Экономические санкции, ограничения на участие, отказ от трансляций международных соревнований и уход иностранных компаний из РФ ввели российский автоспорт в состояние повышенной турбулентности. Однако вместе с изоляцией и рисками у российских адептов автогонок появились перспективы для развития внутренних соревнований и обучения нового поколения автогонщиков. Как превратить вызовы в возможности и чем хороши ипподромные русские гонки на заднем приводе, обсудили участники круглого стола «Автоспорт в современных реалиях», организованного Институтом спортивного права и менеджмента НИУ ВШЭ.
Российский автоспорт сегодня находится в непростой ситуации: с прошлого года и на нем отразились ограничения и запреты, вводимые большинством международных спортивных федераций в отношении россиян.
В феврале, после начала СВО на Украине, Международная автомобильная федерация (FIA) заявила об отмене российского этапа чемпионата мира по автогонкам «Формула-1». Позднее и вовсе был расторгнут контракт с компанией «Росгонки» на включение российских автодромов в этап Гран-при до 2025 года.
В марте 2022 года российские спортсмены, приехавшие в Абу-Даби (ОАЭ) на этап чемпионата мира по ралли-рейдам, не смогли принять участие в гонках. FIA требовала от них подписать документ о соблюдении на соревнованиях нейтрального статуса, отказе демонстрировать национальную символику, цвета, флаги на публике и в социальных сетях, исполнять национальный гимн. Спортсмены отказались и не были допущены до старта.
Российский автогонщик, победитель ралли-марафона «Шелковый путь» Никита Мазепин напомнил, что команда Haas на чемпионате мира по кольцевым гонкам разорвала контракт с ним и титульным спонсором — компанией «Уралкалий».
Руководитель Российской дрифт-серии Дмитрий Добровольский признался, что перестал верить в то, что спорт может быть нейтрален. «В российском автоспорте есть двукратный обладатель Кубка мира (Леонид Новицкий, российский бизнесмен и автогонщик, является двукратным обладателем Кубка мира FIA по ралли-рейдам. — Ред.), так что это как хоккей: если проводить хоккей без России, то какой это чемпионат мира?» — развел он руками.
Юридически российские спортсмены имеют право принимать участие в соревнованиях, однако им нужно находиться в нейтральном статусе, подписать довольно унизительный документ о политической нейтральности и выступать без российского флага.
Ударить дрифтом по запретам
Внешние ограничения заставляют серьезнее задумываться о необходимости развивать собственную спортивную инфраструктуру и запускать внутренние чемпионаты, постепенно выводя их на международный уровень.
В нашей стране много крутых спортсменов, не только автогонщиков, которые побили мировые рекорды, отмечает Никита Мазепин. Сейчас, например, происходит увеличение количества участников уже в чемпионате и Кубке России по кольцевым гонкам, которым скоро будет присвоен статус международного.
На заезды в Россию приезжают спортсмены из Китая, Казахстана, Белоруссии и других стран. «Все понимают, что российский чемпионат — один из сильнейших в мире», — отмечает Добровольский.
Большим потенциалом обладают и другие виды автосостязаний. В частности, Всероссийские соревнования по дрифту.
Обратить внимание стоит и на менее заметные и, по мнению экспертов, недооцененные виды автоспорта.
«Самые яркие, самые крутые соревнования, которые существуют на нашей планете Земля, — это ипподромные русские гонки на заднем приводе», — подчеркивает автоэксперт, журналист, мастер спорта по автомобильному спорту, тренер и дизайнер гоночных трасс Михаил Горбачев — сам в прошлом бронзовый призер чемпионата СССР по этому виду автогонок.
Речь идет о трековых состязаниях на трассе следующего вида: две дуги постоянного радиуса соединены отрезками прямой, а трек ипподрома покрывают льдом.
Идею поддержал директор Ассоциации развития технических видов спорта Удмуртской Республики Егор Макаров, который устраивал подобные состязания в январе 2023 года. По его словам, это «гонки смелых, где скорость достигает 140 км/ч на льду», они сочетают в себе экстремальный вид спорта и профессиональную деятельность. Чтобы пилотировать в таком заезде, молодым людям нужно многому научиться, и начинать здесь стоит как можно раньше, добавил мастер спорта по автоспорту, организатор, ведущий автоспортивных мероприятий и соревнований Марк Подольский.
В поисках места под солнцем
Автоспорт является многомиллиардной индустрией, в которую Россия также вкладывает свои ресурсы. Однако многие люди в нашей стране не знают об этом, а направление недостаточно популяризируется, сетует директор Института спортивного менеджмента и права ВШЮА НИУ ВШЭ Сергей Алтухов. Существует колоссальная поддержка государства и медийное внимание к целому ряду спортивных направлений, но автоспорт пока остается в тени.
Такое положение вещей министр по физической культуре, спорту и молодежной политике Удмуртии Наталья Гольцова, дочь известного советского автогонщика Владимира Гольцова, объясняет тем, что автогонки — не олимпийский вид спорта. «Сейчас то время, когда пересматривается “Стратегия-2030” (Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2030 года, принятая правительством РФ в 2020 году. — Ред.) и федеральный закон о спорте (ФЗ “О физической культуре и спорте в Российской Федерации” от 04.12.2007. — Ред.). Пора приходить и говорить, что мы отдельная строка, которая должна быть и в стратегии, и в законе», — подчеркивает она.
Генеральный директор АСК «Нижегородское кольцо» Сергей Пигулевский уверен: спортсмены должны понимать, что они являются частью шоу-бизнеса. Примером может служить пиар-директор артиста. «Он живет его жизнью: придумывает скандалы, прически, куда идти, как сесть, где сесть, на ком жениться», — рассуждает Пигулевский. Участники автоспорта также должны уметь продвигать себя и свой спорт с помощью социальных сетей и других медийных платформ. Благодаря этому можно усилить медийную активность и донести до большей аудитории информацию о российском автоспорте, расширив круг вовлеченных в эту индустрию людей.
Идею повышать медийную активность автогонщиков поддержали все участники круглого стола. «Присутствие на “Матч ТВ” — хорошо, но сегодня не телевидение уже ведущая сила медийной реальности», — обратил внимание Марк Подольский. Спорт всегда был интересен молодому поколению, но в наше время зрители хотят видеть не только борьбу за медали, но и настоящее шоу, добавляет он.
Нужны анимация, качественная трансляция и, конечно же, скандалы, соглашается Никита Мазепин. «Это должно быть не пресно», — подметил он. Сам Мазепин в настоящее время принимает участие в работе над проектом, который будет называться «Автомобильная медийная лига» (по аналогии с Медийной футбольной лигой). Цель — сделать шоу и добавить это в спорт.
Не потерять спорт, развить мастерство
Одним из вызовов для развития автоспорта в России является также компетентность людей, преподающих продвинутое вождение. По словам Михаила Горбачева, в настоящее время тренерская работа не имеет методики и аттестации, что затрудняет развитие автоспорта. «Нужно обезопасить спортсменов, потому что это скоростные соревнования. Также нужна организация, защищающая интересы гонщиков, предоставляющая услуги адвокатов для спортивного суда», — уверен он.
Сочи Автодром, фото: rosgonki.ru
Хоть в России и строятся специализированные современные автодромы, такие как «Сочи Автодром» или «Игора Драйв» в Санкт-Петербурге, огромное количество соревнований проводится на неподготовленных трассах и автомобилях. «У нас должна появиться составляющая, которая поможет нам в подготовке профессионалов по всем областям — от медийки до инженеров», — подхватил Марк Подольский.
Вышкинцы в автоспорте
Отдельно в ходе круглого стола шла речь об участии университетов в развитии автоспорта.
Так, в ВШЭ три года назад была запущена программа «Менеджмент и предпринимательство в автомобильном спорте». По словам Сергея Алтухова, за это время удалось разобраться в уровнях автоспорта: их два — начальники и любители железа. Между ними находится тонкая прослойка персонала, связанного с управленческими компетенциями. «Благодаря программе НИУ ВШЭ появляются люди, которые имеют очень большое представление о том, что происходит в автоспорте», — считает Михаил Горбачев.
Вышка не только выпускает грамотных специалистов. «Мы сами с ними растем, понимая проблематику, которая стоит, если рассматривать автоспорт как профессию», — подчеркнул Марк Подольский.
Сергей Газоян, организатор первенства ВШЭ по картингу, вместе с командой делает чемпионат для студентов Вышки, принять участие в котором могут все желающие, в том числе и из других учебных заведений, — от школьников до аспирантов. Состав команды включает от 2 до 4 человек: менеджеры, основные и резервные пилоты. Картодромы Москвы и области служат местами проведения соревнований. За полтора года участие в первенстве приняли порядка 35 команд и более 90 человек. Организаторы обращают большое внимание на медийную составляющую, приглашая на мероприятие режиссеров, видеооператоров и фотографов.
Научный руководитель образовательной программы «Менеджмент и предпринимательство в автоспорте» Андрей Ильин признался, что перед этой встречей спросил мнение о будущем российского автоспорта у нейросети. Ее вердикт был следующим: «В 2023 году автоспорт в России продолжит развиваться. Будет проводиться большее количество мероприятий на национальном и международном уровне. Однако многое будет зависеть от общеэкономической и политической ситуации в стране и в мире».