Каковы базовые термины цифровой экономики, почему природоподобный подход позволит эффективнее регулировать сетевые платформы, к чему может привести гипотетическое слияние бизнес-империи Илона Маска и китайского IT-гиганта ByteDance? Эти и другие вопросы обсуждались в Рио-де-Жанейро на Форуме по цифровой конкуренции БРИКС+, который провели Международный центр конкурентного права и политики БРИКС НИУ ВШЭ, Школа права Университета FGV и Административный совет по экономической защите Бразилии (CADE).
Представители антимонопольных ведомств, а также эксперты и исследователи со всего мира обсудили вызовы и новейшие практики в области обеспечения конкуренции на цифровых рынках.
В рамках первого дня форума состоялась 6-я встреча Рабочей группы БРИКС по исследованию проблем конкуренции на цифровых рынках. Также прошла презентация очередного этапа совместного проекта по экоантитрасту Международного центра конкурентного права и политики (Антимонопольного центра) БРИКС НИУ ВШЭ и Международного института прикладного системного анализа (IIASA).
В рамках второго дня форума был проведен семинар, посвященный рефлексии по представленной ранее концепции экоантитраста. Кроме того, состоялась стратегическая сессия по кейс-стади: была смоделирована ситуация гипотетического слияния двух цифровых систем для обсуждения потенциала и возможностей взаимодействия антимонопольных ведомств стран БРИКС+. Завершила форум презентация книги исследовательской группы СyberBRICS «Цифровые экосистемы: перспектива Бразилии».
В работе форума участвовали представители стран — партнеров БРИКС и стран — кандидатов на вступление в объединение — Аргентины, Египта, Казахстана, Узбекистана.
Базовые термины для цифровой экономики
Открывая работу форума, директор Антимонопольного центра БРИКС Алексей Иванов отметил, что Бразилия — динамично развивающаяся и «постоянно переизобретающая» себя страна. Схожими качествами отличается и цифровая экономика, поэтому антимонопольным органам также стоит развивать более гибкий, подходящий для цифровой эпохи инструментарий и адаптироваться к условиям перманентного кризиса, заметил он.
Модератором заседания Рабочей группы БРИКС по ИКТ и высокопроизводительным вычислительным системам выступил Рикардо Медейрос де Кастро, заместитель главного экономиста Административного совета по экономической защите Бразилии (CADE). Профессор НИУ ВШЭ Светлана Голованова и профессор Федерального университета Рио-де-Жанейро (UFRJ) Эдуардо Понтуал Рибейро представили исследование многосторонних (т.е. предоставляющих возможность прямого взаимодействия между двумя или более пользователями или группами пользователей) платформ и опыта стран — членов БРИКС в их регулировании.
Николо Зингалес, профессор Школы права Университета FGV, выступил с масштабным докладом о цифровых рынках, подготовленным CADE при участии конкурентных ведомств стран БРИКС. Центральной идеей доклада стала необходимость формирования общего терминологического аппарата для регуляторов стран БРИКС. Предстоит договориться об определении таких базовых для цифровой экономики терминов, как «цифровая платформа», «агрегатор», «цифровые экосистемы».
Представители конкурентных ведомств БРИКС рассказали о заметных антимонопольных кейсах на цифровых рынках своих стран. Шри Раджиндер Кумар, директор по экономике Комиссии по конкуренции Индии, упомянул о двух недавних делах этой комиссии против Google. В первый раз компания была оштрафована за использование своего доминирующего положения на рынке устройств c ОС Android. Во второй — за запрет использовать сторонние платежные системы в Play Store. В обоих случаях штрафы Google составили больше 100 млн долларов.
В поддержку выработки общей терминологии для совместного регуляторного подхода к цифровым рынкам высказался Итумеленг Лесофе, старший правовой аналитик Комиссии по конкуренции Южной Африки. Он подчеркнул важность исследований, которые помогают увидеть картину в целом. Так, проведенное Комиссией по конкуренции ЮАР «Исследование рынка онлайн-платформ» показало, как Google влияет на разные сферы экономики страны. В частности, было установлено, что Google Search играет важную роль в направлении потребителей на различные платформы и таким образом влияет на конкуренцию платформ.
Андрей Цыганов, заместитель руководителя ФАС России, заявил, что рынкам БРИКС нужны общие антимонопольные принципы. Антимонопольные регуляторы стран БРИКС должны разработать единые модели взаимодействия между участниками рынков для защиты конкуренции.
«В рамках СНГ и БРИКС компании уже могут раскрывать информацию по сделкам слияния и поглощения. Мы могли бы рассмотреть возможность разработки модельных принципов взаимодействия между участниками рынков стран БРИКС в целях защиты конкуренции», — сказал он. По мнению Андрея Цыганова, такая практика также могла бы получить распространение при взаимодействии с экономическими операторами других государств.
«Мы будем и далее укреплять наше практическое сотрудничество в области правоприменения с учетом недавнего успешного опыта по рассмотрению сделки слияния Bayer и Monsanto в 2018 году и расследований антиконкурентных практик Apple и Booking в 2020 году», — добавил он.
Экоантитраст для БРИКС
Сложная природа цифровых экосистем диктует необходимость адаптации антимонопольного законодательства к реалиям новой экономики. Алексей Иванов отметил, что многие IT-гиганты (Tencent, Microsoft, Alibaba и др.) определяют себя как экосистемы и представляют собой гибкие, адаптивные структуры, феномен которых не ухватить, используя логику и регуляторный инструментарий индустриальной эпохи. Подходящим механизмом регулирования может стать экоантитраст — метод, построенный на аналогии цифровых и природных экосистем.
Алексей Иванов, фото: Высшая школа экономики
«Антимонопольные органы могут использовать природный подход к регулированию в той же мере, в какой коммерческие компании переняли идеи из экологии и биологии для организации своих стратегий и бизнес-процессов», — подчеркнул он.
Антитраст как эффективный и адаптивный инструмент возник в ответ на неспособность регуляторов конца XIX — начала XX века уловить природу нового бизнеса — первого большого треста Standard Oil, который ускользал от регуляторных мер. Сегодня конкурентные ведомства разных стран схожим образом не могут уловить природу цифровых экосистем. Активность правоприменителей чаще всего носит фрагментарный, несистемный характер. Необходимо выработать общий подход в вопросах регулирования конкуренции, как это удалось в вопросах экологии и климатической повестки.
«Ведомства стран БРИКС уже применяют экологическую методологию для рассмотрения поведения игроков на цифровых рынках, при выявлении антиконкурентных практик и анализе сделок, — говорит Алексей Иванов. — В рамках рабочей группы сегодня была достигнута договоренность, что антимонопольные органы стран БРИКС выпустят совместный документ, который будет содержать методические рекомендации и описывать терминологический аппарат совместного регуляторного подхода к цифровым рынкам».
Программный директор IIASA Елена Ровенская представила проведенную в рамках проекта по экоантитрасту адаптацию модели межвидовой конкуренции Лотки — Вольтерры в применении к цифровым экосистемам. Она обозначила сходство характеристик цифровых экосистем и комплексных адаптивных систем в природе: гибкость, адаптивность, самоорганизация, способность методом проб и ошибок развивать качества, необходимые для развития, и отбрасывать ненужные и т.д.
Цифровые платформы не ведут себя как машины, следовательно, и регулироваться должны не механистически, подчеркнула она: «В логике экоантитраста антимонопольные регуляторы — не механики, а садовники, работающие с живой природой и корректирующие направление ее развития».
Кейс-стади: сможет ли Маск купить ByteDance
Во второй день форума Антимонопольный центр БРИКС провел стратегическую сессию по кейс-стади. Была смоделирована ситуация гипотетического слияния бизнес-империи Илона Маска и китайского IT-гиганта ByteDance. Участникам предложили обсудить потенциал и возможности взаимодействия антимонопольных ведомств стран БРИКС+ по данной сделке.
Модерировали встречу Кайо Марио Перейра Нето, профессор Школы права Фонда Жетулиу Варгаса, и Эдуардо Габан, директор Бразильского института конкуренции и инноваций.
Алексей Иванов и Дарья Котова, эксперт Антимонопольного центра БРИКС, представляя кейс, подчеркнули, что ByteDance владеет разнообразными активами (включая популярный сервис коротких видео TikTok), поэтому сделка позволит Илону Маску получить выход на китайский рынок и привлечь перспективную молодую аудиторию. В свою очередь, китайской корпорации сделка будет выгодна как возможность получить обширные инвестиции. Слияние затронет интересы стран БРИКС, особенно с учетом того, что Индия и Бразилия обеспечивают существенную долю подписчиков недавно приобретенной Маском соцсети Twitter, которую тот позиционирует как «общую цифровую городскую площадь» для свободных высказываний со всего мира.
Густаво Аугусто Фрейтас де Лима, комиссар CADE, отметил, что предложенная сделка затрагивает важнейший вопрос о персональных данных. В отношении компаний, владеющих большими массивами данных, регуляторам бывает непросто принять масштабные меры. Из наиболее реальных для Бразилии — условие о 5-летнем запрете на приобретение компаний на соответствующем рынке. Пауза позволит рынку переформироваться и восстановить баланс сил. Также можно ввести правило об обязательном уведомлении о сделках, даже если размер активов компаний и их обороты могут недотягивать до ценового порога, предполагающего согласование с регулятором.
С этим согласился и Махмуд Момтаз, председатель Египетского ведомства по вопросам конкуренции, подчеркнувший, что в подобных сделках важно учитывать, как действия регулятора скажутся на состоянии рынка в будущем — помогут ли сохранить состязательность и не подорвут ли развитие инноваций.
На важных условиях для успешной международной кооперации в своем выступлении остановился Тембинкоси Бонакеле, экс-комиссионер Комиссии по конкуренции ЮАР. Он рассказал об опыте работы в Международной конкурентной сети (International Competition Network, ICN) — объединении антимонопольных органов различных стран мира, ориентированном на усовершенствование правоприменительной практики и выработку предложений по сближению антимонопольного законодательства стран.
Для анализа предполагаемой сделки потребовался бы прямой контакт представителей конкурентных ведомств БРИКС как с сотрудниками компаний Илона Маска, так и друг с другом, убежден он. «Для кооперации необходимо финансирование — чтобы аналитики могли перемещаться и встречаться друг с другом. Важно, чтобы личные встречи проходили не только на уровне глав ведомств, но и между другими сотрудниками. При неформальном общении обмен информаций идет гораздо эффективнее», — считает Махмуд Момтаз.
Представители ведомств по защите конкуренции пришли к выводу, что не позволят Маску расширить свою империю без выполнения определенных условий со стороны компаний. Сделка Twitter/ByteDance может быть согласована только с использованием средств восстановления конкуренции. Возможные меры со стороны регуляторов могут включать создание общего доверенного лица для контроля за соблюдением условий регуляторов по сделке, требование разделить компании (например, запретить Twitter объединяться с TikTok), наложение на игроков дополнительных социальных обязательств, требование раскрыть алгоритмы и ключевые технологии, запрет входа на национальные рынки отдельных бизнесов и т.д.
«Наши антимонопольные учения продемонстрировали, что ведомства БРИКС+ готовы к углубленной кооперации по глобальным сделкам. На уровне наших правительств мы должны требовать от цифровых монополий соблюдения наших условий и должны принимать решения по глобальным сделкам консолидированно и уверенно», — заключил Алексей Иванов.