Сегодня Россия, как и весь мир, столкнулась с новыми шоками на фоне трансформации глобальной экономики и торговли. Как на эти вызовы отвечает квантовая логистика? Об этом в материале для HSE Daily рассказывает Виктор Сергеев, профессор, научный руководитель Международного центра управления цепями поставок (МЦ УЦП) НИУ ВШЭ. Недавно центр запустил программу профессиональной переподготовки персонала компаний «Квантовая логистика».
За последние годы современный мир столкнулся с большим количеством непредвиденных обстоятельств, которые существенно изменили приоритеты логистики и управления цепями поставок (УЦП). Наиболее ощутимое влияние на логистику и функционирование цепей поставок оказали мировой экономический кризис, пандемия COVID-19 и санкции, введенные против РФ, которые в том числе помогли бизнесу обратить внимание на неэффективность классической логистики, подчеркнули важность цифровизации и автоматизации логистических процессов. Дисбаланс спроса и предложения, вызванный беспрецедентным санкционным давлением, приводит к негативному влиянию на доходность российских компаний; логистические операции дорожают, риски увеличиваются, производственные мощности не используются; становится все сложнее обеспечивать регулярные поставки сырья и запасных частей; кардинально меняются логистические бизнес-процессы и структура цепей поставок.
Для нивелирования указанных рисков компаниям необходимо оперативно пересматривать цепи поставок и логистические бизнес-процессы, сделать их более автоматизированными и гибкими, а также развивать системы управления устойчивостью и надежностью цепей поставок, которые обеспечивают информацией специалистов по логистике и УЦП, способных самостоятельно влиять на эти процессы, балансируя спрос и предложение. Именно это позволит компаниям сохранять свою клиент-ориентированность, динамичность и гибкость. Бизнес все чаще обращает внимание на развитие цифровых технологий логистики/УЦП (Digital SCM/Logistics) в разрезе повышения оперативности и маневренности (Agile Logistics), управления устойчивостью цепей поставок (идеология ESG), повышения видимости и прозрачности цепей поставок, что препятствует росту логистических затрат и снижает риски.
Век классической логистики, когда цепи поставок и поставщики ресурсов/услуг не менялись годами, а иногда и десятилетиями, логистические бизнес-процессы были хорошо отлажены и стабильны, риски — предсказуемы и минимальны, ушел в прошлое. Большинству компаний приходится менять буквально на ходу поставщиков материальных ресурсов и логистических операторов, заниматься параллельным импортом, изобретая все новые, как правило дорогостоящие, маршруты доставки компонентов, комплектующих и готовой продукции, переходить на новые IT-системы и приложения поддержки логистики/УЦП и т.п.
Фото: iStock
Указанные обстоятельства привели бизнес к неизбежному выводу, что логистику и УЦП надо кардинально менять, приспосабливаясь к обозначенным вызовам, а также учитывая взрывной рост объемов электронной коммерции (интернет-торговли), широкое применение инновационных цифровых технологий в экономике.
Термин «квантовая логистика», который появился в России совсем недавно, является собирательным образом, отражающим тот непреложный факт, что сегодняшняя логистика должна быть быстрой, умной, ориентированной на клиента, гибкой, устойчивой к рискам и цифровой. Особое внимание в квантовой логистике уделяется оперативности реакции логистической системы на возможные сбои, вызванные вышеуказанными макроэкономическими факторами и высокой неопределенностью внешней среды. В большой степени именно эта аналогия оперативности принятия оптимальных решений в логистике со скоростью вычислений квантовых компьютеров послужила основанием возникновения термина «квантовая логистика».
Наименование «квантовая» отражает и реально используемые квантовые алгоритмы в маршрутизации и диспетчеризации транспорта и дислокации объектов производственно-логистической инфраструктуры в цепях поставок. Квантовая логистика включает также новейшие тенденции развития логистики на современном рынке: омниканальную логистику, логистику последней мили, логистику маркетплейсов, циркулярную логистику (поддержка жизненного цикла продукта), цифровую логистику и др.
Одна из областей, в которой эксперты видят наибольшие коммерческие перспективы для логистики и УЦП, — это комбинаторная оптимизация, то есть решения, требующие все большего уровня вычислительной мощности и обработки огромного объема информации (Big Data). Квантовый компьютер сможет справиться с тысячами задач со множеством вариаций (например, с оптимальной загрузкой портовых мощностей и составлением расписания захода в порты сотен судов в глобальных цепях поставок, что является непосильной задачей для классических компьютеров). Такие способности решать многопараметрические и многокритериальные задачи позволили бы повысить эффективность международной логистики.
В настоящее время в России идет масштабная цифровизация экономики, которая затрагивает и логистическую отрасль, существенно изменив приоритеты логистики и УЦП. Большинство компаний РФ практически во всех отраслях, а также логистические провайдеры обладают разветвленной логистической инфраструктурой, включающей фулфилменты с высоким уровнем автоматизации, терминалы, распределительные центры и другие объекты. В этой инфраструктуре широко применяются различные информационно-компьютерные системы (КИС ERP-класса), робототехника, автоматизированные системы управления складом и транспортом (WMS/TMS), интеллектуальные транспортные системы. В операционной логистической деятельности активно используются цифровые технологии Big Data, IoT, BlockChain, AR/VR, AI, ML, беспилотная техника (транспортные средства без водителя, дроны).
В логистике и УЦП указанные выше цифровые технологии применяются при планировании, контроле и мониторинге цепей поставок, в частности в IT-приложениях IBP, SCP, SCEM, SCMo, Control Tower, Command Centre и др. Активно ведется разработка бизнес-моделей и IT-архитектуры интегрированной информационной поддержки Digital SCM/Logistics, а также решений для реализации электронного бизнеса в цепях поставок: e-Procurement, e-Fulfilment. Поводятся исследования перспектив создания гибких и динамичных цепей поставок в цифровой экономике, увеличения прозрачности и прослеживаемости товарных и информационных потоков в цепях поставок (SCEM, HVSC), обеспечения цифрового мониторинга цепей поставок в реальном масштабе времени (Real-time Transportation Visibility Platforms — RTTVP).
Интенсивно развивается концепция e-SCM, виртуального предприятия цепи поставок, принципов формирования единого информационного пространства в разрезе использования облачных сервисов, инструментов и технологий EDI, ECM, e-Collaboration, сети Multi-party Supply Network (MPSN). Все это имеет прямое отношение к квантовой логистике.
В последние несколько лет наблюдается буквально взрыв интереса бизнеса к искусственному интеллекту (AI). Трудно сейчас представить решения Digital SCM/Logistics, в которых так или иначе не использовались бы элементы AI. Среди продвинутых решений по цифровой логистике и УЦП, в которых используется искусственный интеллект, можно указать складскую робототехнику, беспилотный транспорт, интеллектуальные транспортные системы, приложения по оптимальной маршрутизации перевозок и дислокации объектов логистической инфраструктуры, системы интегрированного бизнес-планирования цепей поставок, системы редизайна сетевой структуры цепей поставок, системы контроля и мониторинга цепей поставок — Supple Chain Control Tower (3.0/4.0), IT-платформы MPSN и RTTVP и др.
Фото: iStock
Разработка, адаптация и внедрение прикладных задач квантовой логистики требует наличия специалистов, обладающих релевантными логистическими компетенциями и хорошо владеющих знаниями в области современных информационных систем и технологий. Поэтому, учитывая значимость внедрения в бизнес инструментария квантовой логистики, Международный центр управления цепями поставок (МЦ УЦП) НИУ ВШЭ разработал одноименную программу профессиональной переподготовки персонала компаний.
Целью программы «Квантовая логистика» является определение ориентиров и перспективных векторов инновационного развития персонала компаний в области Digital SCM/Logistics на основе цифровых технологий и искусственного интеллекта, учитывающее ориентацию на тренды цифрового экономического пространства. Программа не имеет аналогов в РФ и позволит дать выпускникам ключевые навыки и компетенции в области инновационных цифровых решений по логистике/УЦП.
Акцент в программе сделан на основных конкурентных преимуществах, достигаемых компаниями, использующими инструменты квантовой логистики в направлении повышения устойчивости и надежности цепей поставок.
Программа стартует 29 марта этого года. Ждем вас на нашей программе!