Наука о человеке, а не о медалях: Вышка исследует психологию спорта

Фото: iStock
Фото: iStock

Как помочь спортсмену сохранить психологическую устойчивость и после завершения карьеры, зачем атлету нужен личный бренд и почему спорт и образование не должны противостоять друг другу — эти темы обсудили участники семинара НУЛ исследований спорта НИУ ВШЭ с участием спортивного психолога Константина Бочавера.

В Научно-учебной лаборатории исследований спорта НИУ ВШЭ прошел семинар, посвященный новым подходам в психологии спорта. Доклад «Измеримое и непонятное: научные задачи современной психологии спорта» представил практикующий спортивный психолог, ведущий научный сотрудник научно-учебной лаборатории психологии салютогенной среды НИУ ВШЭ, член международного сообщества FEPSAC Константин Бочавер.

Представляя докладчика, заведующий НУЛ исследований спорта Дмитрий Дагаев отметил большую практику докладчика в консультировании спортивных команд и опыт академических исследований психологии спорта.

Константин Бочавер подчеркнул, что изучение спортивной психологии требует комплексных и междисциплинарных подходов, где сочетаются медицина, физиология, психология, применения статистических методов и прогностических моделей и одновременно психотерапевтической работы.

Он пояснил, что отечественная спортивная психология с 1990-х гг. применяет методы, используемые в большинстве стран мира, и не имеет существенных национальных черт. По его мнению, спортивная наука, несмотря на события последних лет, остается международной, сотрудничество специалистов в создании модели устойчивого развития спортсменов продолжается.

Константин Бочавер

Далее докладчик сделал краткий экскурс в историю спортивной психологии. Она была частью единой спортивной науки, появившейся в конце XIX в., одновременно с современным олимпийским движением. Спортивная наука долго не разделялась по отраслям, изучавшие ее могли быть терапевтами, неврологами и спортсменами.

Одним из основателей отечественной спортивной науки можно назвать Петра Лесгафта, начавшего свои исследования в этот период, а в СССР – Александра Нечаева, чья работа прервалась из-за его ареста и ссылки.

В СССР спортивная психология появилась в послевоенный период, сразу разделившись на ленинградскую (Авксентий Пуни) и московскую (Петр Рудик) школы. Докладчик подчеркнул, что несмотря на железный занавес, советские спортивные психологи были востребованы на мировом уровне. Среди психологов-практиков было немало бывших спортсменов, в частности гребец, неоднократный чемпион Европы и серебряный призер Олимпиады в Хельсинки Леонид Гиссен.

Распространение спорта высоких достижений показало, что психологов-специалистов недостаточно, возникло созданное Геннадием Горбуновым направление психопедагогики, предполагавшее, что сами спортсмены освоят психологические навыки, займутся самовоспитанием, вычленив важные компоненты подготовки.

В советские годы создавались комплексные научные группы при сборных командах разных видов спорта, например по баскетболу, которая выиграла Олимпиаду 1988 г. Они не располагали базами данных, компьютерами и технологиями быстрого обмена информацией, но тем не менее взаимодействовали, чтобы добиваться успехов.

Сейчас спортсмены и часто не афишируют работу со вспомогательными специалистами, и спортивные ученые отчасти превратились в секретное оружие, о применении которого спортсмены предпочитают умалчивать, а сами ученые, в том числе психологи, редко рассказывают о своей работе.

В конце XX в. спортивная психология разрешила проблему, как учитывать стресс атлета во время выступлений, а переехавший из СССР в Европу Юрий Ханин разработал прогностические модели для оценки стресса в период состязаний и сформулировал идею зоны оптимального функционирования. Тема спортивного стресса исчерпала себя и появились дифференцированные схемы психологической подготовки, разделившие ее на разные факторы.

В начале XXI в. спортивная психология перешла к новому пониманию своих задач: не концентрироваться на достижении победы, рассматривать атлета, как целостную личность, чтобы помочь ему преодолеть спады формы, травмы и содействовать в преодолении кризиса после завершения карьеры, когда спортсмен нередко буквально оказывается перед пропастью из-за отсутствия других интересов и навыков, полезных в обычной жизни.

Фото: iStock

Сейчас, полагает Константин Бочавер, необходима эволюция от советской системы с феноменальной результативностью к порядку, когда спорт стал массовым. Пока массовый спорт и спорт высших достижений мало пересекаются, но если предположить, что он будет развиваться по модели Финляндии, где разными видами физкультуры занимаются 80-90% населения и поддерживаются наиболее талантливые спортсмены, то они смогут выступать на крупных соревнованиях без ущерба повседневной жизни, не разделяя постоянные занятия и тренировки ради достижений.

Если элитный спорт станет менее этатистским, а массовый спорт будет поддерживаться на разных уровнях (от местного самоуправления и малого бизнеса до высшего государственного и крупных корпораций), он может стать основой для источника кадров и устойчивого развития для спорта высших достижений.

Сейчас спортивные психологи изучают серию проблем, первая из которых дихотомия между выбором спорта и учебы, крайне затруднительное совмещение атлетической и обычной жизненной карьер, поскольку спортсмен не нужен за пределами спорта, вузы во многих странах нелояльны к студентам-атлетам, отсутствует система прецедентов и системность успешного сочетания учебы и спорта.

Во многом это связано с системой ОГЭ-ЕГЭ-ВУЗ. Человеку крайне трудно определиться, поскольку спорт, учеба и их педагоги противостоят друг другу, а родители нередко усложняют проблему, не проявляя должного стремления в поиске удачных примеров сочетания спортивных и академических достижений. Если дети выбирают спорт, но хотят учиться, тренеры негативно относятся к их стремлению поддерживать высокую успеваемость, а школы и особенно вузы часто нелояльны к спортсменам.

Младший научный сотрудник НУЛ исследований спорта, член правления Ассоциации компьютерных наук в спорте Глеб Васильев отметил, что успешная карьера и учеба предполагают большое время для достижения результата, поэтому спортсмены и их окружение должны понимать определенные сложности при одновременном выполнении двух и более задач и постоянно искать примеры успешного сочетания разных видов деятельности, а сами такие примеры должны распространяться.   

По мнению заведующего Научно-учебной лаборатории исследований спорта Дмитрия Дагаева, избежать подобных ситуаций может разъяснение педагогам и тренерам важности совмещения учебы и спорта.

Константин Бочавер обратил внимание, что эти проблемы следует решать не только психологам, необходимы системные меры по мониторингу школ и успешности детей, совмещающих спорт и учебу. Он привел пример Германии, где работу детского тренера оценивают не только по текущим результатам, но и доле детей, перешедших на следующий уровень и по ощущению учениками их психологического благополучия.

Еще одной проблемой спортсмена, особенно практикующего не самые популярные виды состязаний без существенной коммерческой составляющей – совмещение повседневной работы для получения дохода и спорт, которую не всегда просто совмещать с физической нагрузкой.  

Сейчас значительная часть спортивных дисциплин финансируется бизнесом. Но для инвестиций бизнеса в спорт спортсмен должен что-то из себя представлять и быть медийным, причем создавать позитивный собственный образ и имидж своего вида спорта, не попадая в скандалы. Атлету также важно понимать, как это делать на пользу и одновременно сохранять баланс между стремлением нравиться публике и оставаться собой.

Личный бренд становится источником благополучия и стресса одновременно, но позволяет формировать карьеру будущего. Эта тема требует фундаментальных и прикладных исследований, полагает докладчик.

Он также обратил внимание, что людей мотивируют к занятиям физкультурой в основном негативным подталкиванием, им говорят об избегании гиподинамии и болезней. Поэтому, несмотря на значительное расширение возможностей физической активности, реальный уровень регулярных занятий существенно ниже рекомендаций ВОЗ. Важно найти позитивную мотивацию и решение, позволяющее повысить уровень занятий физкультурой и, следовательно, здоровья.

Кроме того, Константин Бочавер подчеркнул необходимость лонгитюдных исследований, превышающих длительность карьеры одного спортсмена, позволяющих накопить большой массив данных, важных для изучения мотивов занятий спортом, предикторов ментальной прочности.

Дата публикации: 20.10.2025

Автор: Павел Аптекарь

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: