Фрилансеры — автономные работники, выполняющие заказы бизнеса и частных лиц на интеллектуальные виды деятельности, стали заметным явлением на российском рынке труда. Накануне пандемии фрилансеры составляли 1,5% занятых в отечественной экономике. Они молоды и хорошо образованны и достаточно редко лично общаются с заказчиками. Основные типы их деятельности — дизайн, подготовка текстов (в том числе перевод), поддержка и разработка сайтов и приложений, а также оказание интеллектуальных услуг, инжиниринг и фотография. За время исследований российский фриланс несколько повзрослел: «вольные художники» все чаще обзаводятся семьями и детьми. При этом, вопреки популярным заблуждениям, фрилансеры в основном живут в России, лишь единицы предпочитают жить рядом с теплыми морями.
В Лаборатории экономико-социологических исследований (ЛЭСИ) ВШЭ была представлена недавно вышедшая в Издательском доме ВШЭ монография старших научных сотрудников лаборатории Дениса Стребкова и Андрея Шевчука «Что мы знаем о фрилансерах. Социология свободной занятости».
Денис Стребков отметил: соавторы изучали фриланс с 2005 года, когда тот был еще малозаметным явлением на рынке труда, совместно со студентами, благодаря университетскому гранту «Учитель и ученик». Сейчас этот вид занятости стал значимым, ежегодно о нем публикуются сотни статей в СМИ.
Затем у соавторов возникла идея обсудить набор мифов и представлений о фрилансе, в том числе о сверхвысоких заработках, ночном характере работы, жизни на курортах и молодости большинства работников. Однако впоследствии они предпочли иную структуру. Денис Стребков подчеркнул: «Мы решили сделать книгу живой, писать не академическим языком, позволяли себе стилистические вольности, потому что хотели, чтобы она попала не только к исследователям, но и к массовому читателю и самим фрилансерам».
Он также сообщил, что содержание и структура книги менялись: сначала были подготовлены главы про доходы и географию, а первую главу о фрилансе как явлении написали последней, перед сдачей в издательство.
Авторы провели ряд исследований, в том числе четыре переписи фрилансеров в 2009–2019 годах, каждая из которых охватила от 2100 до 10 600 пользователей сайта FL.ru, а также исследования заказчиков в 2010 и 2020 годах. Было собрано в общей сложности более 300 интервью, также привлекались большие данные. Ученые стремились изучить жизнь фрилансеров, социальную структуру самозанятых работников, их основные профессии, путь от наемной занятости во фриланс, трудовые ценности, способы организации и режим труда, способы поиска работы и заказчиков, конфликты между фрилансерами и заказчиками и способы их разрешения.
Денис Стребков особо поблагодарил за совместную работу выпускников ВШЭ Максима Маркова, Марину Спирину, Алексея Тюлюпо и рецензентов.
Соавтор монографии Андрей Шевчук назвал издание книги большой победой и прекрасным примером командной работы, подкрепляющей силы друг друга, когда соавторы готовы помочь в трудную минуту. «Я отношусь к книге отчасти как к историческому роману: мы запечатлели целую эпоху развития фриланса, сейчас начинается новая», — сказал он.
Соавторы использовали специализированное понимание термина «фрилансер», предполагающее, что его носитель имеет три ключевые составляющие: организационную (самозанятость), властную (трудовая автономия) и профессиональную (интеллектуальный труд).
К 2021 году на русскоязычных биржах удаленной работы было зарегистрировано около 18 млн аккаунтов. Опыт исследований, пишут авторы, показывает, что активными фрилансерами можно назвать только 1 млн из них, что составляет около 1,5% занятых в отечественной экономике. Эти данные, уточняют Стребков и Шевчук, не учитывают работников, связывающихся с заказчиками напрямую, через социальные сети или через англоязычные порталы поиска работы.
В цифровую эпоху фрилансер превратился из обслуживавшего локальный спрос профессионала в платформенного работника, подключенного к транснациональному и, вероятно, глобальному рынку труда.
Авторы выяснили предпочтительные занятия «свободных художников» (респонденты могли дать несколько вариантов ответа, поэтому сумма превышает 100%).
Наиболее распространенными видами деятельности фрилансеров в 2019 году являлись дизайн и графика (37% опрошенных). 29% пишут тексты, в том числе придумывают рекламные материалы и слоганы, пишут речи для официальных лиц, статьи для печатных и сетевых изданий. Трудности работы копирайтеров ярко описал еще в 1885 году в рассказе «Писатель» А.П. Чехов. «Того не понимаете, что я, может, когда сочинял эту рекламу, душой страдал. Пишешь и чувствуешь, что всю Россию в обман вводишь», — говорит его герой заказчику-купцу.
22% опрошенных заняты разработкой и поддержкой интернет-сайтов, в том числе веб-проектированием и программированием, а также содержательным наполнением и администрированием.
Около 20% «свободных художников» оказывают своим клиентам рекламные, маркетинговые, консалтинговые, образовательные и юридические услуги.
15% разрабатывают компьютерные системы, сайты и приложения, в том числе компьютерные игры, чат-боты, занимаются парсингом данных.
Относительно немногочисленные группы (по 7–8%) заняты в области инжиниринга, фотографии и видео, а также занимаются переводами с иностранных языков.
Авторы также указали, что фрилансеры отличаются высоким уровнем человеческого капитала и накопленного образования: в разные годы от 54 до 70% респондентов имели высшее образование и/или ученую степень и бизнес-образование. С 2009 по 2019 год вдвое, с 26 до 13%, снизилась доля работников с неоконченным высшим образованием, а со средним специальным и средним — колебалась: снизилась с 20 до 15% в 2009–2014 годах, затем вернулась к первоначальной в 2019-м.
Как показал опрос заказчиков в 2020 году, фрилансеры чаще работали на малый бизнес (44%), 21% — на частных лиц, 18% — на индивидуальных предпринимателей, еще 17% — на средние и крупные компании.
В подавляющем большинстве случаев заказчики и исполнители не знакомы: об отсутствии личных контактов сообщили 66% опрошенных на сайте FL.ru в 2011 году и 85% — в 2019-м.
Вопреки распространенным представлениям о стремлении фрилансеров к оседанию в теплых краях, лишь около 0,5% опрошенных живут в Средиземноморье или в теплых странах Азии.
А вот представление о том, что фриланс — дело молодых, скорее подтвердилось: по данным переписи фрилансеров 2019 года, 45,3% удаленных работников умственного труда были младше 30 лет, а по данным сайта FL.ru — даже более 50%. Тем не менее за 10 лет, в течение которых проводились исследования, отечественный фриланс повзрослел: доля «свободных художников» старше 31 года выросла с 22 до 54%, в том числе старше 41 года — с 6 до 21%.
Самыми популярными мотивами перехода на фриланс в 2019 году были усталость от наемной работы (45%), необходимость дополнительного заработка (38%) и превращение хобби в работу (32%). Изменения налицо: в 2009 году главным мотивом были деньги, затем хобби и только потом усталость от обычной работы.
Главными преимуществами удаленной работы фрилансеры называют свободный график (88%), возможность совмещать ее с домашними делами и экономию времени и средств на дорогу (70 и 69% соответственно). Отрицательные моменты — продолжение достоинств работы дома: 46% жалуются, что их отвлекают члены семьи, 43% — что трудно сосредоточиться из-за близости соцсетей, книжного шкафа и холодильника, 40% говорят, что их загружают домашними обязанностями.
Рецензент, старший научный сотрудник Лаборатории сравнительных социальных исследований имени Рональда Франклина Инглхарта ВШЭ Наталья Соболева, отметила яркий язык книги. Она уверена, что издание будет интересно не только исследователям, но и обычным читателям.
COVID-19 и нынешняя ситуация повысили востребованность удаленной работы. Наталья Соболева считает важным продолжить исследование, чтобы изучить влияние пандемии и политической ситуации на рынок фриланса и развить тему баланса работы и семейных отношений.
Второй рецензент, младший научный сотрудник ЛЭСИ Анита Поплавская, также отметила плюсы неакадемического языка. «Книгу хочется прочитать сразу», — сказала она. По ее мнению, достоинством книги стало отражение динамики развития свободной занятости, становящейся все более важным сегментом отечественного рынка труда, изучение рынка фриланса и конкуренции платформ.
Анита Поплавская считает важным продолжить изучение темы, исследовав социальную роль фрилансеров и их стремление остаться в этой среде или развиваться уже как предприниматели, а также проанализировав роль платформ в развитии фриланса и его влияние на общество и рынок труда.
Директор Национальной гильдии фрилансеров Кирилл Аношин подчеркнул важность и актуальность книги, он обратил внимание на то, что платформенная занятость удобнее для крупных заказчиков, которым легче иметь дело с интегратором, чем с отдельным исполнителем.
Он сообщил, что многие фрилансеры вернулись из-за границы из-за сложностей с перечислением средств за выполненные заказы.
Отвечая на вопрос участников мероприятия о том, что больше всего беспокоит свободных работников, Кирилл Аношин сказал, что их не очень волнует пенсия: они надеются, что накопят средства на старость или будут работать до исчерпания сил. Фрилансеров больше интересует медицинская страховка и поддержка во время чрезвычайных ситуаций вроде пандемии. «Мое личное мнение: фриланс — это первый шаг к предпринимательству», — подытожил он.
Заведующий ЛЭСИ, первый проректор ВШЭ Вадим Радаев поздравил авторов. «Вы молодцы, я прочитаю книгу от корки до корки», — сказал он. Он назвал работу Стребкова и Шевчука крупным проектом. Авторы, по его мнению, не побоялись заняться маргинальной для середины 2000-х годов темой и сумели найти нестандартный исследовательский подход к ее изучению. «Тема не сама становится крупной, она выращивается авторами», — отметил Вадим Радаев. Он обратил внимание на то, что авторы сочетали в исследовании количественные и качественные подходы и создали команду единомышленников для его проведения.
В обсуждении книги также приняли участие стажер-исследователь ЛЭСИ Алексей Андрюшин и независимый аналитик и социолог Павел Антипин.