Директор центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Евгений Куценко анализирует впечатления от выступлений на круглом столе «Актуальные модели управления креативными индустриями в регионах», модератором которого он являлся. Дискуссия прошла 3 июля 2023 года в рамках Российской креативной недели.
Я сам воспринимал это мероприятие как исследование — погружение в опыт семи разных российских регионов, среди которых столичный мегаполис (Москва), старопромышленный регион (Тюменская область), территории с сильным культурно-историческим бэкграундом (Новгородская и Псковская области), единственный российский анклав (Калининградская область), большая восточносибирская территория, сочетающая мегаполис и моногорода (Красноярский край), удаленный, даже по меркам Дальнего Востока, регион (Камчатский край).
Спикеры — органы власти и подведомственные им институты развития в сфере креативных индустрий.
И без всякого обсуждения понятно, что механика поддержки везде будет разная, так как она не может не быть ситуативной: каждый регион встроил новую тему в ту нормативную и организационную реальность, которая там уже сложилась. Искать здесь закономерности и уроки — дело бессмысленное. Но можно попробовать из выступлений спикеров ухватить ключевой подход, стратегию или кредо, характеризующие, что именно делает тот или иной регион, пытаясь развивать креативный сектор.
Каждый слушатель может сам составить свою собственную картину, попробовать найти закономерности или обратить внимание на интересующие его или ее аспекты (ознакомиться с видеозаписью дискуссии можно по ссылке). Но вот что увидел я.
Москва
Поддержка предпринимательства в креативном секторе без артикулированных отраслевых приоритетов, исходя из текущих потребностей бизнеса, его готовности к взаимодействию, потенциальных эффектов от поддержки.
Московская неделя моды, фото: Сергей Бойко / moscowfashion.ru
Москва не конкурирует с другими регионами России, позиционируя себя как конкурента крупнейших мировых мегаполисов. Отсюда — запуск проектов, в которых может участвовать бизнес из любого региона (речь идет не о релокации, а о помощи в поиске покупателей и партнеров). В такой широте заложена не социальная, а вполне коммерческая логика: привлекая на свои мероприятия (например, Московскую неделю моды) или платформы/акселераторы (Фабрика дизайна) участников со всей России, организаторы увеличивают ценность для потенциальных покупателей/заказчиков. Тем самым выигрывают все.
Опыт столицы представил Алексей Фурсин, руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы.
Тюмень
Использование промышленного потенциала как драйвера для развития креативных индустрий. Здесь я увидел две интересные задумки. Во-первых, выстраивание креативного окружения вокруг потребностей промышленного нефтегазового кластера (который в логике Минпромторга создан как межрегиональный, то есть Тюмень выступает координатором сети нефтегазовых компаний по всей стране). Во-вторых, есть попытка посмотреть на креативные индустрии в логике цепочек создания добавленной стоимости. Понятно, что, в отличие от промышленности, здесь не столько цепочки, сколько сети, однако в рамках этих сетей можно выделить лидеров (продукты, компании), которые зависят от других креативных индустрий, инфраструктуры, образования и пр. Тем самым возникает новый подход к структуризации креативного сектора — вокруг лидеров.
Опыт региона представил Алексей Краев, генеральный директор Тюменского агентства развития креативных индустрий.
Псков
Использование креативного подхода (не столько как набора конкретных индустрий, сколько как творческого начала, которое можно пробудить в любом деле) для возрождения сельских территорий. Акцент на архитектуре и мастер-планировании. Средовая логика: сначала надо преобразить окружающий мир, который, в свою очередь, настроит людей на креативный лад.
Опыт региона представила Юлия Белобородова, директор Фонда инвестиционного развития Псковской области.
Калининград
Гибкий подход стратегического консалтинга. Институт развития не ограничен жесткими планами и показателями, сам ищет ниши с высоким потенциалом развития, собирает сообщество и лоббирует меры поддержки. Отраслевой акцент — на видеоиграх. С одной стороны, у Калининградской области тут явные преимущества (рядом Европа, море, вся территория имеет статус особой экономической зоны со сниженным для ИТ порогом инвестиций). С другой стороны, как я понимаю, это самая сложная для господдержки тема, так как многие команды и ранее располагались на Кипре, а с 2022 года релоцировались окончательно. Плюс эта сфера требует значительных инвестиций и очень чувствительна к доступу к новым технологиям. Организационной работой тут ничего не добиться.
Опыт региона представила Валерия Гусейнова, директор Фонда креативных индустрий Калининградской области «Креспектива».
Красноярск
Креативные индустрии — приоритет высокого уровня. Четкие отраслевые приоритеты, продуманная управленческая логика (от миссии до межотраслевой координации за счет создания наблюдательного совета), партнерства с федеральными игроками, системный взгляд на меры поддержки.
Гастрономический фестиваль «Тайгастро», Красноярск: фото: goarctic.ru
Из любопытного — гастрономия среди приоритетов, а также нестандартная инициатива экспериментального реалити-шоу «Битва креаторов». Интересно будет посмотреть, что получится.
Опыт региона представил Александр Черников, директор АНО «Сибирский институт развития креативных индустрий».
Камчатка
Креативизация экономики как новый драйвер развития. Схожая логика со Псковом. Очень широкое понимание креативного сектора, вплоть до благоустройства, туризма и инноваций в рыбной промышленности. Из интересного — идея сотворчества, когда на Камчатку приглашаются лидеры креативных индустрий из других регионов (возможно, и стран, но это я сам додумываю) в формате, похожем на арт-резиденции, где они не просто работают сами, но взаимодействуют с местными творцами, развивая их, себя и среду. Думаю, подобный подход может быть интересен для многих регионов России, все же ставка на «выращивание» и на «свое» оправданна далеко не везде (хочется сказать резче — мало где).
Опыт региона представила Татьяна Журавлева, советник губернатора Камчатского края.
Новгород
Развитие МСП в креативных индустриях через образовательные программы, акселерацию и кластеры (воспринимаемые, как я понял, как пространства). Поддержка креативного сектора встроена в систему поддержки МСП в формате «Мой бизнес», то есть добавляется еще один сервис в рамках «одного окна». Звучит не очень масштабно, зато очень конкретно.
Опыт региона представил Юрий Весельев, директор Новгородского фонда развития креативной экономики.
Лучшие практики без кавычек
Что я хотел сказать и сказал по итогам блиц-погружения в семь разных миров?
Ряд экспертов и коллег из регионов, на мой взгляд, излишне проблематизируют разнообразие региональных подходов к развитию креативного сектора. Такие люди видят, что везде все по-разному, и думают: непорядок. Отсюда удивительная жажда федерального регулирования: нужен закон (пусть и ничего не регулирующий, но дающий определения), единый перечень индустрий, единые критерии, единый шаблон, как поддерживать (нечто похожее устаканилось в сфере МСП, вплоть до мельчайшей регламентации услуг, закупок и показателей).
Я считаю, что разнообразие региональных стратегий — это не слабость, а сила. В итоге именно такой искусственный эксперимент позволит выявить настоящие, без кавычек, лучшие практики, подсветит сильные команды, взрастит самостоятельность и вкус к изобретению нового (сами меры поддержки креативного сектора могут и должны быть креативными).
Федеральное регулирование хорошо, если мы твердо знаем, какие индустрии подлинно креативные, как их измерять, мониторить, поддерживать, если мы можем более-менее надежно планировать если не глобальное развитие отдельных индустрий, то хотя бы состояние собственной национальной экономики. В ситуации неопределенности (отчасти оправданной новизной этой темы для государства) нормотворческая спешка не выглядит уместной.
Креспектива фест, Калининград, фото: krespektiva.ru
И самое главное: а какая польза будет от нового федерального закона и перечня креативных индустрий? Как исследователю мне любопытно было бы узнать, что именно дала принятая пару лет назад Концепция развития креативных индустрий. Вспоминая опыт дискуссий при регулировании других сфер, я полагаю, что подобные установления нужны прежде всего самим органам власти, чтобы доказать самим себе и коллегам, ответственным за другие направления, что определенная сфера важна. То есть это инструмент внутриведомственной борьбы за приоритетность. Однако совсем не обязательно, что все высокие документы приведут к расширению мер поддержки. Увы, эти процессы слабо связаны. При этом оказывать поддержку можно и без зонтика из высоких документов: достаточно, например, постановлений правительства. Правильный вопрос не в том, как поможет законодательное определение креативных индустрий музыканту или гейм-дизайнеру, а в том, мешает ли его отсутствие уже сейчас поддерживать проекты (например, со стороны президентского Фонда культурных инициатив). Моя гипотеза, что не мешает. Однако неумелое регулирование может и навредить, если вдруг определения и критерии разойдутся с реальностью, сразу или по прошествии времени. Ведь поменять их будет тем сложнее, чем выше вы их зачем-то утвердили. Наш мир так устроен, что иногда определить что-то точно, особенно в юридически осмысленных терминах, сложнее, чем сделать. Это ровно так для простых объектов вроде стула или стола. Наивно ожидать иного и с креативными индустриями.
Поэтому вместо (или вместе с ожиданием) определений сверху важно не останавливать текущую работу. Как показали выступления, делается много полезного. Что важно, многие проекты из разных регионов имеют потенциал для взаимного усиления: где-то за счет вовлечения участников из других регионов, где-то — заказчиков, какие-то регионы могут выступать как живая лаборатория (по-другому — площадка для пилотирования) для конкретной креативной отрасли. Иногда можно сэкономить за счет устранения ненужного дублирования инициатив, а где-то — сложить силы и получить совсем другое качество. Конечно, было бы нелишним получить федеральную интерактивную карту всех проектов и инициатив из регионов, но регионы-лидеры уже сейчас, в проактивном режиме, могли бы начать складывать «снизу» своеобразные мета- или мегапроекты в сфере креативных индустрий. Ничто не мешает открыть межрегиональные клубы по отдельным креативным индустриям с организационной поддержкой наиболее заинтересованных регионов. Начать же можно с простого действия: определить в регионе человека или небольшую команду, которая бы организовала постоянный мониторинг проектов и инициатив из других регионов и вела переговоры по взаимовыгодному участию в них своих креативных предпринимателей. Заодно подобная команда могла бы смотреть на собственные инициативы как бы с точки зрения других регионов (то, что называют helicopter view), заранее уточняя их дизайн, закладывая в него возможность открытого взаимовыгодного межрегионального взаимодействия. Такая стратегия малых дел могла бы повысить эффективность текущих практических мероприятий и стать далее эмпирической основой для решения стратегических вопросов на национальном уровне.