Несмотря на обострение политической ситуации в мире, проблема изменения климата не стала менее актуальной, напротив, значимость этой повестки растет. Государству и бизнесу важно продолжать работу над климатическими проектами, активно заниматься восстановлением лесов и развитием лесного хозяйства, гармонизировать отечественный рынок углеродных единиц с зарубежным. Факультет географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ провел круглый стол по природно-климатическим проектам.
Открывая круглый стол, его модератор, доцент факультета географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Института географии РАН Андрей Птичников, отметил, что в мире наблюдается активизация климатической повестки. Причем в разных странах понимание климатических проектов различается. «В результате обсуждения мы надеемся выйти на новую концепцию и осознание реальности», — сказал он.
Декан факультета географии и геоинформационных технологий ВШЭ Николай Куричев представил доклад «Природно-климатические проекты в мире и в России: ключевые проблемы и условия успеха». Он отметил, что, несмотря на сложные условия, реализация климатической повестки в России продолжается. Так, в 2022 году заработал сахалинский эксперимент по ограничению выбросов парниковых газов, зарегистрированы первые климатические проекты, началась и торговля углеродными единицами. Крупные компании, например «РУСАЛ», разрабатывают и внедряют стратегии снижения углеродного следа, в том числе за счет поглощения выбросов природно-климатическими проектами.
Для выполнения национальных целей, отмечает Николай Куричев, необходимо к 2050 году нейтрализовать за счет климатических проектов до 20-30% выбросов крупных компаний, что составляет около 150–200 млн тонн эквивалента углекислого газа. Пока, говорит он, в России не сформированы ключевые условия для успеха этих проектов. Кроме того, на рынке нет единого стандарта и общепринятых методологий проектов, а значит, ирасчета количества созданных углеродных единиц, а часть природно-климатических проектов подвергается критике за недостаточное качество.
Российская стратегия во многом ориентирована на поглощение выбросов природными системами и продажу углеродных единиц крупным компаниям, хотя многие страны сосредоточены на сокращении выбросов, а офсетные единицы не допускаются на регулируемый углеродный рынок (ЕС) или их роль ограничена (Китай). Подход России (как и Бразилии) отражает наши конкурентные преимущества, но, если не гармонизировать наш подход с международной практикой, результаты работы будущего российского углеродного рынка не будут признаны в мире. Кроме того, рассчитывать на бум экспорта российских углеродных единиц сегодня не следует, более реальна возможность их покупки российскими компаниями-экспортерами.
Действенной долгосрочной стратегией Николай Куричев назвал создание национального углеродного рынка и его признание внешними партнерами. «Нужно следовать международным стандартам и подходам», — уверен он. Но без качественной экспертизы, официально одобренных качественных методологий проектов говорить о масштабировании отрасли рано. Также, по его мнению, необходимы прозрачная процедура разработки методологий проектов и авторитетный экспертный орган для их обсуждения и одобрения.
Декан факультета географии и геоинформационных технологий ВШЭ также обратил внимание на важность отказа от узковедомственного подхода при разработке климатических проектов. В частности, необходимо снять ограничения на посадку леса на неиспользуемых сельскохозяйственных землях, расширить возможности лесоклиматических проектов. Декарбонизация потребует развития центров компетенций, говорит он, выражая надежду на то, что такой центр появится в Вышке уже в нынешнем году.
Руководитель Центра ответственного природопользования Института географии РАН, профессор факультета географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ Евгений Шварц в своем докладе «Место природно-климатических решений в Стратегии низкоуглеродного развития России и в развитии лесного хозяйства» подчеркнул: торговля с ключевыми зарубежными партнерами (не только европейскими) потребует в перспективе учета углеродного следа экспортных товаров.
Крупным российским экспортерам в обозримом будущем предстоит столкнуться с трансграничным углеродным регулированием не только в ЕС, но и в других регионах и странах. Международные биржи требуют подтвердить низкий уровень углеродоемкости компаний, акции которых котируются у них. В России уже есть компании с программами сокращения нетто-выбросов, включающими проекты по наращиванию поглощения.
Повышение поглощения парниковых газов лесами — ключевое направление в стратегии достижения углеродной нейтральности России к 2060 году, для этого нашей стране нужно увеличить поглощение на 665 млн тонн СО2: целевой уровень в два раза больше, чем сейчас. Пока, по мнению Евгения Шварца, неясно, возможно ли достичь такого показателя.
Профессор ВШЭ уверен: необходимо изменить практики лесного хозяйства. Лесопосадки на заброшенных сельхозугодьях способны увеличить поглощение на дополнительные 100–150 млн тонн СО2-эквивалента. А сокращение площади пожаров на 50% по сравнению с 2021 годом на территории лесных хозяйств даст сокращение выбросов примерно на 130–140 млн тонн. Таким образом, необходимо изыскать еще около 340 млн тонн.
Инвесторы должны осознавать: природно-климатические проекты рассчитаны на длительные сроки, нередко необходимы дополнительные вложения в обводнение и защиту лесов. Кроме того, проект невозможно экономически эффективно реализовать на территории менее 10 000 га, а выход углеродных единиц может существенно различаться в зависимости от структуры леса.
Ведущий научный сотрудник Института глобального климата и экологии им. академика Ю.А. Израэля Владимир Коротков рассказал о прогнозе потенциала депонирования углерода при реализации лесоклиматических проектов. Сейчас, отметил он, применяются разные инструменты прогнозирования на локальном уровне, а на уровне крупных лесных массивов с разнообразными породами и возрастом леса — отечественная и канадская модели, а также разработка Европейского института леса (European Forest Institute).
Фото: iStock
При использовании большинства программ часто требуется привлечение разработчиков для их доводки и настройки на локальную ситуацию. «Надо понимать, с какими лесами мы работаем, рассчитать таблицы биологической продуктивности, учитывать климатические показатели, данные о почве и рассчитывать базовый и проектный сценарий», — подчеркнул ученый.
Например, при разработке проекта на юге Липецкой области, где неплохо поставлена охрана лесов, для получения углеродных единиц ученые предложили применить удобрения и разнообразить насаждения сосны широколиственными породами. Но даже при реализации такого сценария поглощение парниковых газов вырастет всего на 2–3 тонны на гектар.
Наибольший эффект, отметил Владимир Коротков, дают проекты лесоразведения на землях, не покрытых лесом, но и в этих вариантах нужно также продумывать посадку смешанных культур, заранее рассчитывать мероприятия по охране лесов. По данным исследования финских ученых, только 9% лесоклиматических проектов отвечают строгим критериям.
В обсуждении докладов приняли участие заместитель руководителя Центра зеленого финансирования Института ВЭБ.РФ Сергей Семенцов, гендиректор Центра специальных проектов и программ (участник «Сколково») Роман Голунов, заместитель начальника Управления углеродного рынка и инновационных проектов Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи Иван Рубанов и руководитель независимого проекта по поддержке природоохранных активистов Baigali Кристиан Ринчинов.
Завершая работу круглого стола, Николай Куричев отметил, что обсуждение докладов еще раз показало необходимость разработки стратегии развития всей сферы климатических проектов. Ее отсутствие приводит к противоречивым решениям различных государственных ведомств, в т.ч. многочисленным проблемам в реализации лесных проектов на прежних землях сельскохозяйственного назначения. «Надо сформировать такую стратегию», — подытожил декан факультета географии и геоинформационных технологий ВШЭ.