Великобритания находится под жесточайшим инфляционным прессингом. Многим перестало хватать денег на подскочившую в цене еду. Банк Англии вынужден повышать ставки, что грозит отправить в финансовый нокаут сотни тысяч простых заемщиков и ввергнуть страну в стагфляцию. Эксперты говорят о накопившихся дисбалансах в экономике, деиндустриализации и непреодоленных последствиях брекзита.
По официальным данным Управления национальной статистики Великобритании, в мае текущего года инфляция в стране составила 8,7%. «Рост базовой инфляции может вызвать некоторую озабоченность» — так охарактеризовал ситуацию в интервью Би-би-си главный экономист статистического агентства Грант Фитцнер. По его словам, это связано с ростом цен на услуги, например, в ресторанах и отелях, что в значительной степени отражает более высокие затраты на заработную плату для компаний. «Такая ситуация вызывает опасения, что общая инфляция будет снижаться гораздо медленнее, чем ожидалось», — добавил Грант Фитцнер.
Отметим, общий уровень инфляции в Великобритании замедлился с пикового уровня в 11,1% в октябре прошлого года, но он остается крайне высоким, особенно если сравнивать с рядом других экономически развитых стран. Например, в США индекс потребительских цен в мае составил 4% по сравнению с прошлым годом, а в еврозоне (в 20 странах, использующих евро) средний показатель инфляции был зафиксирован на уровне 6,1%.
Особенно критической выглядит продовольственная инфляция. Цены на продукты питания и безалкогольные напитки в Великобритании в мае выросли на 18,3% по сравнению с аналогичным месяцем годом ранее. Это является небольшим замедлением по сравнению с предыдущими месяцами, когда продовольственная инфляция достигла 45-летнего максимума.
Фото: iStock
Продолжающийся рост цен на еду заставляет многих британцев обращаться за помощью к благотворительным организациям. Причем это касается не только безработных или малообеспеченных. Недавно Sky News сообщил, что некоторые военнослужащие и их семьи были вынуждены пользоваться продовольственными банками, «поскольку высокая инфляция и растущие расходы ввергают их в кризис». «Неофициальный продовольственный банк существует даже на крупной базе королевских ВВС в Линкольншире, сообщил источник в министерстве обороны», — отмечало издание. Часть обслуживающего персонала авиабазы вынуждены «выбирать между едой и топливом», при этом некоторые не могут позволить себе доехать домой с базы, чтобы повидаться с семьей. «Одна летчица, мать-одиночка, была вынуждена четыре дня обходиться без горячей пищи, потому что потратила последние деньги на детскую молочную смесь», — пишет Sky News. Объем запросов о финансовой поддержке в ключевую благотворительную организацию военнослужащих увеличился более чем в два раза, сообщает издание.
Справиться с инфляцией финансовым властям пока так и не удается. Управляющий Банка Англии (БА) Эндрю Бейли уже предупредил, что ее снижение «займет намного больше времени, чем ожидалось». Между тем к концу года у почти 1,3 млн домохозяйств истечет срок их фиксированной ставки. И их ежемесячные процентные платежи увеличатся примерно на 200 фунтов стерлингов в месяц, или на 2400 фунтов в течение года, если ставка по ипотеке вырастет на 3 процентных пункта, говорят в британском ЦБ.
И, как прогнозируют трейдеры, Банк Англии будет вынужден повышать ставки на более длительный срок, чем это происходит сейчас, например, в США, где Федеральная резервная система приостановила процесс повышения процентных ставок, а в ЕС, как ожидается, ставку повысят еще пару раз до конца года.
Декан факультета экономических наук НИУ ВШЭ Сергей Пекарский полагает, что в Англии, скорее всего, гиперинфляции не будет, но ключевую ставку придется поднимать. «Повышение процентной ставки, с одной стороны, будет означать, как и для любой другой экономики, снижение деловой активности, — говорит он. — Также это приведет к тому, что у правительства возникнут дополнительные сложности для обслуживания госдолга. Это, в свою очередь, потребует более консолидированной и еще более жесткой фискальной политики, что также окажет негативное воздействие на экономику Британии».
22 июня Банк Англии в очередной раз поднял ставку, на этот раз на 50 б.п., с 4,50 до 5,00%. Это самый высокий уровень с 2008 года. «Такое решение банка связано с более медленными, чем ожидалось, темпами снижения инфляции в секторе услуг, а также устойчивыми уровнями занятости и заработных плат, — говорит Алина Семенова, автор раздела «Денежно-кредитная политика» мониторинга мировой экономики GlobBaro HSE. — На фоне высоких энергетических цен и перестройки внешней торговли (сказывается также эффект брекзита) действия БА все еще не дают достаточного эффекта для достижения среднесрочной целевой инфляции в 2%».
Эксперт считает, что для Англии текущий уровень ставки высок и создает риск для экономической активности: по оценкам МВФ, в 2023 году ожидается спад ВВП на 0,3%. Это означает, что страна будет находиться в состоянии стагфляции — высокой инфляции на фоне падения ВВП.
Высокая ставка негативно влияет на экономику. Во-первых, увеличиваются ставки по кредитам и ипотеке, что снижает спрос и замедляет рынок недвижимости (строительный сектор), который является важным драйвером роста. Во-вторых, высокие ставки замедляют инвестиционную активность и создают риски для долговой устойчивости компаний (повышается стоимость обслуживания долга), говорит Алина Семенова. «Как и все центральные банки развитых стран, БА находится перед тяжелым выбором — низкая инфляция или стагнация/спад экономики, — поясняет она. — В любом случае БА должен действовать осторожно. Но пока они настроены на активную борьбу с инфляцией за счет ужесточения монетарной политики, по крайней мере в 2023 году. Однако риторика может смениться ближе к выборам 2024 года».
По оценкам доцента департамента мировой экономики НИУ ВШЭ, руководителя проекта GlobBaro HSE Александра Зайцева, в Великобритании, в отличие от Евросоюза, стоимость энергоносителей, тарифы ЖКХ, а также продовольственные цены продолжают расти. Кроме того, с началом туристического сезона ускорился рост цен на авиабилеты (31,4% г/г в мае vs 12,6% в апреле). Все это вносит вклад в общую инфляцию.
«С большой вероятностью мы увидим некоторое продолжение тренда на замедление инфляции в этом и следующем году: инфляция будет сокращаться из-за эффекта высокой базы 2022 года, однако вопрос в том, насколько сокращение будет быстрым и как скоро инфляция вернется к целевым значениям», — говорит Александр Зайцев. Он полагает, что существенным препятствием для снижения инфляции являются два обстоятельства. Первое — неопределенность цен на энергоносители. Цены на газ в июне в Европе опять возобновили рост (в 1,5 раза месяц к месяцу), а к концу года ожидается рост цен на нефть.
Второе: энергетическая и продовольственная инфляция постепенно просачивается в базовую инфляцию. Начинают дорожать услуги из-за постепенной индексации заработных плат. «Пока о полном восстановлении экономической активности говорить не приходится. В последние месяцы мы видим некоторое восстановление в отдельных частях сектора услуг (показатели PMI), однако в целом экономика находится больше в состоянии стагнации: по итогам 2023 года ожидается спад 0,3% ВВП», — прогнозирует Александр Зайцев.
Причин сложного положения в экономике Великобритании много, и все вместе они создали негативный кумулятивный эффект, отмечает профессор факультета мировой экономики и мировой политики Екатерина Энтина. В их числе она называет тотальную деиндустриализацию. «В Бирмингеме — цитадели английской промышленности — нет ни одного исторического памятника. Все заводы перестраивались, а потом были закрыты вследствие утраты конкурентоспособности», — приводит пример профессор. «Когда объявили тендер на модернизацию железных дорог Великобритании, его выиграл Siemens, а не англичане. Когда переходили на технологию 5G, ведущую роль должен был сыграть китайский Huawei», — напоминает Екатерина Энтина. Другая причина, по ее мнению, «это дисбаланс в структуре экономики страны в пользу финансового сектора, другими словами — в пользу спекуляций». Кроме того, она полагает, что есть серьезные проблемы с согласованием интересов разных частей Великобритании — Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии.
«Самое главное, — говорит профессор, — нелепо выйдя из ЕС, Великобритания выстрелила себе в ногу. Выигрыша в виде более успешной экономической политики она не получила, а привилегированное положение на обширном едином рынке ЕС утратила», — полагает эксперт.
Это мнение косвенно подтверждает Марк Карни, предыдущий глава Банка Англии, который недавно заявил, что выход Великобритании из Европейского союза был одной из причин, по которой в стране сохраняется устойчиво высокая инфляция. Впрочем, он не забыл сослаться на рост цен на энергоносители после начала Россией специальной военной операции на Украине.
Екатерина Энтина отмечает также «бездарное управление страной на протяжении последних лет всеми сменяющими друг друга правительствами и воинственность, при помощи которой руководство страны пытается маскировать все допущенные политические, экономические и стратегические просчеты».