Гейминг стал значимым элементом культуры и отдельной отраслью экономики, сформировав рынок с миллиардными оборотами. Киберспорт превращается в полноценную спортивную дисциплину и влияет не только на здоровье и ценности игроков, но и на общую культуру, состояние и развитие общества. Как повальное увлечение играми меняет самих игроков, окружающий мир и индустрию развлечений, вместе с экспертами, врачами, исследователями и участниками клуба «КиберВышка» разбирались стажеры-исследователи Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ.
Играют чаще, дольше, больше
В последние годы интерес к геймингу и киберспорту растет и в мире в целом, и в России в частности. По данным ежегодного исследования Global Games Market Report аналитической компании NewZoo, количество активных игроков видеоигр в 2023 году составило 3,38 млрд, что на 4,3% больше, чем в 2022 году (к активным игрокам относятся все люди, которые играли в игры на ПК, консолях, мобильных устройствах или в облачном игровом сервисе в течение последних шести месяцев. — Ред.).
Мировой рынок киберспорта сейчас находится на начальном этапе развития. Аналитики Mordor Intelligence оценивают его объем в 2024 году в 2,11 млрд долларов и прогнозируют, что он вырастет вдвое уже к 2029 году. Precedence Research еще более оптимистичны: они ожидают, что объем мирового рынка киберспорта к 2032 году достигнет 33 млрд долларов.
Растет и число самих киберспортсменов, и объем заинтересованной аудитории: сервис DemandSage ожидает, что число зрителей киберспортивных состязаний уже в следующем году значительно превысит 600 млн человек.
В России в 2022 году в видеоигры играли почти 70% жителей, при этом 55% делали это регулярно. 23% пользователей, опрошенных в рамках исследования компаний «CберМаркетинг», «Чек Индекс» и Rambler&Co в прошлом году, признались, что увлекаются стримами и киберспортивными турнирами. Исследование Mediascope показало, что так или иначе интересуются киберспортом около 10% населения в возрасте 12–64 лет. В Москве и других крупных городах этот показатель выше — от 12 до 15%.
Видеоигры сегодня воспринимаются не только как досуг, но и как спортивная дисциплина. «Вопрос сейчас не в том, является ли киберспорт — спортом, а в том, что спортивного в киберспорте», — говорит руководитель студенческого объединения по развитию компьютерного, электронного и фиджитал-спорта в НИУ ВШЭ «КиберВышка» Руслан Атауллин. «Происходит немного другое общение в духе того, что мы признаем это спортом, но мы не понимаем пока, что в этом деле называть киберспортом, а что — простыми играми», — добавил он.
Физическое развитие и состояние игроков, по его словам, не основной критерий спорта. «Физику не развивают, на самом деле, многие спортивные игры. Я бы сказал скорее, что спорт — это про возможность тренироваться, соревноваться, получать опыт достижения успеха. Важна также и повторяемость результата, то есть возможность наигрываться и повышать навыки. В этом плане, конечно, киберспорт очень похож на все остальное», — пояснил Руслан Атауллин.
В 2016 году Министерство спорта РФ издало приказ о внесении компьютерного спорта (киберспорта) в реестр официально признанных видов спорта, так Россия стала первой страной, признавшей данную дисциплину. Сегодня в стране проводятся такие соревнования, как Кубок России по киберспорту, Всероссийская киберспортивная студенческая лига, Кубок России по интерактивному футболу, открытые киберспортивные игры, а о важности дисциплины заявляют на государственном уровне. Кроме того, активно развивается фиджитал-спорт, объединяющий элементы физического и виртуального соревнования. В начале 2024 года в Казани прошел международный фиджитал-турнир «Игры будущего», в котором приняли участие команды из 107 стран мира.
«Сейчас киберспорт набирает максимальную популярность, и более 15 млн россиян уже занимаются им», — отмечал вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко в рамках презентации «Игр будущего». Гейминг и киберспорт оказывают влияние на разные аспекты жизни человека: физическое и ментальное здоровье, когнитивное развитие, а также на образ жизни и поведение. Это стало причиной роста числа научных исследований в таких областях знаний, как социология, психология и нейробиология. «Многие вопросы влияния видеоигр, например, на мозговую активность сложны и пока еще не изучены, но крайне интересны», — отмечает профессор Вермонтского университета (США) и ведущий исследователь в крупнейшем американском проекте нейровизуализации ABCD Бадер Чаарани.
В вопросе влияния игр на жизнь следует понимать четкую разницу между киберспортом и простым увлечением, считает Руслан Атауллин: «Любой спорт, к сожалению, сопряжен с психологическим напряжением, и киберспорт — не исключение. Но многие ведь играют не чтобы соревноваться, а чтобы просто как-то провести время, расслабиться. Спорт — это больше история про достижения, челленджи, мотивацию. Здесь очень важно разделять обычный гейминг и киберспорт».
Мозг как мышца
Из преимуществ гейминга и киберспорта для развития когнитивных функций эксперты выделяют улучшение работы головного мозга, развитие логического мышления и укрепление памяти. Это происходит благодаря необходимости длительно концентрироваться на игровом процессе, постоянному движению пальцев и рук, использованию логики и развитию игровой стратегии у игроков.
При этом различные жанры видеоигр развивают разные области мозга, отмечает Бадер Чаарани. «Игры с быстрым темпом, такие как шутеры (“стрелялки”) и гонки, развивают внимание и реакцию, в то время как игры с медленным темпом, включающие стратегию и головоломки, положительно влияют на память и умение решать нетривиальные задачи», — отмечает он. Эту точку зрения разделяет кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник кафедры общей психологии факультета психологии МГУ Александр Войскунский. «Игры способствуют развитию умения принимать быстрые решения, замечать изменения обстановки, извлекать элементы информации из памяти», — подчеркивает специалист.
Если рассматривать мозг как мышцу, которую можно натренировать, то именно продолжительные часы игры улучшают нейропластичность (свойство человеческого мозга, заключающееся в возможности изменяться под действием опыта, а также восстанавливать утраченные связи после повреждения. — Ред.). «Чем больше вы тренируете мозг, тем лучше и эффективнее он становится. Тем не менее один час или меньше в день — это идеальное количество, которое максимизирует когнитивные преимущества и сводит к минимуму другие (вредные) последствия для психического здоровья и поведения», — подчеркивает Бадер Чаарани, ссылаясь на исследования в рамках проекта ABCD Study.
Стресс, бессонница, геморрой
Развивая когнитивные навыки, работу головного мозга и логическое мышление, увлеченные геймеры нередко ставят под угрозу физическое здоровье. Врачи в первую очередь обращают внимание на те же проблемы, что возникают у офисных работников: головные боли, туннельный синдром (из-за длительной работы с мышкой возникают боли в запястье), проблемы с сердцем и давлением, ожирение, варикоз, геморрой, сколиоз и т.п.
Фото: iStock
«У лиц, которые длительное время находятся в сидячем состоянии, в вынужденном напряженном положении, эти проблемы могут проявляться в более раннем возрасте, а также сопровождаться наибольшим клиническим проявлением, то есть наиболее частым и наиболее ярким», — поясняет сердечно-сосудистый и рентгенэндоваскулярный хирург Андрей Ерошенко.
Еще одним фактором риска могут стать проблемы со зрением: у людей, которые много времени проводят за компьютером и долго находятся в закрытом помещении, на сетчатку глаза не попадает ультрафиолет, который важен для ее нормального функционирования. В результате может нарушаться функция восприятия обычного дневного света. «Также нарушается функция аккомодации, то есть наведения хрусталика на предметы, которые находятся ближе к человеку или дальше от него. Могут возникать спазм аккомодации и нарушение зрения как раз из-за того, что при компьютерной игре взгляд направлен на монитор, то есть на близкое расстояние, и глаза находятся в постоянном напряжении, сам же хрусталик растянут. Соответственно, когда человек выходит на открытую местность, ему довольно сложно преодолеть спазм аккомодации. Таким образом, человек рискует получить близорукость и оказаться в очках», — предупреждает Андрей Ерошенко.
Ультрафиолет влияет также на выработку в организме мелатонина — гормона сна. При его дефиците человек может страдать бессонницей, беспокойством, нарушением психоэмоциональных реакций. Если геймер ведет ночной образ жизни, у него нарушается режим, сбиваются фазы сна, что может привести к возникновению состояний, связанных с депривацией сна. Переутомление также чревато обострением психологических и хронических заболеваний.
Другой риск связан с возможным нарушением питания. «В состоянии повышенного стресса у человека повышается и уровень глюкокортикоидов, гормона стресса, который отвечает за повышенный аппетит», — говорит Андрей Ерошенко. Увлеченный игрой, человек в состоянии стресса начинает употреблять большое количество быстрых углеводов — так у него повышается риск развития сахарного диабета, ожирения и сопутствующих заболеваний. Другой крайностью может стать недоедание: геймеру порой не до еды.
Фото: gofuture.games
«Хороший киберспортсмен должен в первую очередь заботиться о себе и своем здоровье», — подчеркивает Руслан Атауллин. Профессионалы-киберспортсмены уделяют особое внимание питанию, режиму сна и физическим тренировкам. Если игрок состоит в команде, то с большей долей вероятности за дисциплиной и тренировочным процессом будет следить тренер или менеджер, а иногда и психолог с нутрициологом.
Физическое здоровье игроков зависит от осанки, освещения, расположения монитора, клавиатуры и мышки, а также требует дисциплинированности и навыков тайм-менеджмента. Более эффективное управление временем, например сочетание киберспортивных тренировок с физической активностью, планирование пауз между играми и тренировками, выделение времени для других видов деятельности и досуга, способствует успеху в спорте и сохранению здоровья.
Преодоление трудностей и игровое расстройство
В качестве двух главных и наиболее привлекательных составляющих киберспорта заместитель руководителя департамента психологии НИУ ВШЭ Ирина Прусова выделяет интерактивность и конкуренцию. Первая дает возможность общаться и сотрудничать с другими геймерами в онлайн-среде, соревновательный аспект выступает в качестве механизма, с помощью которого геймеры могут сравнивать себя друг с другом. Александр Войскунский отмечает также в качестве привлекательных факторов систему вознаграждения и высокие зарплаты киберспортсменов.
Для многих игры помимо прочего дают возможность расширить свой кругозор, например окунуться в определенную историческую эпоху, отмечает старший преподаватель факультета гуманитарных наук ВШЭ Роман Гуляев. «Игры позволяют точнее представлять жизненные ситуации, в которых мы никогда не бывали. Они расширяют наше понятие о мире и дают возможность получить опыт, которого у нас не было», — поясняет эксперт. Гейминг может быть полезным элементом образовательного и тренировочного процесса. При этом Александр Войскунский предупреждает: «Если в сюжет популярной видеоигры заложен своеобразный взгляд на историю, то игрокам запомнится фейковое течение исторических событий, и учителя могут оказаться бессильными».
Зрители могут интересоваться киберспортивными мероприятиями по причинам удовольствия от агрессии (наблюдения за агрессивным или враждебным поведением игроков) и эскапизма (использования медийных источников, чтобы забыться или избежать повседневных дел). В качестве третьей причины Ирина Прусова выделяет возможность приобрести знания: это изучение игроков и команд, сбор информации, освоение новых навыков.
Среди положительных психологических эффектов киберспорта для игроков исследователи выделяют развитие социальных сетей и создание новых отношений. Многие люди также склонны использовать игры как механизм решения некоторых проблем, с которыми они сталкиваются. Например, заболевания. Ряд исследований показывают, что видеоигры обеспечивают досуг, который улучшает общее благополучие и психическое здоровье человека за счет уменьшения эмоциональных нарушений, снижения стресса, улучшения эмоциональной регуляции. Это повышает субъективное благополучие, благодаря которому игроки чувствуют удовлетворенность своей жизнью.
Формат и жанр той или иной игры имеет большое значение. «Есть игры, где прогресс постоянно сохраняется, а есть такие, где, умирая, герой начинает игру сначала. Первая группа будет мотивировать чувством прогресса, вторая — развитием навыков, повышающихся с каждым разом. В отличие от реальной жизни, где мы сталкиваемся с неудачами и адаптируемся к ним, здесь нет какого-то единого механизма», — подчеркнул Роман Гуляев.
При этом существуют риски негативного влияния киберспорта и гейминга на психику игроков. Чрезмерное увлечение видеоиграми может вызвать проблемы со сном, привести к дестабилизации настроения и даже снизить работоспособность. Гейминг также увеличивает риск изоляции, особенно для молодых людей, отмечается в исследовании специализированного научного журнала Social Science Computer Review (SSCR). Геймеры, играющие дольше, более склонны проявлять симптомы депрессии, социофобии и интернет-зависимости по сравнению с игроками умеренного уровня.
Существует мнение, что гейминг ведет к повышению агрессии у игроков, однако, по мнению Романа Гуляева, любая соревновательная активность связана с эмоциями, в том числе с агрессией. «В отличие от игры с живыми людьми, спортивной или настольной, в компьютерных играх ты взаимодействуешь только с монитором. На неодушевленном предмете проще выместить свои эмоции», — отметил он.
С точки зрения потребления медиаконтента видеоигры отличает необходимость преодоления трудностей. «Для многих игра — это не просто развлечение, а самосовершенствование и приобретение полезных навыков. Поэтому гейминг становится сложнее совмещать с другими формами досуга», — заключил эксперт.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в классификации болезней также выделяет игровое расстройство. Основные симптомы включают в себя потерю контроля на фоне увлечения азартными видеоиграми, а также увеличение приоритета игр над другими видами деятельности. Игровое расстройство затрагивает лишь небольшую часть людей, но нужно оставаться внимательным к количеству времени, которое тратится на игровую деятельность, предупреждает организация.
Фото: iStock
Кроме того, высокая интенсивность тренировок и соревнований в киберспорте может привести к стрессу, психическим заболеваниям и физическим проблемам. Немаловажна здесь, как и в любом спорте, проблема допинга — так, спортсмены могут использовать стимуляторы для повышения концентрации и улучшения реакции: применять анксиолитические препараты и бета-блокаторы, чтобы сохранять спокойствие в частых стрессовых ситуациях.
Руслан Атауллин признается, что с допингом как таковым в киберспорте не сталкивался. По его словам, здесь больше распространено читерство — применение недозволенных, нестандартных приемов или специальных технических средств для повышения эффективности игровых действий. По сути это тот же допинг, считает он, но факт читерства доказать сложно: если в случае с допингом в спорте проработан механизм проверок, то в киберспорте этого пока еще нет.
Друзья, победы, софт-скилы
Увлечение видеоиграми часто ассоциируется с низким уровнем социализации. Однако, как отмечает руководитель «КиберВышки» Руслан Атауллин, успешный киберспортсмен должен в первую очередь обладать сильными софт-скилами и уметь правильно распределять свое время.
«Хороший киберспортсмен должен заботиться о тайм-менеджменте и личностном факторе. Потому что киберспорт — это в большей степени история про коммуникацию. В киберспорте нельзя, как в футболе, пожать оппоненту руку и уйти, нужно очень много общаться как с противником, так и с судьей и, конечно, со своими тиммейтами (партнерами по команде. — Ред.). Не только из-за того, что тебе что-то не нравится, но и потому, что на какие-то вопросы у тебя самого не будет ответа», — считает Руслан.
О важности коммуникации говорят и сами участники киберспортивных мероприятий. «В киберспорте, помимо самого навыка игры, нужно иметь хорошие софт-скилы, чтобы говорить и быть понятыми своими тиммейтами правильно. Коммуникативные навыки очень важны для адекватной атмосферы во время игры», — подчеркивает студент 4-го курса образовательной программы «Прикладной анализ данных» Иван Травников. В рамках киберспортивной команды Вышки он участвовал в чемпионатах по дисциплине Rainbow Six Siege (R6S).
Хорошему киберспортсмену также не помешает немного изобретательности и упрямства, считает его коллега по команде, студент 1-го курса магистратуры ВШЭ «Современные компьютерные науки» Антон Иванов. «Мы часто придумывали откровенную дичь, которая обычно только снится при температуре 39. Но, когда пару раз из интереса прогоняли, понимали, что это можно отработать. Так, наш капитан мог предложить с виду идиотский план, который никто не хотел пробовать, но при энной попытке все соглашались, а дальше шли сначала маты, а потом и радость от выигранных раундов. Что-то подобное, как мне кажется, позволяло нам урвать раунды у соперников, которые казались нам явно не по зубам», — подчеркивает он.
Для студентов «КиберВышка» дает возможность новых знакомств и положительных эмоций: «Мои сокомандники, хоть и бывшие, в ряду лучших друзей до сих пор», — признается Антон. Игроки также считают, что при грамотном тайм-менеджменте игры не оказывают негативного влияния на здоровье и другие аспекты жизни: «Играть в компьютерные игры — это такое же хобби, как и раскрашивать картины по номерам. На учебе и работе это никак не сказывается, так как при правильном тайм-менеджменте можно успеть все», — уверен Иван.