Пандемия ускорила внедрение телемедицины. Цифровые решения позволяют упростить общение пожилого пациента с врачом и получать медицинскую помощь дома. Однако здесь нужны простые и дружественные интерфейсы, учитывающие возраст пациентов. Иначе они просто не смогут воспользоваться новыми технологиями. Об этом говорили эксперты на конференции в НИУ ВШЭ, посвященной поиску новых моделей развития здравоохранения.
Старший специалист Всемирного банка по вопросам здравоохранения Севиль Салахутдинова, старший научный сотрудник Института социальной политики (ИСП) ВШЭ Елена Селезнева и заместитель директора ИСП ВШЭ Оксана Синявская представили доклад «Использование цифровых технологий для улучшения оказания медицинских услуг пожилым людям: международный опыт и перспективы применения в России».
Ускорившийся процесс старения населения увеличивает нагрузку на систему здравоохранения из-за большого числа хронических заболеваний и повышенного риска травм у пожилых людей, напоминает Севиль Салахутдинова. Такая категория населения также чаще испытывает сложности в получении первичной медицинской помощи и взаимодействии с медучреждениями. Пандемия создала дополнительные трудности оказания медпомощи пожилым людям, карантин сократил число оказываемых медико-социальных услуг, а изоляция усилила проблемы в области психологического здоровья.
Дистанционные услуги способствуют координации работы врачей и среднего медперсонала, приближают помощь к месту проживания пожилых людей. А, например, технология, разработанная израильской компанией Tyto Care, позволила сократить число госпитализаций на 70%, долю пациентов, направленных в отделения неотложной помощи, — с 25 до 5%; 84% консультаций дали возможность избежать личного посещения врача.
«В мире происходит рост технологий телемедицины, их следует адаптировать для пожилых людей и оснастить дружественным интерфейсом», — считает Севиль Салахутдинова.
Елена Селезнева рассказала, что, по данным за 2019 год, около трети опрошенных старше 80 лет не обращались за медицинской помощью из-за недостаточной транспортной доступности медучреждений. Телемедицина позволяет устранить пространственный барьер, упростить обращение пожилого пациента к врачу и получать помощь дома, пока болезнь не запущена и не требует стационарного лечения. Пандемия ускорила внедрение телемедицины, дистанционные консультации активно применял Департамент здравоохранения Москвы в лечении нетяжелых больных коронавирусом.
Елена Селезнева привела еще один аргумент в пользу телемедицины. В отсутствие дистанционных консультаций их замещают рискованные неформальные практики, например советы сотрудников аптек и скорой помощи, часто не имеющих специального образования и не знающих особенностей пациента.
В то же время применение телемедицины может привести к новому неравенству, когда возможность получить медпомощь будет зависеть от качества оборудования, скорости связи и уровня владения цифровыми технологиями. «Нужны простые решения, облегчающие их использование. Технология очень перспективна для лечения и контроля здоровья, но необходимо учитывать социальные риски», — подытожила Елена Селезнева.
Свои соображения о перспективах развития технологий для улучшения качества медицинского обслуживания высказали также профессор эпидемиологии Лондонской школы гигиены и тропической медицины, главный научный сотрудник Международной лаборатории исследований населения и здоровья ВШЭ Дэвид Леон, заведующий отделом инновационных программ Центральной научно-исследовательской лаборатории Северного государственного медицинского университета Александр Кудрявцев, ассоциированный профессор Лондонской школы гигиены и тропической медицины Эрика Ричардсон и директор по проектной деятельности ассоциации «Национальная база медицинских знаний» Андрей Алмазов.
Дискуссия о телемедицине прошла в рамках организованной НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» и Всемирным банком конференции «Новые вызовы демографического, эпидемиологического и медико-технологического развития: поиск новых моделей развития здравоохранения».
Фото: iStock