаила Сперанского с сентября 1812 по сентябрь 1814 года. Восстание декабристов мало повлияло на Пермь.
Общественный подъем конца 1850–1860-х годов активизировал создание на Урале, как и во всей стране, революционных кружков. Один из самых известных сформировался вокруг группы молодых преподавателей Пермской духовной семинарии. Нелегальная библиотека с читальней располагала подборкой «вольнодумных» книг, а также коллекцией периодической печати. Семинария во второй половине XIX века стала центром притяжения интересовавшейся революционными идеями молодежи. В 1899 году ученики старших классов семинарии создали нелегальный кружок. В апреле 1903 года в ее здании и на квартирах у 15 учащихся в ходе обыска обнаружили нелегальную литературу. В конце XIX — начале XX века проникновение революционных идей в российское общество, в том числе в средние и высшие учебные заведения, ускорилось. С лета 1902-го жандармы отмечали сходки учеников, они получили материалы, подтверждавшие чтение пермской ученической молодежью «крамольной» литературы. Осенью 1905 года произошли волнения в Торговой школе, духовном и реальном училищах, гимназиях. Учащиеся Пермского технического железнодорожного училища в октябре 1905-го подали петицию из 18 пунктов, касавшихся деятельности учреждения и обращения с учениками. Рассмотрев ее, педагогическое совещание удовлетворило неполитические требования: разрешило носить теплые вещи и организовать в училище литературные чтения, а также ввело обращение только на «вы».
В годы первой русской революции 1905–1907 годов горожане в Перми проявили себя пассивно. Волнения произошли на Мотовилихинском артиллерийском заводе, который был глубоко интегрирован в жизнь города, но считался отдельным поселением. Первая забастовка прошла еще в мае 1905 года, но вскоре ситуация нормализовалась. 5 июля она возобновилась, а 10-го митинг рабочих был разогнан полицией и казаками. Жесткость их действий (один из рабочих был убит казаком) власти объясняли необходимостью срочно возобновить выпуск орудий и снарядов во время Русско-японской войны 1904–1905 годов. Стачка прекратилась, чтобы вскоре вспыхнуть с новой силой.
Рабочие — участники митинга на Пермских пушечных заводах в декабре 1905 года, фото: Wikimedia Commons
Протоколы допросов свидетелей событий показывают: рабочие Мотовилихи не представляли собой однородной революционной массы — одни примкнули к забастовке против своей воли, другие убеждали товарищей не прекращать работу и не вооружаться. Пермский уездный исправник Антон Правохенский сообщал: утром 9 декабря рабочие выключили электричество в цехах, прекратив их работу. 10 декабря они выдвинули требования немедленно освободить всех заключенных по политическим делам, немедленно созвать Государственную думу с участием рабочих, восстановить свободу печати согласно Манифесту 17 октября 1905 года. Забастовку было решено продолжать до удовлетворения требований.
11 декабря рабочие и сельские жители Мотовилихинской волости создали милицию. 13 декабря милиционеры обезоружили городового и одного из жандармов. Оружие и патроны для восстания открыто покупали в оружейных магазинах. Также восставшие напали на склад керосина товарищества братьев Нобель, где захватили револьверы. Во второй половине дня восставшие обстреляли с построенной ими баррикады 13 караульных солдат, возвращавшихся с охраны порохового погреба на горе Вышка. Контратака караульных и прибывших им на помощь роты пехоты и сотни казаков заставила восставших рассеяться или отступить на завод. В ходе дальнейшей перестрелки были ранены двое казаков, а всего в столкновениях погибли 5 и были ранены 18 человек. Выступление ликвидировали, 15 декабря рабочие начали постепенно возвращаться на завод, а 16 декабря губернатор телеграфировал министру внутренних дел о подавлении восстания.
По делу о восстании на Мотовилихинском заводе перед прошедшим в Перми 5–10 декабря 1906 года судом предстал 51 человек. 27 из них приговорили к исправительным работам на срок до 5 лет, троих — к заключению в крепость на срок до 4 лет, 8 — в тюрьму до 9 месяцев, а 10 были оправданы.
В 1905–1912 годах в Пермской губернии был избран 41 депутат Государственной думы, из них трое были членами двух созывов. В I Думе от губернии преобладали беспартийные (46,2%) и либералы (38,6%), во II Думе 10 мест (76,9%) досталось социалистам. Реформа избирательного закона в июне 1907 года изменила депутатский корпус: в III Думе большинство депутатов от Пермской губернии были либералами, а в IV — консерваторами.
Первая мировая война мало повлияла на общественно-политическую жизнь в одном из крупнейших центров оборонной промышленности России. Весть о революции в феврале оказалась для региональных властей неожиданностью. Узнав из телеграммы о положении дел в Петрограде, 29-летний вице-губернатор Лев Лыщинский-Троекуров, исполнявший обязанности находившегося в отъезде губернатора, не сразу предал новость огласке.
В ходе развертывавшейся революции в августе 1917 года партия социалистов-революционеров (эсеров) победила на выборах в Пермскую городскую думу, получив 28 мест, большевики — всего 7, уступив даже конституционным демократам. Любопытно, что рабочие Мотовилихинских заводов, считавшиеся опорой большевизма, выступили, как и труженики Ижевского и Воткинского оружейных заводов, против их власти. После захвата власти большевиками Пермское уездное земское собрание составило телеграмму о полном доверии А.Ф. Керенскому и Временному правительству, а также о поддержке курса на выборы в Учредительное собрание. В городе тем временем расцветала анархия. Жители центральных улиц вынуждены были самостоятельно поддерживать порядок против погромщиков, стремившихся грабить винные склады и понравившееся имущество.
В декабре 1917 года власть в Перми перешла к большевикам. В годы Гражданской войны город пережил немало драматичных событий. В ночь на 13 июня на окраине города был расстрелян находившийся в ссылке младший брат царя Николая II Михаил Александрович, а 20 июня жестоко убит епископ Пермский и Кунгурский Андроник.
Активные боевые действия в Прикамье начались в августе 1918 года. 25 декабря белая Сибирская армия генерала Радолы Гайды заняла Пермь, адмирал Колчак прибыл в город 19 февраля 1919 года и, по устоявшейся точке зрения, был встречен горожанами с хлебом-солью. Пермь оставалась под властью белых полгода. Большевики вернули город 1 июля 1919 года. Стремительное отступление белых обернулось для Перми затоплением более 100 речных судов и подрывом железнодорожного моста через Каму.
Одним из итогов Гражданской войны для Перми стала потеря статуса центра региона: по новому административно-территориальному делению 1923 года она стала частью округа Уральской области со столицей в Екатеринбурге (с 1924 года — Свердловск).
Вероятно, поэтому события первой русской революции укоренились в местной коллективной памяти сильнее, чем более драматичная история 1917–1919 годов. Памятник борцам революции на городском гербе стал одним из символов социалистической Перми, которая, как отмечает Глушков, «мифологизируя события 1905 года, как будто намеренно отстранялась от своей роли в перипетиях 1917 года».
Публичная политика, внутрипартийная борьба и ростки политической культуры после революционных потрясений и установления советской власти канули в Лету. Их исчезновение отчасти компенсировалось необходимостью применять искусство негласной политики директорами ряда крупных пермских заводов для решения производственных, финансовых и социальных задач возглавляемых ими предприятий. Одним из символов укрепления власти Сталина и его окружения стало переименование Перми в Молотов в честь одного из ближайших соратников вождя в 1940 году.
Хрущевская оттепель вернула в 1957 году Перми историческое название. В 1970-е годы общественно-политическая жизнь не отличалась высокой активностью. В 1971 году скульптора Рудольфа Веденеева и рабочего Олега Воробьева приговорили к трем и шести годам лагерей за чтение самиздата. Однако, отмечает преподаватель НИУ ВШЭ, «широкого распространения диссидентское движение в Перми не получило».
Выставка «...за крупицы правды»: к 50-летию Пермского дела Веденеева и Воробьева, фото: музей-заповедник «Пермь-36»
Горбачевская перестройка добиралась до провинции с опозданием, тем более символичным стало поражение первого секретаря обкома партии Евгения Чернышова на выборах народных депутатов СССР. Победу с большим отрывом одержал беспартийный кандидат, инженер ПО «Моторостроитель» Сергей Калягин.
Информация о волнениях в Москве в августе 1991 года, несмотря на цензуру, просачивалась в Пермь. Указы президента России Бориса Ельцина транслировались местным телевидением по инициативе его рядовых сотрудников. Пока депутаты горсовета обсуждали созыв внеочередной сессии, ГКЧП самораспустился.
В 1991 и в 1996 годах Пермская область вошла в число регионов с наиболее высоким уровнем поддержки Ельцина. Его карьера была связана со Свердловском, но в Перми его часто воспринимали как земляка, возможно, потому, что его отец работал на строительстве химкомбината в Березниках, а Ельцин окончил школу в этом городе.
Постсоветские годы изменили политическую жизнь города и области. 13 января 1992 года назначенный на должность президентом градоначальник Владимир Филь прекратил полномочия исполкома горсовета. В апреле 1994 года было издано положение о местном самоуправлении, закрепившее полномочия Пермской городской думы и главы администрации города. Летом 1996 года на первых всеобщих выборах мэра Перми будущий министр и вице-премьер Юрий Трутнев уверенно победил действующего главу Владимира Филя. Это было не единственным поражением действующего руководителя на выборах в регионе. В 2000 году губернатор Пермской области Геннадий Игумнов проиграл выборы главы региона Юрию Трутневу.
Прямые выборы мэра Перми проводились до 2010 года, их заменили избранием депутатами Пермской гордумы. Изменения претерпела и процедура выборов главы региона, преобразованного в 2005 году в Пермский край.
Резюмируя, Александр Глушков отметил: политическая жизнь Перми не ограничивается описанными событиями. «За 300 лет город не выдвигался на первый план политической сцены государства, но чутко реагировал на важнейшие события истории страны, формировал свой собственный общественно-политический ландшафт, осмысление которого — сложная, но необходимая задача», — уверен историк.