Обманывая граждан, мошенники часто вовлекают в свои схемы целые группы посредников — так называемых дропов, или дропперов. Обычно эти люди почти ничего не знают об афере и получают плату за свои услуги. В последнее время это явление становится все более распространенным, а в группу риска попадают школьники и студенты. В дальнейшем их, возможно, заменят боты.
Мошенничество в финансовой сфере уже превратилось в целую отрасль теневой экономики, рассказал председатель комитета Ассоциации российских банков по повышению уровня финансовой грамотности, руководитель направления Управления методологии бизнес-процессов Азиатско-Тихоокеанского банка Максим Сёмов на вебинаре «Кто такие дропперы и почему им так много платят?», организованном Федеральным методическим центром по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования НИУ ВШЭ.
В этой сфере трудится большое количество людей, имеющих определенную квалификацию и обязанности: сотрудники фронт-офиса, совершающие обзвоны потенциальных жертв, технические работники, аналитики, программисты, юристы и разработчики. Есть собственное производство: например, скиммеров — накладок на банкоматы, которые позволяют считать ПИН-код или данные карты. Это производство уже давно не кустарное, все процессы здесь налажены не хуже, чем на обычных предприятиях.
Этой «индустрии» всегда необходимы кадры, которыми в случае чего можно пожертвовать. «Дроп — как перчатка для какой-нибудь грязной работы, которую используют и затем просто выкинут», — пояснил Максим Сёмов.
По его словам, сейчас чаще всего это владельцы банковских карт, которых нанимают для операций с украденными деньгами. Они не знают, каким способом и откуда взяли эти средства и куда они их перевели.
«Так как в любом банке существует процедура идентификации клиента, то все данные мошенника очень быстро станут известны. Поэтому операция идет через цепочки дропов, которые как бы сдают в аренду свои пластиковые карты — для транзитного банковского перевода, снятия наличных и передачи их через ячейку или через курьера, а также, наоборот, для получения наличных и пополнения счета с целью дальнейшего перевода», — рассказал докладчик.
Дропперы знают лишь одного человека, который их нанял, — дроповода. Это тоже профессия: эти люди умеют привлечь людей и сформировать из них готовые цепочки, по необходимости подбирая под конкретные задачи. У них в «кадровых документах» хранятся данные о каждом дропе: жизненные ситуации, мотивы, убеждения, опыт подобной работы, надежность, возможная страховка и зарплатные ожидания.
«Основная среда, где вербуют дропов, — это студенты и ученики старших классов школ. В любом студенческом общежитии можно найти такого человека, иногда они даже официально там работают», — рассказал Максим Сёмов.
Фото: iStock
Часто средства идут не просто в карман аферистам, а для финансирования серьезных преступлений, в том числе военных и террористических.
Бывает и так, что в незаконную деятельность втягиваются бизнесмены, которые «просто не умеют вести бизнес», добавил он. Желая сократить расходы (в первую очередь налоговые), они слушают советы «экспертов», которые приводят убедительные аргументы в пользу схем с участием готовых цепочек дропов, ими же и предоставляемых.
При вербовке дропов им всегда рассказывают о том, что рисков нет, так как в УК нет статьи, которая бы предусматривала ответственность за транзитный перевод и обналичивание средств. Никто не арестует человека за то, что он перевел другому или снял в банкомате собственные деньги, которые ему перевел друг. Но это не совсем так, подчеркнул Максим Сёмов. Наказание может настигнуть дроппера по совокупности статей: налоговые нарушения, незаконное предпринимательство, мошенничество (соучастие) и т.п. А если человек оказался замешан в финансировании терроризма, он, как и все остальные участники цепочки, получит очень суровое наказание.
Кроме того, дропам грозит блокировка счетов, по которым проводятся подозрительные операции. Звучит не страшно, но в дальнейшем человек будет испытывать трудности с открытием новых счетов и получением кредитов. Информация о владельцах заблокированных по такой причине счетов содержится в некоем межбанковском реестре, пояснил председатель комитета Ассоциации российских банков.
По его мнению, в дальнейшем это явление, скорее всего, уйдет в нейросети. Мошенникам и их клиентам не нужны лишние затраты и риски, которые несут в себе живые люди, и совсем скоро станет проще создавать виртуальных персонажей. Как и любая другая сфера экономики, теневая тоже проявляет интерес и начинает активно осваивать технологии, связанные с ИИ. Вместе с голосовыми помощниками будут развиваться голосовые мошенники — боты, самостоятельно обзванивающие граждан. Кроме того, на первый план постепенно выходит использование биометрических данных с помощью нейросетей. Уже сейчас достаточно легко сгенерировать голос и фейковое видео реального человека.
«Банки тоже будут с помощью ИИ разрабатывать антифродовую защиту, и в итоге нейросеть со стороны преступного мира будет биться с банковской, причем за наши с вами деньги», — спрогнозировал Максим Сёмов.