Российскому рынку труда потребуется дополнительно около 2,5 млн работников до 2030 года. Власти рассчитывают закрыть этот спрос в основном за счет внутренних ресурсов. Работодатели получат право найма трудовых мигрантов только при невозможности заполнить вакансию россиянами в течение длительного времени. При этом эксперты считают, что в управление миграционными процессами необходимо активнее внедрять цифровые инструменты, а самих трудовых мигрантов стоит учить русскому языку и знакомить с русской культурой еще на родине.
Одна из сессий ПМЭФ, «Умная миграция: как решить проблемы рынка труда и демографии, не вызывая конфликтов в обществе», была посвящена обсуждению миграционных процессов в России и их совершенствования.
Лилия Овчарова, фото: Высшая школа экономики
Модератор сессии, проректор НИУ ВШЭ Лилия Овчарова, отметила: миграция — естественный процесс, люди переезжают внутри страны и через границы по семейным причинам, ради учебы, новой работы и спасаясь от природных катастроф и военных конфликтов, однако массовые перемещения людей связаны с их эмоциональным восприятием. Лилия Овчарова предложила обсудить, не избегая острых вопросов, как наладить миграционные потоки, чтобы они помогали решить проблемы экономики и демографии, не создавая недовольства в обществе.
«Как вы относитесь к тезису, что миграция — необходимый процесс с точки зрения экономического развития, какова потребность России в мигрантах?» — спросила проректор ВШЭ заместителя министра экономического развития Дмитрия Вольвача.
Дмитрий Вольвач, фото: Высшая школа экономики
По его мнению, миграция — объективный процесс, которым следует пытаться управлять с помощью механизмов госрегулирования, активно задействуя инструменты цифровизации. Это позволит использовать плюсы миграции и снижать и отчасти профилактировать риски. Замминистра полагает, что многие решения уже найдены, но ряд проблем миграции требуют поиска уникальных развязок.
Следует сконцентрироваться на создании большего числа сервисов, связанных с миграционным учетом, в том числе для потенциальных мигрантов. Они помогут им получить информацию о вероятных местах работы, рисках и ограничениях. «Если мы соберем корректный профиль мигранта для управления процессами на входе и усовершенствуем систему аналитики, поймем, как это влияет на наш рынок труда, в том числе по отраслям, это позволит определить потребности, кого привлекать, чтобы не создавать ненужную конкуренцию с россиянами, стимулировать внутреннюю миграцию и одновременно защитить права мигрантов», — сказал Дмитрий Вольвач.
По его мнению, цифровизация и создание мобильных приложений позволит снизить негативные факторы, в том числе неясности статуса иностранца, пересекшего границу. Он также обратил внимание на важность подготовки потенциальных мигрантов на родине для получения ими востребованных в России специальностей и обучения русскому языку. Замминистра сообщил об открытии в Киргизии и Таджикистане русских школ, ученики которых будут обучаться по российским программам, что облегчит им поступление в отечественные вузы.
«Сколько надо мигрантов и нужны ли они вообще, звучат противоположные мнения. Важно, чтобы прогнозы, на которые мы опираемся при принятии решений, были научно обоснованы», — заметила Лилия Овчарова. Она обратила внимание на опыт Объединенных Арабских Эмиратов, где 80% занятых составляют трудовые мигранты, при этом правила их найма и трудовое законодательство строго соблюдаются работодателями.
Заместитель министра труда и социальной защиты Елена Мухтиярова отметила: цифры потребности остаются вопросом острых дискуссий. По расчетам экспертов, учитывающих демографические тренды, тенденции развития отраслей экономики, в ближайшие годы российскому рынку труда дополнительно потребуется 1 млн квалифицированных работников, а до 2030 года — около 2,5 млн, преимущественно в промышленности, а также в здравоохранении, строительстве, IT-секторе.
Часть этих работников появятся благодаря выпуску из учебных заведений и перетоку из отраслей, где быстро повышается производительность труда, численность иностранных работников может вырасти на 10–15%. Нынешние тенденции на рынке труда следует учитывать при формировании контрольных цифр приема в вузы, полагает заместитель министра.
Елена Мухтиярова, фото: Высшая школа экономики
В будущем, сообщила Елена Мухтиярова, планируется создать единые реестры иностранных рабочих и использующих их работодателей, причем последние получат право найма гастарбайтеров только при невозможности заполнить вакансию россиянами в течение длительного времени. Это позволит оперативно фиксировать происходящее на рынке труда и своевременно реагировать на вероятные проблемы, полагает чиновник. Повышение качества информационных систем позволит облегчить жизнь мигранта, работодателя и улучшить регулирование миграции.
Лилия Овчарова отметила, что миграция в Россию за последние десятилетия значительно изменилась: за первой волной русскоязычных жителей бывших республик СССР, стремившихся вернуться на историческую Родину, последовали мигранты с хорошим знанием русского языка, в последние годы многие гастарбайтеры, особенно приехавшие неофициально, почти не знают русского. Она посетовала на преобладание среди мигрантов неквалифицированных работников.
Председатель Совета по правам человека при Президенте Российской Федерации Валерий Фадеев обратил внимание на проблемы плохого знания русского языка детьми мигрантов. Их обучение в обычных школах приводит к одновременному нарушению прав всех учащихся: дети мигрантов не могут освоить учебную программу, а их одноклассники отстают из-за замедления объяснений учителями.
Валерий Фадеев, фото: Высшая школа экономики
По его мнению, детей, не знающих русского языка, следует предварительно обучать за счет бюджетных средств, при этом их доля в отдельных классах не должна превышать 20%. Также, по мнению председателя СПЧ, необходимо обратить внимание на проблему детей, особенно девочек, которые не ходят в школу по причине родительских запретов. Это, уверен Валерий Фадеев, грубое нарушение конституционных прав детей, которое следует пресекать.
Он также отметил важность «обеления» зарплат иностранных работников. Сейчас, по его данным, сумма невыплаченных ими в российский бюджет налогов достигает от 500 млрд до 1 трлн рублей. Стоит также задача выравнивания заработной платы. Нынешняя разница в заработках в бюджетном и в коммерческом секторах порождает отъезд наиболее квалифицированных и инициативных работников в столицы и регионы-лидеры, ослабление человеческого капитала регионов «исхода».
«Выравнивание заработной платы очень важно», — подтвердила Лилия Овчарова.
Михаил Маваши, фото: Денис Юнцев / Фонд Росконгресс
В сессии также принял участие блогер и общественный деятель Михаил Маваши. Он обратил внимание на негативные аспекты формирования национальных и религиозных анклавов в крупных городах России. Создаваемые в них нормы поведения и повседневные практики противоречат российским традициям и могут становиться питательной средой для формирования этнических преступных группировок.
В завершение Лилия Овчарова подчеркнула: сложная дискуссия подтвердила необходимость изменений миграционной политики. По ее мнению, часть проблем миграции возникли из-за привлечения российскими работодателями малоквалифицированных работников, готовых трудиться за низкую зарплату. «Корень надо искать здесь», — уверена Лилия Овчарова. Она полагает: для совершенствования миграции необходим перезапуск отношений между государством и диаспорами и их переход к совместным усилиям. «Надеюсь, что мы внесли свой вклад в обсуждение важной проблемы», — подытожила проректор ВШЭ.