Масштабное исследование старшего поколения по международным методикам позволяет получить максимально полные данные об условиях жизни и потребностях пожилых людей в России, сравнить их с ситуацией в других странах и прогнозировать направления развития здравоохранения и других секторов социальной сферы, связанных с повышением продолжительности жизни и обеспечением активного долголетия.
Институт социальной политики НИУ ВШЭ совместно с НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» провел круглый стол «Вторая волна национального исследования старшего поколения в России: преимущества и перспективы».
Открывая встречу, проректор НИУ ВШЭ, инициатор создания НЦМУ Лилия Овчарова отметила растущее значение исследований старения и активного долголетия в России, поскольку старение населения и рост доли пожилых людей, вызванные увеличением продолжительности жизни, стали одновременно достижением и вызовом для медицины и системы социального обеспечения.
Модератор круглого стола, заместитель директора Института социальной политики ВШЭ Оксана Синявская, подчеркнула, что мероприятие посвящено обсуждению результатов второй волны Национального исследования старшего поколения (российской версии международного обследования SHARE). Она напомнила: сбор эмпирических данных о здоровье, старении и выходе на пенсию старшего поколения ведется в США с конца 1960-х годов, а в последние десятилетия — и во многих других странах, в том числе в Европе, Китае и государствах Латинской Америки. Две волны исследования старшего поколения в России, проведенные по сопоставимой с аналогичными опросами в других странах методологии, дают возможности для широкого круга межстрановых сравнений характеристик и поведения пожилых людей в России и в других странах.
Российские обследования позволяют выявить социально-демографические характеристики респондента, его положение на рынке труда. Собраны сведения о семье, близких людях, в том числе детях и внуках пожилого человека, его социальных связях, что позволяет проводить анализ социального капитала и его роли в качестве жизни и здоровье респондентов.
Большое внимание в опросе уделяется сбору информации о когнитивном, физическом и ментальном здоровье, доступности медицинского обслуживания, что важно для России, где не хватает комплексной информации о здоровье людей старшего возраста. Другим важным блоком обследования Оксана Синявская назвала данные об уровне развития цифровых навыков респондентов. Также оно содержит вопросы о субъективном благополучии и ценностях, в 2021 году были включены вопросы об эйджизме, а в 2023-м — о гордости за страну. Сочетание информации о различных сферах жизни респондентов позволяет разрабатывать интегральные оценки качества жизни пожилых людей.
Фото: dolgoletie.mosreg.ru
Ведущий научный сотрудник Института сравнительных социальных исследований Анна Андреенкова назвала обследование классическим лонгитюдным проектом, когда один и тот же респондент оценивается в разные точки времени, что позволяет изучить динамические взаимосвязи и обеспечить методическую стабильность. Нынешнее обследование пока носит среднесрочный характер, но со временем может стать долгосрочным.
Обследования проводились в конце 2021 и 2023 годов, в первой волне были проведены более 3000 интервью, во второй были опрошены 1684 человека из второй волны, после чего выборка была достроена за счет включения новых респондентов. По словам Анны Андреенковой, то, что 56% респондентов первой волны удалось опросить во второй волне, — хороший результат, часть отказов объяснялась соображениями здоровья, а также безопасности, и исследователи надеются опросить их в третьей волне.
Об изменениях здоровья за период между волнами сообщили 48% респондентов, в том числе ухудшилось оно у 38%, улучшилось — у 8%, 6% получили инвалидность, а 24% опрошенных перенесли коронавирус.
Сложности и ограничения исследования касались уровня дохода, сложных семейных историй, определения степени родства, ретроспективной хронологии — отнесения событий к датам (например, люди относят отдельные ситуации к прошедшему двухгодичному интервалу, хотя они произошли раньше).
Ведущий научный сотрудник Центра комплексных исследований социальной политики (ЦКИСП) НИУ ВШЭ Светлана Бирюкова и ведущий научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Алла Макаренцева представили результаты продолжающегося исследования «Одиночество и эмоциональное состояние вдовствующих пожилых на данных России и Китая».
Исследования этого явления важны, поскольку связаны с активным долголетием и старением населения, восприятием социальной изоляции и ощущениями одиночества и тревожности, порождающими депрессии, страх смерти и апатию. Например, выяснилось: страх одиночества негативно влияет на субъективную оценку собственного здоровья и продолжительность здоровой жизни.
Фото: iStock / heckepics
Алла Макаренцева и Светлана Бирюкова стремились выявить отличия национальных контекстов одиночества и его связи с другими социальными состояниями, а также то, как в старости проживают одиночество. Работа сфокусирована на женщинах, поскольку из-за большей средней продолжительности жизни они чаще остаются одни. Ученые обратили внимание, что в Китае продолжительность жизни выше и меньше гендерный разрыв: соотношение женщин и мужчин достигает в Китае 2:1 только в 90 лет, тогда как в России — в 75. Выборка в России составила 585 человек, в Китае — около 1500.
В России уровень вдовства в сопоставимых возрастах почти вдвое выше, чем в Китае. Также в нашей стране вдовы существенно чаще живут одиноко, отдельно от детей и других близких.
Докладчики отметили, что люди в странах с отличающимися культурными контекстами по-разному оценивают здоровье: одни называют плохой ситуацию, когда не могут встать, другие — из-за вчерашнего недомогания.
В России среди живущих одиноко негативное эмоциональное состояние усиливается с 50 до 79 лет вне зависимости от остроты переживания одиночества, а социальная изоляция в глубокой старости создает дополнительное бремя и связана с множественными дефицитами.
В Китае индекс эмоционального состояния высок у женщин, часто испытывающих чувство одиночества, причем он не зависит от характера проживания, при этом наблюдается меньшая зависимость эмоционального состояния от возраста.
Сравнение между Россией и Китаем показывает, что в России средние значения эмоционального состояния женщин, испытывающих одиночество, выше, чем в Китае (за исключением возраста 50–59 лет), причем разница в 0,25 не меняется с возрастом.
Ведущий научный сотрудник ЦКИСП НИУ ВШЭ Елена Селезнева и младший научный сотрудник центра Дарья Карева представили сообщение «Анализ межстрановых различий в функциональном состоянии лиц старшего возраста». Они пояснили, что эти показатели серьезно влияют на спрос на долговременный уход.
Елена Селезнева и Дарья Карева сообщили: есть ряд исследований, характеризующих функциональный статус и долю граждан, не имеющих ограничений в обычных и инструментальных активностях повседневной жизни (ADL и IADL). По этим данным, доля россиян, не имеющих ограничений, ниже по обоим показателям, причем разрыв увеличивается с возрастом. Однако при использовании других шкал ситуация меняется.
В своем исследовании сотрудники ЦКИСП использовали данные 8-й общей волны (2019–2020 годы) Европейского обследования здоровья, старения и жизни на пенсии (SHARE) по шести странам: Швеции, Финляндии, Латвии, Литве, Эстонии и Румынии (от 400 до 1700 респондентов из страны), а также данные 1-й волны (2021 год) Национального исследования старшего поколения (НИСП), проведенного в России по методологии SHARE.
Фото: iStock / vorDa
Среди ключевых функций выделялись способность делать покупки, ориентироваться в городе, что отвечает интересам социальных служб, когда человека можно восстановить.
Авторы учитывали переменные пола, возраста и типа поселения, а также такие показатели, как доля расходов государства и ВВП на здравоохранение и уровень охвата долговременным уходом.
В Эстонии и Литве отставание по распространенности ограничений было бы выше, если бы не доступный профессиональный уход. По мнению экспертов ЦКИСП, большая часть различий в автономии пожилых людей между Россией, Швецией и Финляндией объясняется значительным вовлечением старшего поколения в спорт и мероприятия ЗОЖ.
В отличие от Эстонии, Литвы и Румынии, где одиночество повышает автономию пожилых людей, в России оно создает эмоциональные и ментальные проблемы, отражающиеся на физическом состоянии, что означает необходимость развития межпоколенческих контактов. Пожилому не только важно чувствовать себя объектом внимания, но и хочется делать что-то полезное для окружающих.
В нынешней ситуации, по мнению Елены Селезневой и Дарьи Каревой, России следует обратить внимание на развитие системы долговременного ухода, что позволит создать преимущество в функциональном состоянии пожилых людей по сравнению с постсоветскими странами.
Заведующий Лабораторией сравнительных исследований массового сознания НИУ ВШЭ Владимир Магун и ведущий научный сотрудник лаборатории Маргарита Фабрикант представили сообщение «Отношение людей к своей стране и его связь с частной жизнью».
Более 90% опрошенных в 2023 году чувствуют очень сильную или довольно сильную связь с Россией, примерно такая же доля респондентов очень или в какой-то мере гордятся тем, что живут в нашей стране. Более выраженная вера в превосходство (Россия лучше большинства стран) встречается несколько реже, но также велика: так думают около 75%. При этом подавляющее большинство уверено, что для успешного развития страны необходимо признавать ее недостатки.
Фото: mos.ru
Возраст влияет на все ответы: чем старше респондент, тем больше выражено положительное отношение к стране по разным параметрам. На уровень гордости за страну позитивно влияет просмотр новостей по телевизору, тогда как их изучение в интернете имеет слабый отрицательный эффект.
Докладчики обратили внимание, что люди не компенсируют проблемы частной жизни интересом к общественной, напротив, удовлетворенность семейной ситуацией положительно отражается на восприятии положения в стране. Также на его восприятие позитивно влияют показатели генерализованного доверия.
Несколько отстраненное отношение к стране дает меньше значимых эффектов. Любопытна связь с доходами: среди людей с их высоким уровнем выше доля тех, кто испытывает гордость реже, чем хотелось бы, но в целом более положительно ситуацию в стране склонны оценивать респонденты с высоким статусом и материальным благополучием.
«Первые результаты продемонстрировали содержательные связи между составляющими отношения россиян к своей стране и различными характеристиками их частной жизни. Более тщательное их изучение — задача дальнейших исследований», — резюмировали Владимир Магун и Маргарита Фабрикант.
В завершение круглого стола его участники высказались за продолжение проекта, что позволит создать по-настоящему долгосрочное лонгитюдное исследование.