Куда пойти учиться: выбор школы может повлиять на всю дальнейшую жизнь

Ученые отмечают, что на жизненный путь человека влияет множество факторов, включая доступность образования и выбор школы, который может усиливать социальное неравенство. Подробнее об этом шла речь на сессии «Неравенство в образовании» XXIII Ясинской международной научной конференции НИУ ВШЭ.

Исследования показывают, что социально-экономический статус семьи довольно сильно влияет на академические достижения детей, что создает образовательное неравенство: у детей из семей с невысоким доходом на старте меньше шансов достичь высоких результатов, отмечает Юлия Керша, младший научный сотрудник Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ.

В то же время о влиянии школы на будущие достижения науке известно пока не так много. Сложность состоит в том, чтобы отделить эффект школы от эффекта семьи. Результаты исследований показывают противоречивые результаты: одни демонстрируют способность школы к сокращению неравенства, другие — к воспроизведению.

Целью своего исследования Юлия Керша поставила как раз отделение эффекта школы от эффекта семьи, чтобы понять, как образовательное учреждение влияет на академические результаты. В качестве основного показателя была взята социально-экономическая композиция школы (СЭК). «СЭК — это сборная характеристика контингента школы, средний социально-экономический статус всех учащихся. Чем выше показатель СЭК, тем благополучнее контингент», — пояснила она.

Фото: iStock

Предыдущие исследования в этой области показали, что СЭК школы может быть даже важнее с точки зрения влияния на будущие достижения, чем статус семьи. «Композиция школы формирует и среду, и притязания учащихся, которые в нее попадают, и практики учителей», — объясняет Юлия Керша. Где выше композиция, там выше ожидания учеников и учителей, сложнее программа и выше достижения на выходе.

В результате исследования эксперт пришла к выводу, что отдельное влияние школы на академические достижения есть и является достаточно сильным. Дети из семей с одинаковым статусом, попадая в школы с разной социально-экономической композицией, демонстрируют разные академические достижения.

Например, 83% учеников школ с высокой композицией продолжат обучение в 10-м классе, а в школах с низкой — только 63%. Также учащиеся школ с высокой СЭК с большей вероятностью будут поступать в вузы, чаще успешно оканчивают их и чаще идут в магистратуру.

Получается, что школа оказывает влияние не только на академические успехи в процессе обучения школьника, но и на жизненную траекторию своего ученика в дальнейшем. «Школа с 1-го класса начинает формировать возможности ученика. Выбор школы может повлиять на всю дальнейшую жизнь», — резюмировала эксперт, отметив, что школа скорее способствует воспроизведению неравенства, чем его сокращению.

Фото: iStock

Пока научное сообщество не может предложить решение этой проблемы. По мнению исследовательницы, перемешать все школы было бы слишком радикальным решением. Кроме того, «в России это будет иметь дополнительные издержки в виде больших расстояний между некоторыми школами». Необходимо проводить дальнейшие исследования в этой области для более детального понимания влияния школы на неравенство, подытожила Юлия Керша.

Еще одним проявлением неравенства в образовании может служить отсутствие возможности у некоторых групп населения посещать обычную школу. В частности, у коренных малочисленных народов Севера (КМНС), ведущих кочевой образ жизни. Доклад на эту тему представила студентка НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Виолетта Давыденко.

Не все северные регионы могут обеспечить представителям КМНС получение образования. Эта проблема имеет несколько возможных решений. Первое — школа-интернат. Однако следует помнить, что интернат — это большой стресс и для детей, и для их родителей. Ребятам, которые всю жизнь прожили на изолированных территориях в окружении только своих родственников, крайне сложно адаптироваться к новым условиям.

Другое, самое эффективное на сегодняшний день решение — распространение практики кочевых школ. Такие школы могут быть организованы двумя способами: учителя кочуют вместе с семьями либо периодически приезжают на места их стоянок. Подобный вид обучения является оптимальным для представителей КМНС, так как обеспечивает получение образования и при этом сохраняет комфортную психологическую обстановку и привычный образ жизни, подытожила докладчица.

Фото: iStock

Дата публикации: 28.04.2022

Автор: стажер-исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ София Махайкова

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: