Учеба в Высшей школе бизнеса ВШЭ, магистратура в области естественных наук в британском университете, работа в консалтинге и создание IT-стартапа с миллиардными оборотами — Илья Мутовин, основатель сервиса Zoon, прошел через все эти этапы. Как монетизировать продукт, кого нанимать, как развивать и масштабировать проект, он рассказал на мастер-классе «Опыт создания IT-продукта на российском рынке и его дальнейшего развития на внешних рынках», организованном Клубом предпринимателей факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ.
Илья Мутовин известен как основатель и CEO стартапа Zoon, хотя он окончил бакалавриат в Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ, после этого год провел в одном из крупнейших университетов Великобритании University of Leeds, где получил степень магистра в области естественных наук.
Затем он два года работал в консалтинговой компании. «Занимался самыми разными проектами, познакомился с большими деньгами. Иногда я работал по сто часов в неделю, но это был ценнейший опыт», — вспоминает Мутовин. Однако его угнетала отчужденность от результатов своего труда: «Только погрузился в компанию, во все ее процессы, как вдруг — все! Сдаешь презентацию и больше никогда к этому не возвращаешься». Именно тогда Илья Мутовин задумался о создании своего дела.
После консалтинга будущий предприниматель руководил корпоративным развитием медиахолдинга «ПрофМедиа». Четыре года в этой компании, по его словам, оказалось «больше, чем нужно», что привело к профессиональному выгоранию, и Мутовин уволился. Пришло время реализовывать собственные идеи, говорит он. Вместе с тремя тезками — Ильей Шаповаловым, ответственным за разработку, Ильей Наринским, арт-директором, и Ильей Лисиным, директором по маркетингу, — он основал в 2000 году сервис по поиску мест и услуг Zoon. И именно тогда сделал ключевой вывод об HR-политике, которым руководствуется по сей день: «Всегда выбирайте нанять хорошего человека, а не дешевого человека. Иначе вы не сможете быть лучше конкурентов».
Современный менеджер, подчеркивает Илья Мутовин, должен быть погружен в IT. «Для управления разработчиками IT-познания определенно нужны, иначе вы просто не сможете разговаривать на одном языке. У разработчиков есть отдельный пунктик — уважение к людям, которые в их продукте понимают, могут что-то подсказать», — делится он.
Для достижения этой цели не всегда нужно иметь профильное образование, у самого Ильи Мутовина его нет. Чтобы разобраться в работе IT-стартапа, порой достаточно не самых продолжительных курсов и опыта «работы руками», чтобы быть понятным своим разработчикам и — что самое важное — самому понимать, что они делают.
Zoon сегодня известен как рекомендательный сервис по выбору организаций и специалистов.
Начиналось все со сбора информации о салонах красоты, фитнес-студиях, саунах и залах для йоги, позже стали добавляться другие категории. Во времена запуска стартапа, говорит Илья, известные сейчас карты (такие как «Яндекс» и Google), где показывают организации, отзывы, информацию о них и многое другое, еще не обладали таким функционалом. Zoon занял именно эту нишу, создав удобный сайт и привязав информацию к уже существующим картам.
Самые важные сотрудники компании, подчеркивает предприниматель, связаны с информационными технологиями. По мнению Ильи Мутовина, эта сфера сейчас — одна из самых перспективных на рынке труда. «Ковид научил всех работать удаленно. IT-разработчики всегда в огромной цене и еще очень много лет не останутся без работы, в какой бы сфере вы чего ни разрабатывали», — отмечает он. Одно из важных преимуществ профессии — гибкость в выборе места жительства: «Где именно физически жить — не так важно, просто выберите место, где вам по кайфу. У нас есть сотрудники, которые работают из деревни, из других городов, с пляжей».
Аудитория сайта Zoon.ru начала расти, каждый год увеличиваясь на несколько миллионов человек. В 2014 году сайт посетило 4,4 миллиона пользователей, а в 2021-м — уже 24 миллиона. С развитием Zoon.ru руководство начало планировать выход на зарубежные рынки. Однако выяснилось, что свой аналог такого приложения есть практически в каждой стране. Первая попытка выйти на международный рынок оказалась неудачной: в Индии компания столкнулась с давлением местного гегемона.
«Разрабатывать IT-продукт в России и сложнее, и проще, — считает Илья Мутовин. — Проще, потому что мы сами несем культурный слой, понимаем, как все работает в России. Но с другой стороны, Россия — слишком маленький рынок». Крупные игроки, которые работают сразу во многих странах, получают преимущество и не оставляют локальным компаниям права на ошибку, добавляет он.
За 10 лет существования стартап разросся до большой компании с миллиардными (в рублях) оборотами. Вторая попытка международной экспансии оказалась более удачной. Специально созданный для этого сервис Nicelocal — улучшенная и адаптированная для внешних рынков версия Zoon.ru — сейчас действует в 22 странах, планируется его запуск еще в 66 государствах.
Илья Мутовин уверен, что молодым предпринимателям всегда стоит стремиться к высоким результатам и никогда не останавливаться на достигнутом под влиянием неудач: «Что сейчас, что раньше — никаких барьеров нет. Вы можете просто идти и делать. Существуют меры поддержки стартапов, они работают неплохо. Например, то же “Сколково” (Skolkovo Ventures с 2019 года разрабатывает сеть активных бизнес-ангелов и инвесторов ранней стадии, готовых инвестировать в стартапы, также фонд стал одним из операторов федеральной программы “Платформа университетского технологического предпринимательства”, направленной на развитие студенческих стартапов. — Ред.), а также льготный налоговый режим. Пользуйтесь!»
Как не провалиться при запуске своего стартапа. 5 советов от Ильи Мутовина
- Получите базовые IT-навыки: эта сфера — одна из самых перспективных, а с разработчиками технологий лучше говорить на одном языке.
- Не экономьте на людях: нанимайте квалифицированных сотрудников, даже если их услуги стоят дорого.
- Не ориентируйтесь только на российский рынок, смотрите на свой продукт глобально.
- Брать в долг — это нормально, на запуске ищите средства всеми возможными способами, привлекайте инвестиции, используйте все имеющиеся инструменты поддержки.
- Главное — понять, нужен ли ваш продукт рынку. Более 90% стартапов проваливаются именно потому, что их продукты оказываются бесполезными в глазах потребителя.
На фото: Илья Мутовин, источник: Wikimedia Commons